Одобрено редакцией
По местам великого алтайского сказителя Николая Улагашева
Музей алтайского сказителя Н.У. Улагашева, Паспаул, Республика Алтай
Если вам доведётся побывать на Алтае, обязательно в список включите посещение Чойского района. Он находится в 64 километрах от столицы региона – Горно-Алтайска.
Район примечателен тем, что на его территории проживает коренной малочисленный народ тубаларов.
Многие культурные объекты здесь связаны с жизнью и творчеством великого алтайского сказителя Николая Улагашевича Улагашева.
Главный из них – музей имени Н. У. Улагашева, где вы сможете познакомиться с творчеством кайчы.
Музей имени Н. Улагашева является филиалом Национального музея имени А. В. Анохина. Находится в трёх километрах от села Паспаул, по направлению трассы Горно-Алтайск – Чоя – Артыбаш. Открытие музея состоялось 18 марта 2013 года.
В этом музее собраны факты жизни Николая Улагашева
Родился Николай Улагашев 17 марта 1861 года. С 9 лет мальчика стали брать на охоту. Однажды на охотничьем стане Николай услышал известного кайчы Кыскаша. Кыскаш рассказывал о богатыре Алтай Куучын. Мальчик запомнил сказание и через некоторое время смог воспроизвести его полностью. Сказитель Кыскаш, услышав исполнение эпоса, благословил его и предрёк, что он будет известным сказителем.
Так и случилось – к 15-ти годам Николай Улагашев был уже состоявшимся кайчы и имел обширный репертуар. А в возрасте 16 лет из-за перенесённого инфекционного заболевания юноша ослеп. Природа наделила Николая богатырской силой и удивительной памятью.
- Несмотря на свою болезнь, он никогда и ни на кого не надеялся, а свою семью, внуков всегда держал рядом и всеми руководил сам. Всю жизнь он со своими детьми заготавливал орех. Сам лазил на кедр и бил шишки, а молодежь собирала. Спускался с кедра вниз головой, чтобы руками чувствовать ветви и расстояние до земли.
Удивительные случаи из жизни сказителя порой похожи на рассказы о богатырях. Однажды отец с сыном поехали с концертами по деревням. По дороге услышали крик односельчанина. Его конь, груженный двумя мешками ореха, завяз в болоте. Услышав крик о помощи, Н. У. Улагашев попросил сына подвести его к коню. Скинув вьюк на сушу, богатырь взял коня за хвост и гриву, вытащил его и соседа из болота.
Николай Улагашевич со своими сыновьями часто ездили выступать перед зрителями в селе Урлу-Аспак, Салганда, с. Красногорск Алтайского края и в города Белокуриха и Бийск. Люди не хотели отпускать сказителя, часто концерты затягивались до глубокой ночи.
Однако широкая известность к нему пришла довольно поздно
В 1938 году алтайский сказитель был принят в Союз писателей СССР. Н. У. Улагашев был награжден орденом «Знак Почёта» наряду с другими писателями Советского Союза: А. А. Фадеевым, М. А. Шолоховым, А. Н. Толстым.
Говорят, когда «всесоюзный староста» М. И. Калинин, вручая в Кремле орден «Знак Почета», спросил Н. У. Улагашева, много ли он знает сказок, тот не задумываясь ответил, что рассказывать их может два года.
В музее хранится один из первых сборников произведений кайчы
Здесь же имеется портрет Николая Улагашева кисти Игната Ивановича Ортонулова, Заслуженного художника РФ, народного художника Республики Алтай. Написан портрет в 1963-ем году.
Помимо творчества сказителя, в музее хранится множество интересных экспонатов, связанных с бытом алтайского народа, например, костюм шамана. Его передал музею Юданов Антон Викторович – режиссер, драматург и видный общественный деятель Республики Алтай.
Хранители музея, Чечек Кужакова и Евгений Штанов, могут не только интересно рассказать о быте тубаларов и жизни Николая Улагашева, но и провести традиционное алтайское чаепитие. Отличие его составляет в особой рецептуре приготовления чая. «Хан-чай» традиционно готовят на основе зелёного чая с добавлением молока, талкана (мелкой крупы из поджаренных зёрен пшеницы, овса, проса, ржи или ячменя), топлёного сливочного масла и соли. На первый взгляд, продукты совсем не совместимы, но получается вкусно.
Для девушек будет интересен мастер-класс по изготовлению «шанкы» – накосных украшений. Но самое главное – в музее регулярно проходят концерты кайчы, посетив которые, вы не останетесь равнодушными к творчеству тубаларского народа.
В стилизованном аиле можно увидеть предметы обихода алтайцев, а так же чучела животных и птиц, на которых охотились тубалары.
А в летнее время – приобрести сувенирную продукцию местных мастеров.
Всего в 62 километрах от музея имени Н. Улагашева, находится Центр тубаларской культуры села Красносельск.
- Уютный аил, выполненный в стиле традиционного жилища алтайского народа – излюбленное место наших гостей.
Василиса Тихоновна является главной хранительницей традиций тубаларского народа в Чойском района. Сейчас из-за смешения культур русского и тубаларского народа многие традиции последнего стали забываться. Сохранение тубаларского языка, традиций – вот главная цель, которую преследуют создатели музея.
Центр тубаларской культуры стоит посетить, чтобы воочию увидеть быт тубаларов.
Аил – это освященный Алтай Кудаем храм. Входя в аил, принято здороваться, даже если там никого нет. Здороваться следует с духами.
Самым священным местом в аиле является очаг, где находится таган-треножник (очок), на который устанавливают большой чугунный казан. Над очагом прикреплён овин, на котором коптят сырчик (арчин), мясо (эт).
У всех алтайских племён и родов существовал культ огня и связанные с ним обряды
Огонь – это тепло, благополучие и продолжение жизни. Огонь в очаге очищает жилище от злых духов, от всей негативной энергии, очищает помыслы его обитателей. Через огонь тубалары начинают молиться божествам и духам предков. К огню и тагану тубалары относятся с особым почтением и производят регулярные «кормления» огня. Для этого в огонь бросают кусочки сырого мяса, жира, выпечки, кропят молоком.
Разжигая по утрам огонь в очаге, в первую очередь угощают Мать-Огонь Умай-Эне, произносят благословения:
С белой чистоты, кружась, спустившаяся
Белопламенная Мать-Огонь.
С синей чистоты, вихрясь, спустившаяся
Синепламенная Мать-Огонь.
Равноправная с небесами,
Одной пуповиной со Вселенной,
Тридцатиглавая Мать-Огонь,
Многогранная Девица-Матушка...
Огонь в аиле считался равноправным членом семьи
Над очагом располагается дымовое отверстие, и дым от костра, не задерживаясь, выходит наружу. Интересный факт – несмотря на то, что огонь в очаге практически не угасал в течение суток, в аиле не было дымно.
В аиле, лишенном всяких перегородок, существует разделение на мужскую и женскую половину, чтобы не мешать друг другу, заниматься своими делами, которые у мужчин и женщин абсолютно разные.
Слева от входа – мужская половина, справа от входа – женская, стена напротив входа – это красный угол.
На мужской части аила располагаются охотничьи снаряжения, седло, сбруя, охотничьи лыжи, сумины, мордо (для ловли рыбы), ближе к мужской половине на стене висят маральи рога.
На женской половине располагается всё то, что необходимо для хранительниц очага: кровать, отгороженная занавеской (кёзёгё), люлька (кабай) для укачивания ребёнка.
Новый кабай сначала осваивается щенком. Только после этого туда кладут ребёнка. Щенок символизирует процесс освоения земли прародительницей алтайского народа – Синей волчицей. Согласно поверью, она в новое детское ложе закладывает свой сакральный дух.
Ближе к очагу находится вся домашняя кухонная утварь: посуда, пиалы, чапчаки, деревянные блюда, пасак (для приготовления талкана), чимыр (для изготовления араки).
В красном углу располагаются нарядные сундуки (кайырчак) для хранения личных вещей. В этом же пространстве стоит большой круглый стол со скамьёй для встречи гостей.
Интересно, но многие алтайские народности до сих пор ставят у себя во дворе, помимо привычного нам дома – аил.
Гостям хозяйка аила может предложить мастер-класс по приготовлению талкана, угостить алтайским чаем, настоянным на травах.
Так же тут можно услышать тубаларские напевы (тянар) или поиграть в национальные игры.
Заключительным местом знакомства с культурой тубаларов вы можете выбрать туристическую базу «Солоны».
Находится она всего в 10 километрах от села Красносельск, в селе Каракокша.
Примечательно это место тем, что «Солоны» (алт. – радуга) находится на слиянии рек Саракокша и Каракокша – место рождения Николая Улагашева.
Здесь вы так же можете посетить аил, а главное – познакомиться с национальной кухней тубаларов. Отведать кочо (горячая мясная похлёбка), кулахи (что-то похожее на привычные нам чебуреки), кылбаш-чай, терпек (лепёшки) и боорсоки, полакомиться грильяжем из кедровых орешков.
Тут же можно остановиться и на ночлег.
Ежегодно, в летний период здесь проходят два значимых масштабных события: День коренных народов мира и соревнования по спортивной рыбалке на хариуса.
Примечательно то, что все герои рассказа (хранители музея, директор Центра тубаларской культуры, владелец турбазы) по национальности – тубалары. Видя, как исчезает культура этого небольшого народа, они делают все возможное, чтобы сохранить традиции своих предков. Наша страна уникальна народностями, её населяющими, и тубалары её неотъемлемая часть.
Уделив всего пару дней посещению данных культурных объектов, вы не только узнаете больше о таинственном и великом Алтае, но и ближе познакомитесь с культурой малочисленного народа – тубаларов, станете участником национальных обрядов, услышите красивое исполнение алтайских песен. Чойский район не исследован туристами, а потому имеется возможность насладиться девственными красотами природы.
Контактные телефоны
Музей имени Н. Улагашева – 8-983-582-45-86 , 8 (38822) 4-77-71
Центр тубаларской культуры – 8-913-690-47-38
Турбаза «Солоны» – 8-913-990-28-88
Комментарии