Добро пожаловать в избу! - ХранителиРодины.рф

Жительница села Тамбовской области собрала старинные предметы, чтобы воссоздать самобытный крестьянский дом Галина Агбалян из села Воронцовка Тамбовской области создала необычный музей, переступив порог которого можно перенестись в эпоху, где ходили в косоворотках, спали на печах и ели деревянными ложками. Казалось бы, музейная комната небольшая, но она вмещает более сотни экспонатов деревенского быта. Все предметы – самые что ни на есть подлинники, большинству из которых сто и более лет.

Хоть музей открывай!

Село Воронцовка появилось на тамбовских чернозёмах в середине XVIII века, и названо было в честь основателя – графа Иллариона Воронцова, который во время щедрых раздач земель в царствование Елизаветы Петровны переселил сюда 89 крепостных крестьян из села Богородицкого Ростовского уезда. Так и жили здесь люди из века в век, сохраняя традиции.

Музей крестьянского быта создан по частной инициативе Галины Агбалян – краеведа и по профессии педагога. Галина Алексеевна работала учителем немецкого языка, и, кстати, не так давно издала книгу, посвящённую истории родной школы, по крупицам собрав воспоминания старожилов. Желание же создать свой музей, можно сказать, возникло спонтанно:

– Всё началось с того, что в 2004 году к нам в Воронцовку приехали студенты, которые расспрашивали старожилов о прошлом, искали какие-нибудь предметы старины. Спросили в сельсовете: какие дома посмотреть, с кем поговорить? Моя мама, Нина Александровна Трюфилькина, пригласила их посмотреть, что накопилось-собралось у неё на чердаке. И вот я прихожу к ней, вижу, что во дворе под навесом сложены горшки, крынки, прялка, печной инвентарь, чего там только не было! Тогда я и воскликнула: «Прямо хоть музей открывай!»

Галина Агбалян

Помог супруг

Так родилась идея, но чтобы её реализовать, потребовалось время. А точнее – годы. С экспонатами проблем не было – люди в Воронцовке отзывчивые, так что по чердакам и чуланам нашли и отдали много старинных вещей. Но вопрос – где же всё это народное добро разместить? От задумки до воплощения прошло двенадцать лет, и музейную комнату открыли только в 2016 году.

Помог супруг Галины Александровны. Руководитель хозяйства «Никольское», фермер, меценат Юрик Матевосович Агбалян – строитель по профессии, в советские годы приехал в Воронцовку на заработки. Ему очень понравилось село, он решил остаться, нашёл здесь свою вторую половину. Сегодня он возглавляет крепкое хозяйство, помогает школе, детскому саду, на главной площади села его стараниями создана Аллея Победы.

В здании, где теперь хранятся предметы старины, когда-то был магазин. Помещение принадлежало хозяйству, но давно пустовало и требовало ремонта. Галина Алексеевна попросила супруга отдать его, чтобы создать музей:

– Работы было много. Снесли стену, покрасили, побелили, обили полубрёвнами стены, поставили печку, сделали постаменты, полки для экспонатов. Всё сами, своими силами. В общем, сделали всё возможное, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они перенеслись во времени и попали в крестьянский дом.

Галина Агбалян

Куда сесть, на что прилечь?

Среди экспонатов есть предметы хотя и старые, но для села нельзя назвать их редкостью. Например, лампа «Летучая мышь» ещё в недавнем прошлом была абсолютно в каждом доме:

– Ей пользовались ежедневно, когда выходили в утренних или вечерних потёмках во двор, она была незаменима, когда телилась корова, или нужен был иной уход за скотиной. Работает лампа на керосине, но раньше внутри зажигали простую лучинку. Конкретно этой лампе более ста лет. Есть среди экспонатов и домашние керосиновые лампы, которые вешали, например, над столом.

краевед

Мебель крестьяне делали в основном сами, но без столярных навыков она получалась простой и грубоватой. Были и мастера, работавшие на самодельных токарных станках, и по возможности люди старались разжиться предметами и утварью, сделанной такими умельцами. Есть в музейной комнате буфет, стол, трюмо, сделанные сельским мастером. Его Галина Агбалян выкупила в одном из домов и самостоятельно отреставрировала.

«Зингер» – трофейная мечта

Занимает достойное место и сундук, который раньше был в прямом смысле во главе угла в каждом доме:

– Сундук – главное хранилище всех ценностей для хозяйки. Тут её приданое, утварь, одежда, всё добро, скопленное годами, сундуки бывали небольшие, средние и даже огромные. На них можно было и спать.

Галина Агбалян

В зажиточных домах зеркала не были редкостью. Их, как и иконы, украшали полотенцами. Причём специальными, которые использовались только для убранства. Вышитые вручную, украшенные кружевом, они передавались по женской линии из поколения в поколение.

На полу в музее – простые домотканые половики. Разноцветные они неспроста. Это уже вовсе не ради украшения – просто ткали их из ветоши, старых тряпок, обрывков, из чего придётся, отсюда и такая причудливая пестрота.

Есть среди экспонатов и трофеи. Например, швейная машинка «Зингер» столетие назад была и небывалой роскошью, и заветной, даже заоблачной мечтой любой хозяйки. Машинку, что хранится в музе, привёз когда-то участник Первой мировой войны. Как говорили тогда, «досталась с империалистической». Несмотря на возраст, машинка вполне исправна до сих пор.

Такой вот «лёгкий» женский труд

Особое место в музее занимают бытовые предметы. Труд в крестьянской семье был разделён на мужской и женский. Но это не значит, что «слабому полу» досталась простая и лёгкая работа. Никогда нельзя было увидеть, например, мужчину, носящего воду в дом. А представьте, сколько требовалось воды, ведь привычного нам водопровода не было! В холод,  жару, снег, дождь и ветер крестьянки носили воду на своих «хрупких» плечах из колодца, который порой находился на значительном удалении от дома, с помощью коромысла – сразу по два ведра.

– И это – не такое уж далёкое прошлое. Конкретно этим пользовалась ещё моя бабушка, я была девочкой и помню, как она носила воду.

Галина Агбалян

Или вот ступа – в ней крестьянки толкли муку. Простое ли дело – сделать так, чтобы цельное твёрдое зерно стало рассыпчатым, словно песок? Толкли специальными пестами, причём это могли делать сразу три женщины. Они ставили ступу по центру избы, ходили кругом, толкли, приплясывали и пели, чтобы было хоть немного веселее выполнять эту трудную и монотонную работу. Также познать «лёгкость» труда крестьянки в музее можно и у печи, попробовав с помощью рогача поставить тяжёлый чугунок.

Не стоит забывать, что и перестирать бельё за всеми в доме женщина должна была сама. И вся её «стиральная машинка» – простое корыто да деревянный рубель. И никаких современных порошков, отбеливателей. Всё вручную, от полоскания до выжимки, скрутки в тугую спираль каждой вещицы. А затем ещё нужно и погладить. Чем – утюгом, либо монолитным, который надо было раскалить, либо угольным, который надо было «заправить» горячими угольками из печи. Целая наука!

Отдельное место занимает коллекция горшков, кринок и другой глиняной посуды. В Воронцовке была семья гончаров Страйковых, она славилась на весь район. Мастеров давно уж нет, а их работы остались на добрую память. Есть специальный большой глиняный горшок. В него заливали сливки, затем к матице на потолке его привязывали за крючок на верёвке и так долго вращали за ручки, взбивая масло. Были и деревянные маслобойки, одна сохранилась до наших дней и представлена в музее.

Но это всё и на самом деле не такой уж тягостный труд для женщины-крестьянки, если сравнить с тем, что приходилось ей делать в поле, в сенокосный период и хлебную страду. Лучше всего об этом времени расскажут различные предметы – грабли, вилы и другие.

Что касается «мужских» предметов, то их тоже много. Ножницы для стрижки овец, рубанки, фуганы, и другие столярные предметы, гвозди, топоры, косы, весы-безмены, которыми, кстати, современный человек не сразу и поймёт, как пользоваться. Всего и не перечислить.

В поисках радости

Знаковое место занимает выставка картин, вышивок и другого народного творчества. В каждом сюжете угадываются пейзажи тамбовской природы. Они по-своему уникальны, как и люди, которые когда-то жили, и живут здесь. Кстати, в 30-е годы прошлого века в Воронцовке снимали художественный фильм – как раз о людях. Это уникальная лента о довоенной советской деревне «В поисках радости», которую и сейчас можно найти в Сети.

Фильм создан по роману Фёдора Панфёрова «Бруски» – писатель неоднократно бывал в Воронцовке, где и нашёл прототипов для книги. Фильм снимали в 1938 году на киностудии «Мосфильм», причём не только в Воронцовке, но и окрестных деревнях. Помимо актёров запечатлены и местные жители. Картина имела успех и общесоюзный показ. Её стоит посмотреть и сегодня, чтобы увидеть и узнать, как выглядела, и чем жила когда-то наша глубинка.

Икона вернулась домой

Когда-то в Воронцовке был уникальный храм. Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери стала завершающим звеном в создании родовой усадьбы Воронцовых, её построили в 1812 году. Простояла она до 30-х годов прошлого столетия, когда в период тотальной борьбы с «пережитками прошлого» власти вдруг решили её уничтожить:

– Церковь была настолько крепкой, построенной на совесть, что её пришлось взрывать дважды. При этом всю церковную утварь и даже иконы выбросили прямо на дорогу, и простые люди забирали, тайно уносили к себе, что могли. Многое утеряно безвозвратно, но всё же сегодня в домах до сих пор сохранена некоторая церковная старина.

Галина Агбалян

Непростая, но при этом интересная судьба у главной храмовой иконы:

– Однажды одна жительница нашего села пошла к соседке, что-то ей требовалось занять по хозяйству. Пошли в сарай. И там на бочке лежала, казалось бы, простая чёрная доска. Присмотревшись, на ней едва-едва различили лик Богородицы. Оказалось, что вот так – для прикрытия бочки, использовали главную икону разрушенного храма!

Галина Агбалян

Святыню забрали из сарая и спустя время отреставрировали. Первое время она находилась в храме районного центра.

Разрушать – не строить. Несмотря на то, что Воронцовка – село крупное, нового храма тут не построено. Зато в одном здании с музеем крестьянского быта стараниями супругов Агбалян и всех селян недавно появилась православная молельная комната:

– На праздник Казанской иконы Божьей Матери к нам приехал священник, и я попросила его, если возможно, отдать нашу воронцовскую святыню. И вот так икона, пройдя столь тернистый путь, наконец-то вернулась к нам...

Галина Алексеевна

Комментарии