Подвижник малой родины - ХранителиРодины.рф

Есть прекрасное русское слово, пришедшее из глубины веков, подвижник. Образованное от слова «подвиг», оно обозначает людей, положивших все свои душевные и физические силы на благо людей. Эти строки связаны с жизнью замечательного человека, унинского краеведа Николая Федоровича Бельтюкова. Многолетняя краеведческая деятельность привела его к интереснейшим находкам, к малоизученным и очень интересным темам. Его повседневная жизнь была насыщена большой теплотой и отзывчивостью к людям, желанием помочь им, быть полезным. Имя Николая Федоровича является визитной карточкой унинского края.

У истоков краеведения

Издавна Унинская земля славилась талантливыми людьми. Мы по праву гордимся теми, кто оставил заметный след в истории района и прославил свой край трудовыми делами. Имя Николая Федоровича Бельтюкова известно не только в Унинском районе Кировской области, но и далеко за его пределами. Более 30 лет он отдал своему любимому делу – краеведению. И по праву мы называем его Краеведом с большой буквы. Он постоянно находился в поиске материалов о земле Унинской, вел обширную переписку с интересными людьми, краеведами. Н. Ф. Бельтюков был патриотом своего края, любил свою родную землю и отдавал все свои силы, знания, опыт по изучению и сохранению истории родного края.

Интерес к малой родине зародился у Николая Федоровича еще в школьные годы. Вот как он сам об этом рассказывал: «У меня было бедное, босоногое и голодное детство. Повезло разве только на школьных учителей. Любил историю, литературу, немало читал. Школьный библиотекарь Антон Тимофеевич Метелев пристрастил к книге. Однажды рассказал нам о прошлом нашего села Сосновка. Перед ним лежала тетрадь с записями сельской истории. Через много лет я попросил у Антона Тимофеевича и храню ее по сию пору. В 1958 году написал письмо краеведу Николаю Петровичу Шулепову с просьбой дать консультации по краеведческим поискам. Собрал большой материал о бунте в Быковской волости летом 1918 года. Потом мое краеведение с 1960 по 1965 годы угасло».

Сосредоточиться на краеведении помогла журналистская стезя, которая началась у Николая Федоровича в 1966 году с приходом в редакцию районной газеты «Сельский труженик». Наряду с производственными корреспонденциями, он стал публиковать в «районке» статьи и заметки о знатных земляках, местных исторических событиях, ремеслах и промыслах, храмах района. Но уже первые материалы вызвали негативную реакцию вышестоящих органов, упрекая в том, что нужно больше уделять внимания соревнованию тружеников села. Благо, редактор Леонид Иванович Шулятьев не бросался из крайности в крайность, а стремился дозировать современную и историческую сельскую тематику. Серьезной поисковой и исследовательской работой стала «Летопись родных сел».

Старинное село Уни



Уни… Что же означает это слово – не выяснено до сих пор. Одни краеведы считают, что слово финского происхождения, другие – татарского, а третьи доказывают, что удмуртского, потому что, в одном из татарских числительных слово «ун» означает десяток. Первоначально на месте первого поселения было 10 хозяйств. Есть и такая версия, что это топоним угорского происхождения. Мансийское «унь» - означает «запруда в реке» + «я» - «река», буквально звучит «река с запрудой». Третья версия - «уна», что в переводе с удмуртского означает - «старшая женщина в роду». Уни, как населенный пункт считается основанным в XVII веке. Статус села Уни получили 14 марта 1762 года. Его коренными жителями были удмурты.

Что же собой представляло собой село Уни XIX века? Вот как об этом писал в газете «Вятские губернские ведомости» от 1865 года Павел Петрович Дряхлов, купец второй гильдии, которой в это время жил в селе Уни: «Село Унинское Глазовского уезда находится в 150 верстах от г. Вятки и в 90 верстах от г. Глазова в центре между Слободским, Нолинским, Уржумским и Малмыжским уездами. Жителей в селе Унинском более 400 душ обоего пола. В числе их считается 14 чиновников, 27 купцов, 14 мещан, 47 приезжих крестьян, из местных жителей – 72 духовных, 84 крестьянина русские и 144 вотяка.

В селе находится до 80 домов, за исключением одного полукаменного, все деревянные. Кроме того есть до 70 лавок и амбаров, устроенных для торговли среди площади, два приходских училища: одно для мальчиков, другое для девочек. В самом селе находится волостное правление Гожнинской волости, при котором устраивается волостная аптека, с приемными для больных покоями. Увеселительных заведений находится до 8, да кроме того есть 2 оптовых склада вина, один глазовского купца Сергеева, а другой слободского купца Смолина».

Уни - село торговое. Торговля начала развиваться с 1833 года, с открытия в Унях ярмарок, число которых к концу XIX века достигало шести в год. Торговля шла на базарной площади. Базарная площадь находилась между двумя церквями Спасской и Александра Невского по ул. Николаевской (ныне ул. Ленина) тянулись торговые лавки и амбары, велась торговля с телег. Ярмарочная торговля оживляла жизнь края. Она стимулировала развитие сельскохозяйственного и кустарного производства среди местного населения. С открытием в 1836 году еженедельных базаров село постепенно стало центром для весьма значительного торгового района. Ярмарки и базары были неотъемлемой частью жизни нашего края.

Немало приезжих торговцев остались в Унях со своими семьями. И возможно, что запевалами превращения Уней в село торговое, были именно они, привлекшие в Унинскую глухомань значительные капиталы. Хотя размах торговли был значительным, но наибольшую прибыль извлекала небольшая группа торговцев – 10-15 купцов – это: Моховы, Шиховы, Ложкин, Исуповы, Араслановы. Благодаря этому обстоятельству село расширялось, было построено большое количество красивых двухэтажных домов, украшенных резьбой. Часть домов была в кирпичном исполнении. До нашего времени сохранились лишь отдельные постройки.

Благодаря Николаю Федоровичу и его краеведческим поискам, мы знаем историю возникновения нашего старинного поселка Уни, исторические факты о людях, живших здесь. А также мы имеем представление, как выглядело село Уни в конце XIX - начале ХХ веков.

Краеведческая деятельность



Николай Федорович вел обширную переписку с краеведами Кировской области и людьми, чья судьба причастна к унинскому краю. Москва, Казань, Глазов, Дальний Восток – отовсюду ему шли письма с рассказами и документами о жизни земляков. В познании малой родины Николаю Федоровичу помогала дружба с известными знатоками унинской старины Бояном Константиновичем Ревой и Николаем Петровичем Шулеповым. За два года до смерти фаленский краевед Николай Петрович Шулепов написал Николаю Федоровичу «Чувствую, что силы мои тают, приезжай. Что есть у меня по Унинскому уезду – все отдам». Николай Федорович приехал в село Низево Фаленского района и из рук в руки принял часть архива, в том числе бесценную в то время книгу «Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской губернии».

По возможности работал в краеведческом отделе Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена, часами засиживался в поиске интересных материалов в Кировском областном и Ижевском республиканском государственных архивах, по крупицам собирая интересные факты. А позднее из - под пера краеведа стали выходить в свет материалы по истории народного образования и здравоохранения. И вполне заслуженно в 1989 году Николай Федорович был принят в члены Союза журналистов.

В 1990-е годы, когда всерьез заговорили о краеведении, в школе введена дисциплина «Краеведение», у Николая Федоровича появились единомышленники, и он имел возможность передать свой накопленный опыт, помогая всем, кто к нему обращался, учил, направлял и подсказывал. Уважение и любовь унинцев к земле отцов и дедов, несомненно, становилась с каждым годом все сильнее. Он был страстным коллекционером старинных предметов и вещей. За сравнительно короткое время ему удалось собрать богатейшую коллекцию старинных монет, увесистых старинных книг, целое семейство поддужных колокольчиков, посуду из фарфора и фаянса. Большой интерес вызывали пожелтевшие от времени – дореволюционные визитки, почтовые открытки, календари и фотоснимки старинных Уней. Но главным богатством Николая Федоровича была серия альбомов с материалами по истории унинского края и фотодокументами.

Он стоял у истоков создания и открытия Унинского историко-краеведческого музея. Его находки, собранные экспонаты – стали первоосновой создания музея.

До конца жизни Николай Федорович Бельтюков тесно сотрудничал с Унинской центральной библиотекой. С 1989 года в читальном зале экспонировались коллекции краеведа. Еще при жизни, Николай Федорович подарил библиотеке некоторые краеведческие материалы. А уже после его смерти, часть краеведческого фонда Клавдия Николаевна передала библиотеке. Все подаренные краеведческие издания, бережно хранятся и пользуются популярностью у читателей библиотеки. В последствие, краеведение стало одним из приоритетных направлений библиотеки.

Он охотно делился своими краеведческими находками. С 1990 года в центральной библиотеке начал свою деятельность клуб «Малая родина». В этом же году в районной газете «Сельский труженик» выходит целевая полоса Малая родина», ее инициатором и постоянным автором был Николай Федорович Бельтюков.

Одна за другой выходят в свет брошюры, посвященные истории сел «Елгань» (1991), «Сардыку – 130 лет» (1992), «Памятники земли унинской» (1993), «Порез» (1995). Наибольшую часть очерков занимает в них повествование о прошлом. Этим составитель хотел заострить внимание, что человеку необходимо хорошо знать уже пройденные страницы истории своего народа, своих предков. Эти 40-80 – страничные издания на серой бумаге, изданные мизерным тиражом, стали маленьким собранием сочинений подвижника, своеобразными энциклопедиями унинских сел.

За краеведческую деятельность в 1992 году Николай Федорович Бельтюков был награжден Почетной грамотой администрации Унинского района.

Гостеприимный дом Николая Федоровича Бельтюкова и Клавдии Николаевны Логиновой знали в поселке практически все. Его двери были открыты для любого человека. С виду такой же, как у других, но, по сути, настоящий музей. Вот поэтому этих замечательных людей посещали краеведы, корреспонденты областных изданий, поэты и писатели области и даже артисты. Будучи тяжело больным человеком, Николай Федорович не терял оптимизма и не падал духом. Он не стремился к наградам и почестям, жил ради любимого дела, строил планы, спешил жить, но … болезнь взяла свое. 24 июня 1996 года Николая Федоровича не стало. В день похорон солнце скрылось за тучами и пошел дождь. Вместе с плачущими людьми, плакала и природа.

Память о краеведе



Есть люди, которые оставляют после себя много сделанного. Их повседневная жизнь насыщена большой теплотой и отзывчивостью к людям, желанием помочь им, быть полезным, таким был Николай Федорович Бельтюков. Более двадцати лет его нет с нами, но память о краеведе живет в сердцах родных, близких, коллег и тех, кто его знал. Вызывает удивление, как мог человек некрепкого здоровья сделать так много за столь короткое время, отмеренное судьбой.

22 ноября 2001 года управлением культуры администрации Унинского района было принято решение о проведении ежегодных Бельтюковских чтений. К 70-летнему юбилею краеведа автором этих строк был издан аннотированный библиографический указатель «Подвижник малой родины». В него вошли публикации о жизни и деятельности Николая Федоровича, а также его краеведческих находках, опубликованных на страницах областной и районной печати.

Николай Федорович Бельтюков был одаренным и настоящим интеллигентом в самом высоком значении этого слова, человеком широкой образованности и культуры, духовного богатства, обаяния и скромности. Он поистине облагораживал всех своим светлым обликом.

Комментарии