Уральская пастораль - ХранителиРодины.рф

Всего каких-то 150 км от Екатеринбурга, и ты оказываешься в старинной русской деревне. В Нижней Синячихе жители ходят в магазин мимо постоялого двора начала XIX века, 35-метровой сторожевой башни, а чтобы попасть на другой берег реки, пересекают ветряную мельницу. Открытый двор с колодцем-журавлём, баня по-чёрному, резные ставни с уральской росписью, белая горница. В музее деревянного зодчества под открытым небом кажется, что ты переместился на несколько веков назад.

Музей внутри церкви

Нижняя Синячиха – обычное уральское село, каких на Урале сотни. Но всё же сельчанам есть чем гордиться: 50 га земли занимает музей, о котором знают даже в Европе.

В послевоенные годы человек большой и чистой души, краевед, коллекционер уральской старины Иван Самойлов в подвале собственного дома начал собирать экспонаты крестьянской жизни, элементы уральской живописи.

- Иван Данилович говорил, что просто так собирать историю, хранить в подвале и никому не показывать – ошибка. Он хотел поделиться собранной коллекцией со всем миром, показать быт предков, познакомить людей с традициями.

Алёна Колпакова, научный сотрудник музея-заповедника под открытым небом в Синячихе

Разрушенное в конце 70-х здание Спасо-Преображенской церкви Ивану Даниловичу показалось лучшим местом для хранения уральской домовой живописи и церковной утвари, которую ему удалось собрать по ближайшим деревням. Только представьте, столько времени прошло, а на первом этаже церкви-музея по-прежнему проходят службы во время больших христианских праздников, а на втором расположилась настоящая расписная белая горница.

Другой такой не найти

- В здании церкви в 1937 году было зернохранилище. На паперти стояла электрическая мельница, а в зале на первом этаже, где изображены лики святых, вбиты крюки для подвешивания электромоторов. На алтаре находилась зерносушильная печь, которая топилась дровами, поэтому роспись на верхнем ярусе сохранилась на 90% благодаря толстому слою сажи, копоти и пыли.

Другой такой церкви на Урале не найти – у неё девять куполов (обычно их гораздо меньше), а основная часть здания построена в стиле сибирского барокко, что необычно для Урала. Сейчас именно со Спасо-Преображенской церкви начинаются экскурсии по всему музею деревянного зодчества.

- Иван Данилович вместе с супругой Анной Ивановной ходили по деревням и собирали ставни, расписную посуду, предмет быта. Им удалось восстановить даже белую горницу на втором этаже церкви. Некоторые возмущаются: «Как так! В церкви! Изба!» Но мы не видим в этом ничего плохого. Освящённый этаж у нас всё равно только первый, а на втором находятся исключительно музейные экспонаты.

Три крестьянские усадьбы – три века истории

Второй этаж церкви заполнен народной домовой росписью XIX – начала XX веков, которая будоражит воображение. Не каждый современный человек сходу поймёт, почему у дверей и окон нарисованы совы, около печи – цветок, а на потолке – солнце или цветочные венки.

- Роспись в избе могли позволить себе только богатые люди. Народные живописцы ходили из деревни в деревню и расписывали мебель, посуду и даже интерьер – двери, потолки, стены. Но делали они это не абы как, а с особым смыслом. Например, совы считались хранительницами домашнего очага, у печи изображали разнообразные цветки, которые символизировали гостеприимную хозяйку, а на потолке часто встречалось цветочное солнце, олицетворяющее свет, радость, жизнь без бед.

Растительные элементы и даже целые сюжеты можно бесконечно рассматривать в крестьянских усадьбах, которые по брёвнышку Иван Данилович перевёз в Синячиху из разных деревень Урала. Сейчас в экспозиции пять часовен, две башни, кузница, постоялый двор и три крестьянские усадьбы ХVII–ХIХ веков.

- В нашем музее можно за один день побывать в разных веках и проследить, как менялся вид жилья наших предков. Если крестьянская усадьба ХVII века – это небольшой дом без каких-либо украшений, росписи и с миниатюрной баней по-чёрному в огороде, то изба ХVIII века уже имеет и окна шире, и расписные ставни. А на крестьянских домах ХIХ века заметны отголоски городской архитектуры. Фасад дома украшен красивой деревянной резьбой, а белая горница пятистенок украшена великолепной росписью, выполненной в 1897 году.

Остальные экспонаты не менее интересны. В розовой часовне Вознесения Господня действует постоянная экспозиция народного искусства Христины Чупраковой – более 1500 ковров из лоскутков, картин и даже личные предметы сельчанки. Возле ветряной мельницы лежат настоящие мельничные жернова, а кузница принимает самых любопытных – здесь проходят мастер-классы по ковке.

Хранитель Иван Данилович

Сложно поверить, но все эти уникальные экспонаты появились в Нижней Синячихе благодаря единственному человеку. Ивана Даниловича в селе помнят как добродушного, болеющего всей душой за историю уральского региона человека.

- Он сделал всё, чтобы мир помнил, как люди жили в ХVII, ХVIII, ХIХ веках. И наша задача сейчас – не просто сохранить эту историю, но и продолжить, – говорит директор музея Валентина Ращектаева. – К сожалению, в августе 2008 года после долгой болезни Ивана Даниловича не стало. По его просьбе он похоронен у стен здания церкви, место ещё при жизни выбрал себе сам.

Перенестись в атмосферу уральской деревни прошлых веков несложно, достаточно просто посетить Нижнюю Синячиху. Сложнее – вернуться в вечно спешащий серый город, погруженный в ежедневные заботы.

Как найти

Из Екатеринбурга нужно ехать по трассе на город Реж, повернуть на Алапаевск. После Алапаевска – по трассе на Верхнюю Синячиху. Не доезжая до неё, повернуть по указателю направо – на Нижнюю Синячиху. Машину лучше всего оставить у Спасо-Преображенской церкви. Расстояние от Екатеринбурга – 160 километров.

В Синячихе есть придорожное кафе и сельские магазины. Полноценные продуктовые маркеты и точки питания находятся в 15 км от музея – в Алапаевске.

Свердловская область, Алапаевский район, с. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20

Запись на экскурсию:

(34346) 75-1-18

(34346) 75-2-37

Комментарии