Чеченские друзья Льва Толстого - ХранителиРодины.рф

Легкомысленным повесой и картёжником, желающим подзаработать на военной службе, приехал на Кавказ молодой граф Толстой, а покинул его уже смелым писателем, поставившим под сомнение жестокие методы завоевания региона. Творческой колыбелью Льва Николаевича стала казачья станица Старогладовская. Именно там он создал свою первую повесть «Детство». Спустя столетие директор местной школы Иван Кириллович Радченко открыл в станице школьную экспозицию старинных предметов казачьего быта, которая постепенно расширилась до литературно-этнографического музея Льва Толстого – филиала Национального музея Чеченской республики.

Мир и война в станице

Чета русских учителей Радченко приехала в станицу Старогладовскую Шелковского района Чечни в 1959 году. Иван Кириллович был историком и интересовался жизнью гребенского казачества, ещё в XVI веке осевшего на Сунженском и Терском отрогах Кавказа. Надежда Михайловна была филологом, прививала детям любовь к литературе.

Они создали краеведческий кружок, который собирал сведения о пребывании Льва Толстого на Кавказе и раритетные экспонаты для школьного музея. Старожилы станицы без сожаления расставались с устаревшими вещами, заброшенными на чердаки и в сараи, но ценными тем, что использовались в быту современниками писателя.

Возглавив местную школу имени Толстого, Иван Радченко выбил деньги на строительство нового здания для начальных классов, а в старый дореволюционный сруб перенёс экспозицию предметов казачьего быта.

В 1978 году, когда страна отмечала 150-летие со дня рождения автора «Войны и мира», рядом с музеем был установлен памятник Льву Николаевичу грозненского скульптора Василия Астапова. В 1980 году старогладовскую экспозицию сделали филиалом Чечено-Ингушского краеведческого музея.

- Семья Радченко проделала огромную работу, но в 1984 году Иван Кириллович скоропостижно скончался. Надежда Михайловна взяла управление музеем в свои руки, а через год выбрала своим преемником моего отца, Хусайна Загибова.

Радченко жили недалеко от нас и хорошо его знали. Он работал корреспондентом газеты Шелковского района, писал на русском и чеченском языках очерки о станичниках, об истории района. Был филологом по образованию, учителем русского языка, какое-то время работал директором школы.

Музейное дело было ему в новинку, тем не менее в 1987 году он закончил создание экспозиции. Посмотреть её приезжали делегации со всего Советского Союза и из других стран.

Салавди Загибов, директор музея

А спустя четыре года к власти в Чечено-Ингушетии пришёл мятежный генерал-майор Джохар Дудаев, под руководством которого республика провозгласила независимость. В 1992 году он посетил музей, оставил благодарность в книге отзывов. Но времена при нём наступили лихие. Музейщики остались без зарплаты. Власти помогали углём да дровами. Тем не менее, в 1991, 1992, 1993 годах в Старогладовской проходили толстовские праздники, приезжала творческая интеллигенция республики.

Музей пережил две военные кампании – 1994-1995 и 1999-2000 годов. Салавди Хусайнович помнит, как вся их семья пряталась в подвале у дедушки, пока вокруг станицы взрывались авиабомбы.

- Под эти речи и грохот на улице к нам заглядывает в подвал отец, спрашивает, как мы там, и идёт обратно – сторожить музей Льва Толстого, ярого противника насилия и войны.

Салавди Загибов

От бандитов защитить музей не удалось. Его дважды подвергали ограблению. После первого раза украденное так и не нашли, после второго — преступники вернули ковёр, но оставили себе старинные ружья.

В 2001 году, когда военные действия прекратились, отреставрировать обветшавшее за годы войны здание помог Владимир Толстой – тогдашний директор толстовского музея «Ясная Поляна» в Тульской области. В обновлённом музее провели Всероссийскую научно-практическую конференцию. В ней принял участие глава Чечни Ахмат Кадыров, за несколько дней до этого впервые побывавший в станице.

Следующую конференцию в Старогладовской в 2003 году посвятили близости взглядов чеченского святого Кунта-Хаджи Кишиева, проповедовавшего непротивление злу насилием, и Льва Толстого. А при подготовке третьей конференции в 2008 году Хусайн Загибов скончался, и научный слёт при поддержке руководства Национального музея и Академии наук Чечни проводил его сын – Салавди, продолжающий дело отца и сейчас.

Долг простил и шашку подарил

Личных вещей Льва Толстого в музее не было и нет, поскольку они являются государственной собственностью и хранятся в Москве. Но в музее собраны подлинные иконы, старообрядческие книги, бурки, холодное оружие, монеты и купюры царской России – вещи, которые окружали друзей начинающего писателя – и казаков, и чеченцев.

Один из них – Садо Мисербиев из посёлка Старый Юрт – дважды спас Толстого: от материального краха и пленения. Один раз он отыграл крупный вексель, проигранный в карты Львом Николаевичем. В другой раз, уступил ему своего скакуна, а сам рисковал жизнью на лошади писателя.

- В музее висит картина неизвестного чеченского художника, который изобразил молодых Садо Мисербиева и Льва Толстого. Их дружба оказала огромное влияние на ход мыслей будущего писателя. Лев Николаевич прибыл на Кавказ, полагая, что русские солдаты за правое дело воюют с дикими горцами. Садо Мисербиев продемонстрировал ему красоту чеченских обычаев, рассказал, чем оборачивается война для мирных жителей, и Толстой пришёл к выводу, что война – это дикость.

Салавди Загибов

Мисербиев и Толстой стали кунаками — друзьями, обязанными исполнять любую просьбу друг друга. Садо привёл Льва Николаевича к себе домой, угостил его, повёл на конюшню и показал ему статного кабардинского скакуна, которого хотел подарить в знак уважения.

Толстой от такого дорогого подарка отказался, хотел взять лишь уздечку, но хозяин обиделся и вручил гостю серебряную шашку. Её муляж есть в музее, и показывая его посетителям, директор говорит о ней как о символе мира и единения.

- Я стараюсь донести до детей, которые приходят в музей, что народы не враждовали. Не было никаких русско-чеченских войн, в XIX веке была война между царизмом и имамом Шамилем, в XX – война с бандитами. Лев Толстой обвинял и русского императора, и Шамиля, в том, что они мучили народы.

директор музея

Большой интерес у посетителей вызывают реликвии гребенских казаков, хранящиеся в музее. На них запечатлено двоеперстие – старообрядческий способ креститься. За верность старой вере их преследовали, и они нашли себе убежище на Тереке, когда эта территория ещё не входила в Российскую империю.

- Гребенские казаки переняли у горцев традиции и обычаи, но, как писал Толстой, сохранили язык и веру. Гребенские казачки были трудолюбивыми и статными. За похищение девушки казак расплачивался либо кровью, либо крупным денежным выкупом, как было принято и у чеченцев. Когда в гости приходил посторонний человек, казак не оказывал знаки внимания жене и детям. У нас это считается неприличным. Начинал трапезу старший в семье, поблагодарив всевышнего за еду.

Если приезжал посторонний человек, это право передавали ему. Если кто-то из детей первым принимался за еду, он получал ложкой по лбу. Так казаки воспитывали уважение к главе семейства и гостям. Это тоже наши общие обычаи. Здесь происходил мощный диалог культур, тысячи чеченцев и русских становились кунаками.

Салавди Загибов

На терской земле казаки c XVIII занимались виноградарством, а позже ещё и шелководством «для удовлетворения потребностей российского дворянства в шёлке». Именно там появились первые в России заводы по производству этого материала. Одну из станиц так и назвали – Шелковская. Сейчас это центр Шелковского района Чеченской республики. Традиционные ремёсла тоже нашли отражение в экспонатах музея.

- Может быть, наши предметы не такие роскошные, как других российских музеях, но они служат для связи поколений, ведь они подлинные, их использовали в быту наши предки, у которых на коленях сидели наши деды, у тех на коленях — наши отцы, а у них мы. В этом главная миссия нашего музея.

директор

Ценности под камышовыми крышами

Впрочем, скоро в музее появятся и муляжи личных вещей Толстого. Он откроется с обновлённой экспозицией в большом просторном здании, построенном в 2008 году. Сруб, в котором он располагался раньше, при попытке реконструкции разрушился.

В нём было четыре зала, и первый был посвящён приезду Льва Толстого в Старогладовскую весной 1851 года. У входа висели строки из воспоминаний его сестры Марии Николаевны: «Когда он уехал с Николенькой (старшим братом) на Кавказ, ему было 20 лет. Тогда мы и во сне не видали, что из него выйдет какая-нибудь знаменитость».

- Представьте, как Кавказ повлиял на Толстого. Никто не предполагал, что он станет писателем. А он нашёл своё предназначение в жизни, увидев народные традиции, культуру, открытость и уважение со стороны чеченцев, и всё это вдохновило его на творчество. Он стал пацифистом, и одно из последних его произведений «Хаджи-Мурат» было антивоенным.

Салавди Загибов

Помимо основного, теперь уже нового, здания музея, на его территории расположена усадьба казака и горца XIX века. Это несколько хаток по камышовыми крышами, которые пару лет назад пришлось срочно менять – протекли в зиму, поставив под угрозу старинные предметы быта. На переднем дворе усадьбы – летний дом, зимний дом, амбар и летняя кухня, а на заднем дворе были хозяйственные постройки. Всё вместе это воссоздаёт атмосферу, в которой Толстой родился как великий русский писатель.

Как найти

От столицы Чечни Грозного, где обычно останавливаются туристы, до станицы Старогладовской – около 100 километров. Общественный транспорт отправляется от рынка «Беркат» до станицы Шелковской, а затем на пригородном автобусе нужно проехать ещё 17 километров.

Адрес: Шелковской район, станица Старогладовская, улица Ворошилова, б/н. Музей работает по желанию посетителей в любой день недели. Достаточно позвонить его директору Салавди Хусайновичу Загибову по телефону +7 928 641-08-42 или написать ему на его странице в Инстаграм https://www.instagram.com/salavdizagi/

Комментарии