Абдулла Кротов - ХранителиРодины.рф

Легенда и хранитель национального татарского фольклора!!!

Введение

Фольклор - главное духовное богатство народа , источник знаний о мировоззрении этноса , его исторической судьбе. Важно при этом понимать , что это не только бесценное культурное наследие (наше прошлое) , но и неотъемлемая часть современной художественной жизни , её основа , фундамент (наше настоящее и будущее). Сегодня , когда приходится констатировать угасание и исчезновение многих фольклорных традиций , сохранение и изучение искусства отдельных народных мастеров имеет особое значение.

Абдулла Кротов - талантливый музыкант - самородок , яркий представитель и выразитель народной музыкальной культуры татар - мишарей. Своеобразие музыкально - поэтического творчества мишарей связано с особенностями этногенеза , длительным проживанием в иноэтническом окружении , что выражается в сохранности древнетюркских черт , общности с культурой финно - угорских , славянских народов.

Как в капле воды отражается море , так и в памяти А. Кротова запечатлелось то лучшее , что было характерно для музыкального быта его родного села и окрестных деревень. В репертуаре народного исполнителя - самобытные лирические , свадебные , солдатские песни , старинные баиты. При этом он творчески перерабатывал народно - песенные образцы , привнося в их звучание индивидуальные особенности. Вместе с тем А. Кротов хорошо знал общетатарские напевы , мордовские , русские народные песни , произведения татарских композиторов , советские массовые песни.

Исполнительская манера Абдуллы Кротова отличается мягкостью , задушевностью , эмоциональной наполненностью. Излюбленные приёмы - тяготение к медленным темпам , тонкая нюансировка , расцвечивание мелодической основы мелизматическими распевами , скачки на широкие интервалы (сексту , септиму , октаву - вверх и вниз).

Легенда татарского фольклора.

Абдулла Кротов родился 4 апреля 1919 г. в селе Большая Поляна (татарское название - Иса авылы) Кадошкинского района Республики Мордовия. Ему было суждено прожить исключительно трудную жизнь. Он родился слепым. Через две недели после его рождения от тифа умер отец. Болела тифом и мать , но выжила. Маленького Абдуллу кормила грудью соседка Хадича - апа. Он не мог играть со своими сверстниками в уличные игры. Поэтому всегда находился возле взрослых , которые рассказывали друг другу об интересных событиях из истории села и страна , пели весёлые и грустные песни , баиты , мунаджаты. Абдулла внимательно слушал стариков, впитывал услышанное , особенно песни , запоминал их. Песни , музыка были единственной радостью для мальчика. С годами его знание народных песен благодаря исключительно хорошей памяти расширялось и углублялось , он совершенствовал народные песни , добавлял своё понимание , эмоционально и красиво исполнял их , научился хорошо играть и на баяне. Для развития народного творчества в родном селе А. Кротова - Большой Поляне имелись самые благоприятные условия. Это было одно из крупных татарских сел. До революции здесь имелись семь мечетей , медресе , с марта 1906 г. была открыта светская школа , которая впоследствии стала называться Большеполянской татарской средней школой. В деревне всегда звучали татарские и русские песни , местные артисты ставили спектакли в школе и в клубе. Усела есть свой гимн "Туган авылым , Иса суы" , музыку и слова которого сочинил в 1910 г. сын Гафура бая Кильдеев Абдулазиз. Абдула Кротов хорошо знал историю , духовную жизнь и традиции своего села. К сороковым - пятидесятым годам прошлого века он сложился как серьёзный музыкант , баянист , собиратель , хранитель , сочинитель и исполнитель татарских народных песен. Обладатель красивого , мягкое по тембру тенора стал широко известным в республиках Поволжья человеком. Большое испытание пришлось выдержать А. Кротову в годы Великой Отечественной войны. С её начала два старших брата уходят на фронт и погибают. Взяв в руки свой баян , он ездит по городам страны , в поездах , на базарах и площадях железнодорожных станций поёт татарские и русские патриотические песни. Так он становится кормильцем матери и семей погибших братьев. С 50 - х годов А. Кротов работает охранником в правлении колхоза , ведёт своё небольшое хозяйство. До войны он учился в школе для слепых , освоил специальный шрифт , выучил много новых песен. Жизнь и творчество Абдуллы постоянно привлекают внимание учёных , музыкантов , журналистов. Особенно активно стали заниматься собиранием и изучением материалов о нём с середины девяностых годов благодаря известному журналисту из Саранска И. Биккинину , который организовал целую серию материалов для радио , телевидения , газет. Был показан сюжет об Кротове по каналу ТВЦ , переданы несколько интервью с ним по радио "Азатлык" , мордовскому радио , напечатаны статьи в "Татарской газете" (Саранск).

Хранитель национального фольклора.

Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в татарскую энциклопедию , где он представлен как музыкант , хранитель и исполнитель татарских песен. Абдулле нравились старинные песни , что пели старики на праздниках и свадьбах , куда его брали уже с 5 лет. В настоящее время в фонде Института языка , литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний , записанных у Кротова. Его творчество обогатило сокровищницу татарского фольклора , и имя навсегда сохранится в памяти благодарных потомков , поклонников и ценителей его таланта.

Музыкальные особенности песен

из репертуара Кротова.

Подавляющее большинство музыкальных примеров - лирические протяжные песни (по народной терминологии - озын кю) , которые справедливо считаются визитной карточкой песенной традиции татар - мишарей. Яркая специфичность мишарских мелодий создаётся за счёт сочетания ангемитонных (бесполутоновых) и гемитонных (полутоновых) ладовых построений , что сразу опознаётся на слух и отличает их , к примеру, от напевов казанских татар и кряшен. Показательные образцы - "Себерләрдин алган товарларны" , " Мәдрәсәдә" , "Сандугач" (вспомогательный полутон в начальной попевке) , " Шәлчеләр" , " Әй дә , ай ятыр" , "Быелгысы җәйгә исем китә" , " Кечрәк кенә башлы". Песня "Абау , гөлкәем" выделяется эффектным зачином (интонация восходящей малой сексты , как в известной песне " Рәйхан") и грустным минорным колоритом завершающего мелодического оборота (проходящий полутон).

Москва чествовала Абдуллу Кротова.

28 января 2006 года в актовом зале Дома Асадуллаева в Москве , который является Татарским культурным центром столицы , собрались около 200 московских татар , чтобы почтить память наших земляков. Здесь прошёл вечер памяти хранителя татарского фольклора Абдуллы Кротова. Много хороших и тёплых слов было сказано и о другом хранителе татарского фольклора , Хафизе Ишмаметове из села Старое Аллагулово Ковылкинского района , присутствовали его племянницы и внучки. Вечер начался с прослушивания аудиозаписи старинных татарско - мишарских песен "Урам буе" и "Кыргыз атым" , записанных в 1960 - е годы в Институте языка , литературы и истории им. Г. Ибрагимова от Абдуллы Кротова. Азиз Капкаев , уроженец Коломны , рассказал , какое воздействие на него ещё в 1970 - е годы оказали песни Кротова. И вот теперь ему посчастливилось устроить вечер памяти хранителя национального фольклора. Деньги организаторы собрали , обратившись за помощью к состоятельным выходцам из села Большая Поляна , а также к трём татарским главам районов Мордовии. Двое из них - Кабир Альмяшев и Камиль Мангутов - односельчане Абдуллы Кротова , а Адиля Колесникова - глава Кадошкинского района. О жизненном пути Абдуллы Кротова рассказали журналист Ирек Биккинин и исследователь творчества знаменитого певца , его односельчанин карим Ибрагимович Долотказин. На состоявшемся здесь же концерте он исполнил несколько любимых песен А. Кротова , начав с гимна села Большая Поляна "Туган авылым , Иса суы". В концерте приняли участие певцы и музыканты Татарстана , Чувашии , Москвы. Он завершился коллективным исполнением песни "Туган тел" на стихи Габдуллы Тукая , которая в народе считается татарским гимном.

Последние годы жизни А. Кротова.

В репертуаре Абдуллы абзи несчетное количество татарских , русских , мордовских народных песен. "На заказ" он охотно заводит "Саа - ам - со - о - он ля - ля - ай..." , непроизвольно перебирая пальцами воздушные клавиши. Характер у него светлый. Говорить умел ладно , хотя и ущипнуть мог острым словцом по заслугам. В хозяйстве держал по 13 овец , 3 козы , 25 - 30 кур... Кротов , несмотря на огромные трудности в жизни , был оптимистом , острословом , прекрасным рассказчиком , хорошим баянистом , замечательным певцом , сочинял стихи , баиты , сказки. Он был дважды женат , обе супруги говорили о нём как о хорошем , нежном , добром , работящем человеке. Но Абдулле абый не повезло , и первая , и вторая жене умерли намного раньше мужа. Заветной мечтой исполнителя народных песен было увидеть мир своими глазами. Когда - то односельчанин глазной врач Сулейман абый Еналеев обещал мальчике Абдулле вернуть зрение , но этому не суждено было осуществиться. В 1960 г. Хамит Ярми договорился с учеником С. Еналеева казанским профессором А. Н. Кругловым об операции. Но вернуть зрение не удалось , прооперированный глаз стал различать лишь смутные очертания силуэтов. В целом на своё здоровье Абдулла абый Кротов не жаловался , был крепким , бодрым , любил париться в бане , обливался холодной водой по утрам , не злоупотреблял спиртными напитками , не курил. Плохая болезнь пришла неожиданно , вскоре музыканта , хранителя исполнителя татарских народных песен не стало. Это случилось за два месяца до его восьмидесятишестилетия.

Искусство выдающегося народного певца не раз привлекало внимание исследователей. Нужно особо подчеркнуть , что он - один из не многих , кому посчастливилось быть широко представленным в публикации , о чём свидетельствует и настоящее издание. В 1970 г. увидел свет сборник М. Нигмедзянова "Татарские народные песни" , куда вошло 7 песен из репертуара А. Кротова. Из 33 образцов , представленных в нотной публикации З. Сайдашевой , Х. Ярми "Татарко - мишаркие песни" (1979) , 14 записано от этого одарённого музыканта. В сборнике " Иса авылы җырлары" (2007) помещены песни , бытующие на родине А. Кротова. Песни даны в исполнительской интерпретации К. Долотказина , который является также составителем и редактором данного издания популярного типа. Судя по имеющимся публикациям , напетые А. Кротовым песни распространены в основном среди татар - мишарей Мордовии и Пензенской области. Повсеместное хождение имеет , пожалуй , лишь популярный образец "Абдельман купич". Несмотря на неоднократные обращение к музыкальному наследию А. Кротова , оно нуждается в дальнейшем изучении. Так , опубликована только часть его обширного репертуара , не исследовано соотношение традиционного и индивидуального в песнях. Подготовленные Институтом языка , литературы и искусства им. Г. Ибрагимова к 90 - летию со дня рождения Кротова материалы послужат источниковедческой базой для последующих научных изысканий. Надеемся также , что эти материалы будут интересны и полезны как профессиональным музыкантам , так и многочисленным любителям народной песни , станут хорошим подспорьем в деле возрождения и развития национальных культурных традиций.

Песни Кротова

1. Дәүләтказин Мөхәммәткәрим — Иса суы (Из репертуара Абдуллы Кротова, в народе его называли "сукыр Абдыл абзи").

2. Урамга утырткан













Комментарии