История одной семьи и целого народа - ХранителиРодины.рф

Этот музей можно считать одним из самых экстремальных в России: во-первых, из-за его труднодоступности, а во-вторых – из-за отсутствия в нём каких-либо признаков современной цивилизации.

В Джейрахском районе Ингушетии среди гор и лесов есть крошечное село Фуртоуг. Там, по соседству с руинами древних башен, стоит скромный двухэтажный дом, с 1981 года ставший музеем имени ингушского революционера Гапура Ахриева. 

Холодильник для экспонатов

Дом-музей Гапура Ахриева стоит на возвышенности, куда нужно подниматься по каменным ступеням. Рядом – руины родовых башен Ахриевых. Дом построили в конце XIX века, и за прошедшие годы в нём почти ничего не изменилось, разве что появилась новая крыша, двери и окна.

- Этот дом был жилым до 1960-х годов: сюда вернулись из депортации мои предки, и здесь же родился мой дядя. Ни канализации, ни водопровода, ни электричества в самом доме нет, так что температура здесь всегда примерно такая же, как и на улице. Благодаря этому экспонаты сохраняются в первозданном виде.

Аслан Ахриев, заведующий филиалом ингушского краеведческого музея в Фуртоуге

Первый – цокольный этаж дома построен из камня. Раньше там держали скот и хранили продукты. Второй этаж возвели из дерева, обмазали глиной и побелили, потому что деревянные дома гораздо теплее каменных. Обогревали дом с помощью очага, который сохранился в большой центральной комнате. Круглый дымоход проходил через смежные комнаты и отапливал заодно их. Тепло помогали сохранять и ковры, в числе которых – традиционные ингушские истинги, сделанные из войлока, которыми можно полюбоваться в музее. На окнах – старинные занавески ручной работы, украшенные узорами.

Возле очага – низкий столик на трёх ножках. Он предназначался для гостей. Сначала гостю подносили кувшин с водой и таз, чтобы он мог помыть руки, а потом – накрытый стол, за которым тот обедал, сидя на ковре или лавке-топчане. Также сохранились медные кувшины, деревянная чаша, в которой замешивали тесто, и маслобойка.

Боролся за права рабочих, умер молодым

Гапуру Ахриеву, имя которого носит музей, посвящена отдельная комната, в которой он жил. Здесь ничего не изменилось с тех пор. Комната обставлена деревянной мебелью конца XIX – начала XX века, которая выглядела бы привычно в городе, а в окружающей суровой обстановке смотрится удивительно.

На украшенной резьбой книжной полке стоят книги, посвящённые ингушскому революционеру, близкому соратнику Серго Орджоникидзе, на его рабочем столе – книги и рукописи тех времён, на стене – антикварные французские часы. Сохранилась даже шаль, которую подарил матери революционера знаменитый Серго Орджоникидзе.

Гапур Ахриев родился в августе 1890 года в этом самом доме. Его дед был полковником царской армии, а отец держал хозяйство. Мальчика с ранних лет приобщали к труду: восьмилетним он пас овец, отводил на пастбище лошадей и загонял домой коров по вечерам. Он так и занимался бы скотом, если б не его дядя Саадула Ахриев, который на правах старшего брата его отца настоял на том, чтобы племянник получил образование. Сперва он отправил его изучать русский язык во Владикавказ, а потом перевёз в Москву, где тот стал делать успехи. Окончив училище, Гапур поступил в Московский коммерческий институт (сейчас – Российский экономический университет имени Георгия Плеханова).

Там он попал в студенческие революционные кружки, а позже, вернувшись на Кавказ, принёс с собой коммунистические идеи. Он подружился с Сергеем Кировым и Серго Орджоникидзе и в годы революции стал народным комиссаром по делам национальностей ещё до того, как вступил в компартию. Он боролся с царскими чиновниками и представителями буржуазии, воевал на стороне красных в Гражданской войне, а в 1920 году скончался в Баку, заразившись тифом. Ни жены, ни детей у него не было: он успел лишь посвататься.

Вспомнить всех

В 1981 году Ахмед Ахриев, отец нынешнего заведующего музеем, захотел увековечить память о своём предке-революционере и превратить родовое гнездо в музей. Основатель ингушского краеведческого музея Туган Мальсагов его поддержал.

Здание отремонтировали и наполнили экспонатами, причём одним Гапуром Ахриевым не ограничились, вспомнив и про других выдающихся носителей фамилии: первого профессионального художника Ингушетии Хаджи-Бекира Ахриева, первого ингушского краеведа Чаха Ахриева, первого лётчика-ингуша Рашид-Бека Ахриева, зачинателя архивного дела Ингушетии Саадулы Ахриева. В музее выставлены их портреты, личные вещи, фотографии и документы.

Когда умер Ахмед Ахриев, музеем стал руководить его сын Аслан. Вместе с семьёй он живёт в соседнем селении Джейрах: в Фуртоуг порой и добраться непросто. Даже в сухую погоду ведущая сюда узкая грунтовая дорога может быть опасна, а после дождя она и вовсе становится непроходимой. Здесь нет привычных туристических аттракционов: только горы, разрушенные башни, несколько домиков и старое кладбище, на котором хоронят всех представителей рода Ахриевых, где бы их ни настигла смерть.

- Ни я, ни мой отец не изучали музейное дело. Мы просто пытаемся сохранить память о нашей семье, потому что Ахриевы немало сделали для Ингушетии и прославились даже за её пределами.

Аслан Ахриев

Хотелось бы восстановить и башни: одна из них простояла целой до недавнего времени, но потом у неё разрушилась стена. Родственники ценят это, иногда передают нам новые экспонаты. Недавно нашу коллекцию пополнил старинный металлический утюг со специальным отсеком для горячих углей. Кто-то из родни нашёл у себя и подарил нам. Туристы тоже приезжают: рядом находится Фуртоугский водопад, который также известен как Менделеевский: великий химик бывал здесь во время экспедиции и гостил в этом доме».

Как найти

Адрес: 366733, Республика Ингушетия, Джейрахский р-н, с.п. Джейрах, село Фуртоуг, ул. Боди-Хаджи, д. 1.

Добраться можно автобусом «Назрань – Джейрах».

Телефон: 8 (962) 647-74-47.

Комментарии