Путешествие в наше прошлое - ХранителиРодины.рф

Расписные прялки, керосиновые лампы, орудия труда крестьянина, охотника и рыболова, около полусотни этнографических костюмов со всей России и даже дома XIX века – всё это можно увидеть в этнографическом парке-музее «Русский остров». Здесь также можно узнать о традициях пивоварения на Вологодчине, как ковали железо наши предки, а также поучаствовать в игровом сражении «котёл» – реконструкция воинского подворья с крепостью и смотровой башней тоже создана на территории парка-музея.

Экспонаты со всей России

Музей организован в формате этнопарка: старинные дома, амбары, павильоны для ремёсел размещены на улице. Основное просторное помещение в 150 кв. м. из четырех комнат посвящено быту, традициям и искусству крестьян.

Заходим в одну из комнат и видим богатейшую коллекцию резных расписных прялок – их хозяин и хранитель музея Андрей Баранов привёз с северных регионов России. На Руси в каждом крестьянском доме были прялки, на которых женщины из шерсти животных пряли нити, а затем ткали полотно для пошива одежды. Этот предмет быта стал символом не просто женской доли, а вообще русского крестьянства. Но именно северные прялки отличались художественными особенностями – имели не только ремесленное, но и обрядово-декоративное значение, являлись некой статусной вещью, визитной карточкой. Так произошло потому, считает хранитель, что в северных Архангельской и Вологодской областях не было крепостного права, там человек был способен на творчество.

Ещё одной визитной карточкой русского крестьянства стал традиционный костюм. Андрей Баранов собрал в своей коллекции около ста народных костюмов практически со всей России – с севера до юга. Среди экспонатов архаичные и более консервативные наряды Севера и яркие, украшенные монетами, татарские и башкирские платья и жилеты, рубахи с вышивкой средней полосы России. Эта экспозиция очень разнообразна, поскольку нет единого понятия «русский народный костюм» – он везде разный. Ведь даже в каждой деревне были свои отличия. Но вот как раз владимирского костюма в коллекции нет. Дело в том, что этот регион довольно близко находится к индустриальному центру, поэтому народные традиции здесь давно были вытеснены городской культурой.

В других комнатах – сундуки и мебель, церковные книги и иконы. Орудия труда крестьян – вилы, косы, грабли. Интересно то, что всё это сделано вручную. Это забытые технологии, по сути, пример школы выживания. Ушёл в лес и создал цивилизацию без всяких промышленных производств из подручного материала – того, что нашёл вокруг.

Кузница занимает отдельное посещение – там как старинные горны, меха, наковальня, так и рабочие электрические приспособления, где хранитель музея показывает мастер-классы. Гостям интересно попробовать, как это делалось.

В павильоне для ремёсел – топоры, выдолбленные из цельного дерева лодки, сети, снасти, остроги, а также торговая экспозиция – весы-безмены, деньги… Тут же «автопарк» – северные деревянные сани, на которых жители ещё в начале прошлого века ездили не только зимой, но и летом по грязи и бездорожью.

Среди экспонатов – даже целые дома. Самый старинный и интересный купеческий дом с редкой поволжской резьбой Андрей Баранов привёз из Нижегородской области.

- Местные энтузиасты подсказали: надо спасти редкий старинный дом – его собирались попилить на дрова новые хозяева. А ведь он украшен поволжской, так называемой, глухой резьбой, существовавшей до появления лобзика, и которую в конце XIX века уже не применяли. А значит, что этот дом, вполне возможно был построен еще до отмены крепостного права. Разобрали, пометили бревна, перевезли и на месте собрали.

хранитель

А это лопазы – амбары на сваях, которые раньше строили охотники для хранения продуктов на Севере. Возвышения помогали сохранить провольствие от грызунов и медведя. Такие хранилища до сих пор возводят жители Сибири.

Есть на территории этнопарка и реконструкция воинского подворья с башнями и крепостью, доспехами, средневековым оружием. Здесь для гостей в игровой форме демонстрируется рукопашный бой с холодным орудием – так, как сражались наши предки.

Наша самобытность

Этномузей Андрей Баранов открыл восемь лет назад. Всё началось с небольшой коллекции старинных вещей, которая разрослась и стала занимать всё больше места и времени.

- Служил в Москве, а когда вышел в отставку в 35 лет, захотел уехать в деревню и посвятить себя сельскому образу жизни. Вообще моё детство прошло в деревне в Беларуси, мои предки – старообрядцы из Поволжья. Как-то я попал в бросовую деревню и купил там дом. Бывшие хозяева оставили в доме прялки и ткацкие станки – с них всё и началось. Потом стал целенаправленно ездить в экспедиции и собирать весь народный быт. Покупая предметы быта у населения, не только записывал их название, но и расспрашивал, как они использовались. Объездил всю европейскую часть России, несколько раз бывал на севере. В итоге стал заложником музея. Ведь надо было не просто добыть экспонаты, но и сохранить – для этого построить павильоны, навесы. И сейчас продолжаю ездить по экспедициям, пополнять коллекцию.

Андрей Баранов

Хранитель считает, что каждому русскому человеку стоит посетить подобный музей. Любовь к русской земле заставляет его сберегать старинные элементы быта и традиций.

- Мой музей заставляет задуматься о сохранении памятников русской культуры. Это то, что определяет нашу этническую и культурную принадлежность. То, что нам подается – история власти, а это как раз и есть история народа, которая делает нас своими.

Кстати, помимо увлекательной экскурсии по этнопарку, Андрей Баранов предлагает гостям в качестве дополнительной опции посещение местных достопримечательностей, тех, которых не коснулась индустриализация – дворянских усадеб, городищ, памятников природы, старинных храмов и объектов деревянного зодчества.

Как найти

Адрес музея: д. Желудьево, Владимирская область, что в 38 км от г. Покрова.

Как добраться: До места легко добраться из г. Покрова на машине, либо на рейсовом автобусе Покров-Новосёлово, либо Покров-Киржач.

Время работы: по договоренности, обычно в выходные дни.

Тел: +7 915 756-14-88

Комментарии