Покровский монастырь - ХранителиРодины.рф

В четырех километрах от Климово, когда едешь по междугородней трассе в сторону Брянска, можно видеть указатель – «Покровский монастырь». Покровский монастырь имеет богатую историю, и в свое время его называли столицей старообрядчества на Руси.

Любовь к Родине.     Любовь – это искорка, которая живет в

сердце человека, которая заставляет порой биться его сильнее. Такая «искра»

наполняет теплом всю жизнь человека, и, самое главное, она способна

«пробираться» в сердца других людей и зажигать в них новые искры. Любовь  всегда подразумевает заботу, уважение,

внимание, ответственность. Ведь, действительно, если мы кого-то любим, то мы в

какой-то мере несем ответственность за него, заботимся о нем, уважаем его. Я

хочу остановиться на любви к Родине, малой родине, тому месту, воспоминания о

котором, отзываются трепетом и наполняют душу каждого теплотой. Родина…. Какой

высокий смысл заложен в этом коротком слове. 

Для каждого человека  с этим

словом ассоциируется что-то своё, особенное, место, где хорошо и комфортно, то

есть все то, что ему дорого. Я люблю свою Родину не только за силу и красоту,

доблесть и славу, но и за людей, живущих в ней, а именно свою семью и друзей. Говоря

о Родине, я говорю о той великой, могущественной стране – России, о месте, где

я родилась, и собираюсь прожить всю свою жизнь. Я гордо могу сказать, что я –

патриот своей Родины. 

Малая Родина-Климово.

Я гордо могу сказать, что я – патриот своей Родины.



       Говорят, что место, где родился, не

забудешь никогда. Малая родина навсегда занимает почетное место в сердце. Моя

малая Родина – это поселок Климово. Казалось бы, маленький посад, каких в

России имелось великое множество, и, тем не менее, о нем есть упоминание в

трудах видных историков. Достаточно назвать А. Лазаревского, Лилеева,

Е.Барсова, Д. Багалея. Наш поселок  был

основан в 2008 году. Он почти ровесник Санкт-Петербурга, и его история не менее

удивительна. За 300 лет из маленького поселения, слободы вырос в 15- тысячный

поселок.  История Климово начинается в

далеком 17 веке. Основали его старообрядцы, которые спасаясь от преследования

царского правительства и официальной церкви, переселились из центральной

губернии на окраины государства. Привел своих людей на речку Ирпу в конце 80 -

х - начале 90 -х годов 17 века авторитетный старовер Клим Ермолаевич.   Климов

со дня своего основания имел определенную историческую значимость. Возможно,

главной причиной этого было то, что Климова слобода, позднее посад Климов был

основан старообрядцами и долгое время являлся центром старообрядчества. Климов

был интересен своим экономическим положением, бытом населения, его основными

занятиями и все потому, что жили в нем старообрядцы, поселившиеся на землях

казаков Стародубского полка». Нам есть чем гордиться. Для многих жителей нашей

страны и ближнего зарубежья Климово – это не только районный центр в Брянской

области, но и синоним дружбы и гостеприимства для трех славянских народов –

русского, украинского и белорусского. Среди местных достопримечательностей

нельзя не отметить Монумент Дружбы трех славянских народов. Уникальность

географического расположения района нашла свое отражение и на Гербе Климова. Три

переплетенных венка из лавра, полевых цветов и колосьев пшеницы символизируют

единение трех братских народов, их союз, бессмертие, их славу, воинские и

трудовые победы на протяжении веков, неповторимую природу здешних мест.

Климовский Покровский монастырь.В

четырех километрах от Климово, когда едешь по междугородней трассе в сторону

Брянска, можно видеть указатель, которого раньше не было, – «Покровский

монастырь». Собственно, указателя не было, а монастырь – был. Старые,

разрушенные во многих местах его стены и купола, выделялись среди лесистой

местности своей необычной архитектурой. На протяжении многих десятилетий, на

нем стояла печать забвения, и вспоминать о нем было не принято. Меж тем,

Покровский монастырь имеет богатую историю, и в свое время его называли

столицей старообрядчества на Руси. В 1764 состоялась вторая «ветковская

выгонка», когда военная экспедиция насильно вернула в Россию десятки тысяч

беглых крестьян и староверов. Староверов в эти времена отправляли

преимущественно в Сибирь и на Алтай, но часть из них опять оказалась в

староверских слободах Стародубья. Во время «выгонки» староверы перевезли в

Россию не только свое имущество, книги и иконы, но и свою главную святыню:

ветковскую Покровскую церковь-первую староверскую церковь, официально действовавшую

в Ветке с 1695г, освященную одним из старообрядческих руководителей

Феодосием.  Перевозка Покровской церкви

из Ветки стоила так дорого, что на эти деньги можно было построить 2 новыхцеркви.

Кстати, Покровскую церковь, разобранную «по бревнышку», пытались вывезти в

Россию еще во время «первой ветковской выгонки». Тогда переправляли ее водным

путем по Сожу и Ипути, но неудачно: часть плотов по пути утонула или

потерялась. Церковь затем была восстановлена на старом месте в Ветке, и именно

восстановленную церковь перевезли под Климову Слободу. Главным инициатором

переноса церкви был климовец А. Хрущев. Рассказ о Климовском Покровском

монастыре был бы неполным, если бы мы не вспомнили об одной истории,

происходившей в 1772 году. Сейчас трудно сказать, миф ли эта история, или,

правда. Долгое время во многих авторитетных источниках, в статьях краеведов

появлялись рассказы о том, как в 1772 году в Климовском Покровском монастыре

более чем за год до Крестьянского восстания в течение 15 недель был вынужден

скрываться Емельян Пугачев. Сначала он жил в Климовой слободе, а потом

перебрался в монастырь, близко сошелся со старообрядцами. После пребывания в

монастыре ушел в Ветку, недалеко от Гомеля (республика Беларусь). Эта территория

входила тогда в состав Польши. И вот здесь у Пугачева появилась возможность

вновь вернуться в Россию. Для этого нужно было явиться на пограничный форпост и

объявить себя раскольником, выходцем из Польши, чтобы получить паспорт и

поселиться в указанном месте. После революции 1917 года у монастыря были

отобраны все его владения. С 1919 года на его территории располагалась детская

колония, а впоследствии стала функционировать Климовская школа-интернат. В 1922

году произведена конфискация церковных ценностей. По сохранившимся

воспоминаниям местных жителей, государству отошли 24 пуда серебра, 3-4 пуда

золота, в том числе золотая чаша весом в 8 фунтов. Покровский монастырь, как и

многие достопримечательности Климовского района, довольно подробно изучен,

описан во многих статьях, как наших современников, так и историков 19 века. Самое

главное строение -   это Покровская

церковь. Постройка каменная, снаружи отштукатурена, внутри расписана живописью,

покрыта железом. На церкви имеются пять больших глав и одна маленькая. Церковь

имеет 14 больших окон и 17 малых. Внутри помещения имеется иконостас.

Колокольная была в 4 яруса. Церковь построена в 1845 году.Николаевская церковь

(сейчас в ней ведутся богослужения) была снаружи не отштукатурена, а внутри

отштукатурена и побелена, покрыта также железом, окрашенным зеленым цветом.

Больших окон было 10 , дверей наружных, обшитых железом-1.Иконостас тоже был

очень красивый и большой. Церковь теплая, отапливалась двумя кафельными печами.

Николаевская церковь построена в 1892 .В начале ХХI века Климовский Покровский

монастырь получает второе рождение. На территории монастыря началось

восстановление разрушенных строений. Смонтированы купола над теплой Никольской

церковью, которая расположена рядом с Покровским храмом. Свой посильный вклад в

возрождение Покровского монастыря вносят и многие жители Климовского района. В

2015 году Покровский монастырь возглавил иеромонах Фотий. Живут служители

монастыря очень скромно, все средства уходят на ремонт Покровского храма,

довольно хорошо сохранившегося.  Наша

семья является прихожанами этого монастыря, посещаем мы его во все религиозные

праздники. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о моем первом посещении

храма.  Мне было 5 лет, когда мы с мамой

и сестрой пришли в храм на воскресную службу. Меня сразу заворожили горящие

свечи и лики святых, которые смотрели на меня со стен церкви. Я чувствовала

себя скованно, но тут ко мне подошел служитель церкви, угостил конфетой и

ласково, нежно улыбнулся. На душе сразу стало спокойно, и я испытала какое-то

необъяснимое чувство. Посещая монастырь, мы посещаем святой источник, который

находится недалеко в лесу, омыв лицо или испив воды из него, я испытываю

облегчение и успокоение. 

ИтогЯ

считаю, что нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё

только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей

Родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями

информации о народной культуре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя

узнать лучше, чем из первых рук. Это 

поможет возродить добрые традиции наших предков и передать их потомкам.

Комментарии