Таинственные артефакты в Ловозере - ХранителиРодины.рф

Эти рисунки как бы иллюстрации к саамскому древнейшему эпосу о священном Олене-Мяндаше и о возникновении саамского народа. Мяндаш был не только оленем, но и человеком, а также богом.

«Живущие на краю земли»

У саамов крайне самобытная культура, редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, это сделало их своего рода этнографической загадкой.

В давние времена жители других стран называли этот народ по-другому: лаппы, лаппии, лопь, лоппи, лапландцы, лаппионы, дикилоппы, лопари. Лапландцы никогда не называли себя этими словами. Оказывается, в древнесаамском языке слово «лаппе» обозначало «изгнанные». И в настоящее время саамы считают себя оскорблёнными, если их назовут «лопарями», то есть выброшенными, изгоями, изгнанными. Себя они всегда называли «сабми» или «саме» то есть «людьми, живущими на краю земли».

Откуда же они пришли на Кольскую землю? На этот вопрос не могут ответить даже учёные.

- Саамы долгое время были кочевниками, охотниками на диких оленей и не только на Кольском полуострове. Происхождение их туманно. Саамы не относятся ни к одной расе мира, хотя в своём облике содержат признаки внешности представителей почти всех рас.

На фотографиях работника Стокгольмского музея Густава Халлстрёма вы можете увидеть это. В музее работает постоянная выставка из Швеции «Густав Халлстрём на Кольском полуострове в 1908–1910 годы.

Галина Александровна Кулинченко, заведующая территориального отдела «История, культура и быт кольских саамов» Мурманского областного краеведческого музея

Помещение для экспонатов

Историки Станислав Наумович Дащинский и Василий Павлович Филиппов положили начало образованию в Ловозере музея. Они писали статьи в газету по истории маленьких саамских посёлков, входящих в состав Ловозерского района Мурманской области. Публикации привлекли внимание местных жителей. Они стали приносить в редакцию старинные документы, фотографии и бытовые вещи.

Хранить их было негде, и было решено обратиться к директору школы-интерната с просьбой выделить помещение для собранных предметов и создать школьный краеведческий музей. Учитель географии Павел Поликарпович Юрьев организовал в Ловозерской средней школе небольшую комнату, в которой стали собирать эти экспонаты.

В дальнейшем предметов стало очень много и потребовалось открыть настоящий музей. В конце 60-х годов XX века в маленьком старинном саамском селе Ловозеро или Луйяввьрсийт (с саамского – «селение у сильного озера») на базе школы появился свой краеведческий музей.

Энергия камня

Большой интерес у посетителей вызывает языческая религия саамов. До сих пор в душе они верят в своих многочисленных богов. Кроме них саамы поклонялись сейдам - большим камням. Почитание сейдов можно назвать культом предков, так как саамы считали, что в камнях живут души умерших. Иногда саамы называли сейды «летучими камнями».

- Мы не можем назвать сейдом камень, который стоит в музее с 1988 года. Это не сейд. Археологи назвали его «Поэмой в камне». На его гладкой поверхности более шестидесяти выбитых изображений. Эти рисунки как бы иллюстрации к саамскому древнейшему эпосу о священном Олене-Мяндаше и о возникновении саамского народа. Мяндаш был не только оленем, но и человеком, а также богом. На камне несколько сцен рождения человека, оленёнка у важенки и оленёнка у женщины.

О себе саамы всегда говорили: «Мы – оленный народ и предки наши были олени. Мы – Мяндаш-Парнь, то есть, мы – «дети Мяндаша». Рисункам более трёх с половиной тысяч лет. В камне существует непонятная энергия. Её можно ощутить ладонью, не касаясь его поверхности. Энергия вызывает покалывания, ощущение холода или тепла в определённых местах камня. Почти все посетители, особенно дети, хотят почувствовать эту энергию.

Галина Кулинченко

Суровые условия Севера

В музее показаны жилища саамов: кочевые и постоянные, интерьер помещения с предметами быта и декоративно-прикладного искусства, традиционная одежда из меха, кожи и ткани, орудия труда. Интересны детские игрушки: оленьи упряжки из косточек, погремушки из гортани лебедя и из кожи налима, деревянные куклы, кожаные мячи. В музее можно увидеть настоящую оленью упряжку.

- Мы рассказываем посетителям о том, как в IX веке на Север пришли русские люди, затем коми и ненцы в конце XIX века. Рассказываем о создании осенью 1941 года оленетранспортных отрядов, в которых воевали не только саамы, но и коми, ненцы, русские и представители других национальностей.

Галина Кулинченко

В XX веке на Кольском полуострове насчитывалось приблизительно 1 700 саамов. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, представителей коренного малочисленного народа было около 1 600 человек.

- Как выживали эти люди в суровых условиях Севера? Саамы были охотниками и рыбаками, позднее они приручили оленя и стали оленеводами. Саамы научились строить жилища и торговать с другими племенами и народами. Они участвовали в войнах, защищая себя и свою землю. Сейчас среди саамов есть охотники, рыбаки, оленеводы, художники, поэты, писатели, учителя, врачи и простые рабочие люди. Их лица можно увидеть на фотографиях в нашем музее.

Галина Кулинченко

Как найти

Территориальный отдел «История, культура и быт кольских саамов» Мурманского областного краеведческого музея находится в селе Ловозеро, по ул. Советская, 28. Тел.: (815 38) 40-077.

Комментарии