Затопить печь, сплести ковёр, поприветствовать Домового - ХранителиРодины.рф

Зачем ещё ехать в музей «Мастера», узнаете в самом музее. В музее народного творчества и ремёсел «Мастера» отмечают народные праздники, учатся старинным ремёслам, изучают быт и культуру наших предков.

Заведующая хохольским музеем Лилия Абакумова так и говорит школьным учителям: «Приводите детей в музей. А мы сами урок истории проведём. По учебникам детям сложно понять быт крестьян. А когда ребята придут к нам, всё увидят своими глазами. Тем более мы разрешаем всё трогать, примерять, стучать пестом в ступе. Практические занятия лучше запоминаются».

Здесь всё – настоящее

Музей «Мастера» находится у парка Победы в селе Хохол, что в 44 км от Воронежа. Пройти равнодушно мимо этого красивого деревянного дома с резными наличниками и карнизом просто невозможно. Музей открыли ровно 35 лет назад – в 1985 году. Идею подал первый секретарь райкома партии Иван Медведев, а деньги выделил местный сельсовет.

Ветхое помещение райсобеса перестраивали всем селом. Все экспонаты – предметы старинного быта – приносили местные жители. А в 2014 году, после реконструкции, музей стал ещё краше.

- Русская печь стояла в музее со времён его основания, но была нерабочая. А туристы всегда первым делом интересовались: рабочая ли у нас печь. Поэтому при реконструкции решили собрать русскую печь заново, какой она была в старину, и какой можно пользоваться. И когда приезжают группы, мы всегда её растапливаем – запах русской печи помогает окунуться в ту эпоху.

Лилия Абакумова, заведующая музеем

Русская печь, кстати, находится в первом, основном зале музея – крестьянской комнате. Когда заходишь сюда, кажется, будто и не в музей пришёл, а в гости. Здесь полная картина быта наших предков. Основное пространство занимает печь – длинная, широкая, удобная для лежания. Печь – душегрейка, печь – кормилица. В ней готовили, на ней спали. Устье печи закрывалось железной заслонкой, а перед ним, на небольшом выступе, ставили всю домашнюю утварь – глиняные горшки и металлические чугунки.

Напротив печи – красный угол с иконами, столом с самоваром и лавками. Вот корыто, выдолбленное из ствола дерева, в котором стирали бельё и купали младенцев, ступа с пестом – для перетирания зерна, прялка, рубель – для глажки белья, сундук, где хранились одежда и украшения. Зеркало у крестьян появилось довольно поздно и считалось предметом роскоши и зажиточности.

В праздничный день избу наряжали: на иконы и зеркала вешали вышитые полотенца-рушники, на кровати выкладывали гору подушек в красивых цветных наволочках, а нижнюю часть покрывала украшали богато декорированным подзором (кружевной каймой).

Пространство избы в 20–25 кв. м было распределено так, что здесь с удобством размещалась семья из семи–восьми человек. Горница условно делилась на мужскую и женскую половины, где члены семьи работали и отдыхали.

Мужской половиной считались лавки у угла с иконами и около входа. Женской – территория у печи. Пожилые люди спали на самой печи, молодёжь – на полатях, женатые пары – на кровати, а младенец – в подвешенной к потолку люльке. Крестьяне считали, что оторванность новорождённого от земли обеспечивала сохранение жизненной силы.

Кстати, в этой комнате музея было снято несколько фильмов. Самый известный, пожалуй, «На заре туманной юности» о поэте Алексее Кольцове. Его снял выходец из хохольской земли, режиссёр Василий Панин.

Мастера? Это к нам!

Крестьяне сами ткали себе одежду и украшали быт ткаными коврами ручной работы. Вот и во втором зале, названном ковровым, представлены работы местной потомственной ковроткачихи Марии Гладневой (1919–2000) – её ковры хранятся во многих музеях России. Техника мастерицы не может не восхищать – она сама красила нити, да так искусно, что на один квадратный сантиметр приходилось до трёх–четырех расцветок. А ковры она создавала в основном с характерным для хохольской земли узором – яркими розами на тёмном фоне.

В музее сейчас установили ткацкий станок и теперь учат посетителей делать коврики – такие, как плели наши бабушки.

- Вместо ткани используем трикотаж от старых футболок. Тем более, дети растут, а вещи сейчас в основном одноразовые, пару раз постирал – и они никакие. Зачем выбрасывать, когда можно порвать на голосочки и сплести сидушку или половичок под ноги? Людям очень интересно.

Лилия Абакумова

У сотрудников музея есть мечта научиться старинной, почти утерянной кочетовской вышивке на рушниках, которая возникла здесь же, на хохольской земле, в сельском поселении Кочетовское, чтобы не только рассказывать о ней, но и преподавать её основы посетителям.

А ещё здесь стараются поддерживать и популяризировать народных умельцев и художников, проводя разнообразные выставки и мастер-классы с их участием. Так что выставки здесь проходят часто. А в постоянной экспозиции представлены работы советского художника-земляка Григория Гончарова, местной молодой художницы, лауреата разных конкурсов Натальи Пахомовой, заслуженного художника России Стефана Домусчи, члена Союза художников Юрия Внодченко.

Хранят в музее и память о подвиге предков – героев Великой Отечественной войны, которых немало дала хохольская земля. Один из жителей села принёс даже фотоальбом военных лет – в музее он точно сохранится для последующих поколений.

На праздник Мокоши

Чтобы привлечь посетителей в музей, творческая заведующая постоянно придумывает разные познавательные мероприятия: здесь, например, отмечают Праздник берёзки, день покровителя домашнего очага – Домового, Масленицу...

- Праздник Берёзки на Руси отмечали во время сбора берёзового сока. Берёза у славян считалось оберегом, её соком лечились, а берёзовый веник в бане избавлял от всякой хвори. На берёзах, загадывая желания, завязывали ленточки. Мы стараемся возрождать эти традиции и праздники. Обязательно отмечаем праздник Мокоши – славянской богини, которая помогала женщинам в ткачестве. А в завершении праздников пьём целебный чай на травах.

Лилия Абакумова

Для посетителей здесь также проводят разнообразные интерактивные программы. Был, например, мастер-класс, как делать простые обрядовые куклы на счастье или новогодние игрушки из ваты. Заодно гости узнали об истории ёлочной игрушки и о том, какими они были в1960–80-е годы. Интересно было и детям, и взрослым. Сотрудники музея даже не ожидали такого успеха…

Адрес музея «Мастера»

Село Хохол, пер. Фадеева, 1 (напротив Казанского храма).

График работы: с понедельника по субботу с 8.00 до 17.00. Контактный телефон 8-920-462-40-87 (Лилия Леонидовна).

Как добраться?

Из Воронежа на рейсовом автобусе с Юго-Западной автостанции на маршрутке «Воронеж – Восход» 380 или «Воронеж – Хохольский».

Комментарии

  • Были на мастер-классах в музее. Очень интересно! Рекомендую посетить!