Совершенный учитель - ХранителиРодины.рф

Эти строки великого русского писателя Льва Толстого можно отнести к Марии Ивановне Ярковой принадлежала к числу тех педагогов, которые «совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников». Таких педагогов называют – «Учитель с большой буквы или совершенный учитель».

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л. Толстой

Эти строки великого русского писателя Льва Толстого можно отнести к Марии Ивановне Ярковой. Она принадлежала к числу тех педагогов, которые «совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников». Таких педагогов называют – «Учитель с большой буквы или совершенный учитель».

Мария Ивановна Яркова родилась 22 февраля 1883 года в Сысертском заводе в семье управляющего Верх-Сысертским заводом крестьянина Ивана Михайловича Зырянова.

«Я с детства мечтала быть учительницей – вспоминала Мария Ивановна. – Отец мой, а после его смерти (1898г.) мой брат дали мне скромное образование. Мечта моя сбылась, я стала народной учительницей». Мария Зырянова поступила учиться в 1892 году в Екатеринбургское епархиальное училище – «специальное педагогическое учебное заведение, готовящее учительские кадры для начальных школ». «В Екатеринбургское епархиальное училище принимались девочки не моложе 9 лет, окончившие церковно–приходские школы. Отбор учениц в 1–4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным. При этом необходимо было вносить деньги не только за обучение, но и за содержание, проживание в общежитиях». «Основной процент учениц среднеуральских городов составляли дочери мещан и крестьян, бедным ученицам оказывалась помощь стипендиями и пособиями».

В 1899 году Мария Ивановна закончила обучение, получив специальность сельской учительницы. И с 14 ноября 1899г. Мария начала работать помощницей учительницы в Сысертском двухклассном училище Екатеринбургского уезда, но как вспоминала сама Яркова: «вела класс и работу, самостоятельно без всякой чьей-либо помощи». Следует отметить, что «подавляющее большинство «правильно организованных» училищ в селах Урала в 1894г. были одноклассными. Казна выделяла на их деятельность небольшие суммы – не более 226 руб. в год, в то время как учителю полагался оклад от 330 до 559 руб. и готовая квартира. Поэтому эти училища открывались Министерством народного просвещения при условии, что земства, сельские общества, частные лица возьмут на себя обязательство обеспечить их участком земли, помещением, помогать в содержании учителей, сторожей».

В январе 1900 года Мария Ивановна назначена учительницей в начальную мужскую школу Васильево-Шайтанского завода (ныне г. Первоуральск), а с сентября 1900 года «по семейным обстоятельствам» переведена в Сысертский завод также в начальную мужскую школу. «С первых дней работы приходилось самой обдумывать и применять различные способы преподавания учебного материала…, но все это способствовало тому, что я приобрела свой личный опыт в обучении и воспитании детей», – вспоминала Мария Ивановна.

Преподавала Яркова и в Сысертской женской земской школе, многие в Сысерти знают это здание как школу им. А.П. Гайдара, а сейчас здесь размещается Центр внешкольной работы Сысертского Городского Округа. Кстати именно Земству принадлежит заслуга в привлечении в школу женщин – «в 1870 г. был решен вопрос о допуске женщин к преподаванию в народных школах». Как утверждают специалисты, «Земская школа по постановке учебного дела была лучшей, чем все другие типы начальных училищ. Земства благодаря хорошей оплате труда могли приглашать на работу учителей со специальным педагогическим образованием. Кроме того в земских школах работало много учителей-энтузиастов, вышедших из кругов передовой интеллигенции». «Пермская губерния, – утверждает А.М. Сафронова, – занимала первое место в России по числу сельских земских учителей (1106 чел.)». Известно, что «развитие школ в деревне (заводских поселках) во второй половине XIX в. как на Урале, так и по России в целом, шло под воздействием двух основных сил – земства и церкви». Однако «из 2663 одноклассных школ Урала половина находилась в ведении земства, четверть – в ведении Синода». Кроме того, «программа обучения в земских училищах была шире, чем в церковноприходских за счет уроков объяснительного чтения, на которых учителя давали детям знания по истории, географии, природы страны, поясняли непонятные слова и выражения. По желанию учителей или родителей могли вводиться занятия рукоделием, рисованием, ручным трудом, гимнастикой». Например, в Сысертском двухклассном училище преподавалось рисование и черчение. При некоторых школах открывались ремесленные классы. «В Пермской губернии, например, в конце XIX в. XIX в. в 115 училищах велись занятия по сельскому хозяйству, уездные земства ассигновали особые суммы на первоначальное приспособление школьных участков к посеву».

Двенадцать лет Мария Ивановна работала «в должности заведующей женской школы». Учитель истории, краевед Е.К. Палкина в своих воспоминаниях писала, что, когда в женской школе классы приходили на молитву «наша учительница Мария Ивановна Яркова всегда стояла на одном и том же месте». Одна из учениц вспоминает – высокую, статную женщину, всегда строго и опрятно одетую. Особо «запомнились белый воротничок и манжеты на ее темном платье. А главное – то уважение, даже страх учеников перед нею». Ученики и после окончания школы «с любовью, трепетом и глубоким уважением относились к своей первой учительнице – почти второй маме».

Замужем Мария Ивановна Зырянова была за почетным гражданином Николаем Александровичем Ярковым, сыном фельдшера Сысертской больницы Александра Прокопьевича. Николай Александрович окончил Уральское горное училище. После окончания училища работал лаборантом на Сысертском заводе... В своей автобиографии Мария Ивановна написала, что ее муж «в 1917 году умер от туберкулеза легких».

После революции 1917 года М.И. Яркова продолжала работать педагогом. «После Октябрьской социалистической революции для нас учителей, отрылась широкая дорога для творческой педагогической работы», – пишет Мария Ивановна. В 1920 году Яркова избирается членом Райкома союза учителей. С 1920г. по 1932г. она работала учительницей – воспитательницей в детском доме в Сысерти. «Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники». Статисты утверждают, что число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.

В 1920г. Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») — комиссия занималась общим руководством работой, а ее постановления имели обязательный характер. И первоначально «перед ней была поставлена задача, научить читать и писать всех взрослых в возрасте до 35 лет, но позднее речь шла уже о населении в возрасте до 50 лет».

В 1920 году 30-31 мая в Сысерти прошла районная конференция работников просвещения. В отчете Сысертского подрайкома РКП(б) в уездный комитет РКП(б) написано: «Конференция хотя и не носила по духу пролетарского характера, но наблюдалось большое стремление учительства работать рука об руку с Советской властью. Учителей-коммунистов в подрайкоме 20 человек». И после предварительной работы с населением «10–11 октября проведены дни ликвидации неграмотности». 27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Дзержинским. «Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте». Так же в 1921 году введено «Положение о летней школе», в котором сказано, что летом учащимися для дополнительного образования должна проводиться «работа на земельном и школьном участке», они должны бывать на экскурсиях, вести наблюдение за природой, организовывать спортивные занятия, собирать коллекций и т.д.

«Советский учитель ни в коем случае не должен был ограничиваться только преподаванием своей дисциплины: он сам был обязан обеспечить посещаемость учеников, организовать их общественную работу и трудовую деятельность». Кроме того учителям, как правило, приходилось изготавливать самостоятельно наглядные пособия, карты и прочие дополнительные принадлежности. Учителя, которые работали в те годы, вспоминали, что «не было и необходимых тетрадей. Например, для обучения письму в младших классах тетради приходилось разлиновывать самостоятельно. Обязательной частью работы учителя были организация родительских собраний и посещения детей на дому». Учитель должен был «начинать обходить семьи учеников за две-три недели до начала учебного года». Кроме того «при аттестации учителей также особое внимание обращалось на то, знает ли учитель, как живут ученики, видится ли с их родителями». «Борьба за новую школу в период 1920-х–начала 1930-х гг., – считает к. и. н. Т.В. Чемоданова, – была «третьим фронтом» после военного и хозяйственного». А приоритетным направлением в деле формирования педагогических кадров стало их идеологическое перевоспитание, с целью «поднятия партийного духа» всех учителей, активно привлекали к общественным работам».

Как и другие педагоги Сысерти Мария Яркова активно участвовала в общественной и культурной жизни заводского поселка. Она играла в спектаклях Драматического кружка Сысертского клуба «Металлист». Еще 28 сентября 1919 года на общем собрании членов Сысертской партийной организации и сочувствующих РКП(б) было принято решение о создании Драмкружка, в который «сразу записалось 21 человек», в том числе из «хора певчих». На этом же собрании решено создать коммунистическую столовую, а деньги от постановок Драмкружка отчислять в пользу столовой. Участники Драмкружка ставили классические произведения: Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Русалка», Гоголя «Тарас Бульба» и другие. С постановками выезжали и в села. В автобиографии в сентябре 1949 года М.И. Яркова с гордостью указала, что «сорок лет состояла членом драмкружка рабочего клуба».

Работой среди женщин занимался женотдел, созданный при Сысертском Волостном комитете (Волкоме) партии в 1920 году. В Сысерти и во всех населенных пунктах Сысертского района действовали делегатские собрания. Руководили ими партийные организации, а работу проводили учителя и грамотные коммунисты. В Сысертской заводской волости 22 марта 1920 года проведена конференция беспартийных женщин, на которой присутствовало 96 человек. В повестке дня были вопросы: забота Советской власти о детях, трудовая повинность женщин, женщина и коммунистическая партия, отделение церкви от государства, выборы на губернскую конференцию… Собрания женщин в Сысерти проводились по четвергам каждую неделю, а делегаток – два раза в месяц. Женщин в красных косынках (делегатки носили косынки красного цвета) можно было встретить везде. «В Сысерти, – вспоминала учитель, заведующая Женотделом с 1923г. Н.К. Клевакина, – на делегатские собрания – красные посиделки – женщины приходили с рукоделием: вязкой, пряжей и т.д. Здесь женщины слушали лекции, беседы на антирелигиозные темы, о рабочем движении в России, борьбе с кулачеством, о продразверстке и т.д. После лекции или беседы собравшиеся пели революционные и народные песни: Интернационал, Вы жертвою пали, Замучен тяжелой неволей, Кирпичики и другие. Сходились женщины обычно в школе, в Совете, или Избе-читальне».

Активисты (культармейцы), агитаторы «Живой газеты» и агитбригады «Синяя блуза», в работе которой принимала участи и Мария Яркова, «боролись с неграмотностью» и вели агитационную пропаганду. Так в документах Свердловского партархива за 1925г. имеется запись, что "в Сысертском клубе «Металлист» работает «Живая газета», в ней участвуют 87 человек". Там же указано, что "6 ноября 1925г. в Сысерти участниками «Живой газеты» было проведено бесплатное выступление". Ликбезовская работа культармейцев и агитбригад совмещалась с пропагандой «культурного быта, санитарии, антиалкогольной агитацией, борьбой за равноправие женщины, а также с производственной пропагандой, с коллективизацией и т. п». Согласно статистике, в 1926 г. в Сысертком районе насчитывалось 360 культармейцев, и четыре учителя ликвидировали неграмотность на платной основе, а в 1931г. работало уже 400 культармейцев и вдвое увеличилось число платных работников.

Силами женщин активистов в 1928 г. по всем населённым пунктам Сысертского района были проведены конференции женщин. Одной из важнейших задач в развитии культуры было вовлечение женщин в общественную жизнь. Это объяснялось, прежде всего, «пониманием, что именно женщина – мать является главным воспитателем детей, она должна быть носителем самых передовых идей по строительству нового быта и общества».

Активно принимала участие Яркова в семинарах и районных конференциях учителей. «Делу повышения квалификации педагогических кадров служили совещания, семинары учителей и учительниц. Значительное место на них занимали вопросы повышения уровня знаний учителей и учительниц, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся, пути улучшения состояния образования, обсуждались программы, рассматривались другие конкретные дидактические и методические вопросы». В то время еще не были созданы специальные учебно-методические учреждения, «занимающиеся повышением квалификации педагогических кадров, некоторый плановый и более последовательный характер вся методическая работа и система повышения квалификации учителей стала принимать после открытия педагогического кабинета. К организации методической помощи педагогическим работникам активно привлекались педагоги-общественники». Вот и М.И. Яркова стала руководить секцией учителей начальных классов, "передавая учителям свой накопленный опыт".

ЦК ВКП (б) 25 июля 1930г. было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. «И уже к 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно.

Учителей с дореволюционным стажем тогда в Сысерти было немного и все «они сгруппировались в бывшей «машуковской» школе, которая стала называться опорной и образцовой». В образцовой школе Мария Ивановна преподавала с 1932г. по 1938г., где «проводила показательные уроки для начинающих учителей, практикумы», которые «высоко оценивались учителями».

В Сысертской образцовой школе с 1933г. по 1935 год в классе у М.И. Ярковой учился Владимир Иванов (1924—1995), будущий советский актёр театра и кино, Лауреат Сталинской премии I степени (1949) за роль Олега Кошевого в х/ф. «Молодая гвардия». Его старшая сестра Вера (в замужестве Колодкина) также училась в этой школе. С 1928г. семья Ивановых жила в Сысертском заводском поселке. Отец Владимира и Веры Николай Александрович Иванов заведовал музыкальной частью рабочего театра. Но в 1936г. семья Ивановых из Сысерти уехала…

Президиум Сысертского поселкового Совета в 1934 году постановил: «Проработать вопрос о включении в Красную книгу почета педагогов тт. Фролова С.Н., Скорынину Е.И., Потопаева И.А, Атманских И.О., Яркову М.И. и др. педагогов, давших лучшие показатели в работе». В 1935г. за активную просветительскую работу Мария Ивановна Яркова удостоена звания «Ударник Просвещения».

В Сысертском районе в 1938г. насчитывается 13 изб-читален, в которых учителя школ и учащиеся принимали активное участие в ликвидации неграмотности среди взрослых. В это время ликвидация безграмотности уже «представляла собой обучение чтению и письму, простому счёту. Окончивший ликпункт теперь считался малограмотным, то есть умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». В районной газете писали, что «в предсъездовском соревновании имени ХVIII съезда партии школы и учителя Сысертского района вместе с поднятием качества школьной работы взяли обязательства и по ликвидации неграмотности среди населения». Однако «для полноценной жизни и деятельности малограмотным было быть недостаточно, поэтому школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования государства рабочих и крестьян». Да и «цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук». Так в Сысертской районной газете «Путь к коммунизму» в 1939 году члены «Комиссии по проверке социалистического договора» учителя Проскурякова, Чуркина, Филинкова сообщали, что «работа по ликвидации неграмотности и малограмотности» почти на всех участках «поставлена образцово – на 100% охватили обучением всех неграмотных и малограмотных». Вот и Мария Ивановна Яркова в биографической справке указывает: «Имею беспрерывный 15летний стаж работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения».

Как признанный авторитет в административной работе М.И. Яркова в 1939 году назначается заведующей педагогическим кабинетом – «в трудную минуту она поможет не только словом, но и делом». Вклад в дело народного образования М.И. Ярковой был отмечен, и в 1939 году, учительница Мария Ивановна, заведующая педкабинетом, была признана лучшей учительницей Сысертского района.

Указом Президиума ВС СССР от 04.05.1939г. «О награждении особо отличившихся учителей сельских школ» учительница Сысертской начальной школы Яркова Мария Ивановна за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне награждена орденом «Знак Почёта». По воспоминаниям родственников М.И. Ярковой правительственную награду в Москве она получала из рук М.И. Калинина. М.И. Яркова в это же году входит в состав комиссии по выборам в Верховный Совет. В 1940 году Мария Ивановна работает заведующей Районо. Для неё «характерны неиссякаемая энергия и не умение сидеть без дела».

Но наступил тревожный 1941 год… Во время Великой Отечественной войны М.И. Яркова занималась организацией детских домов для сирот, что было «совсем не просто сделать, ведь средств для этого почти не выделялось». Сами детдомовцы вместе с учителями ремонтировали выделенные помещения и не только… С первых дней войны все «работали на Победу», в том числе и дети. Так «с первых чисел июля в артели «Красный фуганок»» начали работать «ученики Сысертской средней школы (сейчас это школа им. П.П. Бажова) на уборке рейки. Сейчас работает 8 человек. – Сообщает газета «Путь к коммунизму» №94 от 3 августа 1941 года. – Замечательный пример в работе показывают два брата Сурины: Аркадий и Виктор. Последние дни братья заняты на отвозе рейки и на этом участке полностью заменили взрослых»…

Дети и учителя не только учились и занимались общественной работой, они еще и организовывали праздничные мероприятия для детей младшего возраста и своих сверстников. Так газета «Путь к коммунизму» № 156 от 28 декабря 1941г. сообщает, что «в Сысертской средней школе с 10 января будет елка и утренник для учащихся 1–4-х классов и 14 декабря – для 7-х классов, и 12–13 декабря – для учащихся 5-6 классов. Для каждого утренника детьми подготовлена специальная программа художественной самодеятельности. Очень интересная программа новогоднего вечера подготовлена в Сысертском детском доме № 1, в котором живут дети, эвакуированные из прифронтовой полосы. Ребята приготовили художественное чтение, декламацию, хоровое и сольное пение, пляски и балетные номера». Ученики вместе с учителями собирали теплые вещи для фронтовиков: полушубки, носки, валенки. А также шили кисеты, набивали их табаком. Затем все это в посылках отправлялось в действующую армию.

В газете «Путь к коммунизму» от 6 сентября 1942 года повествуется, что в последние дни августа группа воспитанников «человек десять» Верхсысертского детского дома под руководством директора выкапывали картофель, остальные дети работали бригадами на заготовке дров, сена, собирали грибы. «Собственными силами они заготовили 500 куб. метров дров, 7 тонн сена, засолили 2 тонны грибов, немало грибов и ягод засушили. Отремонтировали корпус, в котором живут воспитанники, приготовлено овощехранилище, остеклены и промазаны рамы и проч. Дед Мазеин научил ребят ремонтировать обувь. Больше половины обуви отремонтировано силами ребят. Все в детдоме, даже ручки, сделаны руками ребят». Все в том же материале газета сообщала, что М.И. Яркова в конце августа ходила пешком «в Верхнесысертский детский дом, расположенный в полуторах километрах от поселка вверх по течению реки».

В каждом районе области при средних школах и детских домах организовывались мастерские по изготовлению лыжных креплений и другого военно-физкультурного инвентаря. Областной военный комиссариат подбирал 1700 человек лиц младшего и среднего командного состава запаса в качестве преподавателей военного дела учащимся начальных, неполных, неполных средних и средних школ.

Кроме того, Исполкомом облсовета №1443 в 1942г. принято решение об участии комсомольских, пионерских организаций и несоюзной молодежи в работе по сбору дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений. Сдача лечебных ягод осуществлялась Аптекоуправлению в сушеном виде. Для сбора лекарственного сырья заключались договоры с колхозами и школами. Педагогов школ привлекали для проведения ознакомительных семинаров о методах сбора и сушки лекарственного сырья. Тяжелая, многочасовая работа, нехватка продуктов влекли различные заболевания. В связи с этим для профилактики заболеваний в 1943 году Облздравотдел разработал и опубликовал единую инструкцию по выработке витамина «С» из хвои и сохранению его в овощах и картофеле при хранении и кулинарной обработке. К 15 января 1943 года был установлен план выработки хвойного напитка для каждого учреждения, отпускающего горячее питание (столовые, больницы, госпитали, детские учреждения) в количестве, обеспечивающее весь контингент...

На совещании учителей Сысертского района, которое проходило 6 – 7 января 1945г., обсуждали вопросы: о повышении культуры устной и письменной речи учащихся и основы методики повторения. Но не только правильным произношением слов были обеспокоены учителя, нужно было обеспечить школы всем необходимым для учебного процесса. А в школах холодно, тусклое освещение, катастрофически не хватает тетрадей, учебников... И опять, как и после революции учителя занимались изготовлением наглядных пособий и вместе с учениками заготовляли на зиму дрова. Так «Путь к коммунизму» сообщает 29 марта 1945 г., что «Согласно решения исполкома райсовета, школы, детские дома и сады должны самостоятельно заготовить дрова на период 1945 – 46 учебного года. Срок кончается. Нарублено 300 кубометров, а нужно к 4 апреля нарубить 7630 кубометров. Закончили заготовку Сысертские школы: средняя, неполная средняя, имени Тимирязева, имени Ленина, Асбестовская [рудник Асбест], Марковская [Марков Камень]. Плохо включились в работу детский дом-2, Кашинская, Кадниковская, Черданцевская, Фоминская, Сысертская имени Свердлова и детский сад «Октябренок». В школе имени Свердлова отстает самый старший 4-й класс».

Во время войны трудно было всем и учителям, и ученикам. «Каникул всю войну не было», многие дети часто и много пропускали; не было одежды, обуви, болели, ухаживали за старыми, больными, маленькими… Но необходимо было выполнять производственные задания и учиться, заготавливать дрова, выращивать урожай на приусадебных участках и оказывать помощь на колхозных полях, обеспечивать быт учащихся и обучать их… И никому и в голову не приходило, что можно жить как-то иначе. «До сих пор удивляюсь, – вспоминала учитель К. Жилина, – откуда у детей (да и учителей) силы брались? Ведь питались скудно. Может быть, чувство ответственности, взаимовыручка враз повзрослевших детей и помогли нам выжить» … После войны работа педагога М.И. Ярковой была высоко оценена. В 1945 году Мария Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1954гг.», а в 1949г. – Орденом «Ленина» за безупречную тридцатилетнюю службу при советской власти.

О Марии Ивановне Ярковой говорили, как «о женщине высокой культуры, строгой и требовательной к себе и окружающим, в какой-то мере властной и гордой». Но в, то, же время она «не считаясь, ни с погодой, ни со временем и расстоянием, выезжает в школы, где проводит КМО, учит молодых учителей, проводит сама уроки для них. В районе нет ни одного учителя, работу которого она не знала бы…». Яркова всегда старалась быть для молодых учителей другом и наставником. В каждом коллеге она отмечала сильные стороны, начинающих кропотливо и тактично учила тонкостям методического мастерства. За советом к ней шли и опытные, и молодые. Её спокойствие, уравновешенность, интеллигентность, ««умные» уроки притягивали и вызывали чувство уважения и признательности среди учеников и коллег». В педагогической деятельности Мария Ивановна проявила принципиальность, отзывчивость, порядочность и увлеченность своей деятельностью.

О человеке судят по его делам. Мария Ивановна «бессменный член Райкома союза учителей, председатель кассы взаимопомощи», «выполняла много различных поручений вышестоящих советских и партийных организаций». «Как корреспондент, принимает активное участие в отражении школьной жизни в местной газете «Путь к коммунизму»». В 1949 году в автобиографии Мария Ивановна пишет: «Тридцать лет занималась подготовкой молодых учителей. Сейчас работаю в районном педагогическом кабинете и веду второй год начальные классы в семилетней школе. В течение всей своей педагогической деятельности имела высокие показатели в работе. Имею много почетных грамот и благодарностей от партийных, советских и профсоюзных организаций, от родителей учащихся»... А как много у неё было за эти годы выпусков! И никогда она не пожалела о своём выборе. Педагогический стаж Марии Ивановны 55 лет – она работала «почти до самой своей смерти 31 мая 1955 года».

Учитель – это призвание. «Учителями не рождаются, ими становятся!». И о каждом педагоге, работавшем в период революции, разрухи Гражданской войны и годы Великой Отечественной войны, можно писать книги. «Это люди, чья жизнь – подвиг. Их судьба неотделима от судьбы своей страны. Они шли в ногу со временем, «время выбрало их зажигать души свечи», и они делали это с честью».

Мария Ивановна Яркова. Из семейного архива О.Е. Ярковой.

Ярковы Николай Александрович и Мария Ивановна. 1913г. Из семейного архива О.Е. Ярковой.

Учителя Сысерти, 1925-1930-е г. справа на лево Яркова Мария Ивановна, Старцева Лидия Григорьевна, Атманских Ираида Иосифовна. Из фондов ГАУК СО СОКМ Сысертского краеведческого музея.

Табель успеваемости 1934-35гг. В.Иванова. Из фондов ГАУК СОКМ Сысертского краеведческого музея.

Грамота Ярковой М.И. 1939г.  Из фондов ГАУК СОКМ Сысертского краеведческого музея.

Газета Сысертского района Путь к коммунизму от 30 июля 1939г.

Газета Сысертского района Путь к коммунизму, 14 ноября 1947, №52

Газета Сысертского района Путь к коммунизму, 2 июня 1955, №45

Комментарии