Василий Иванович Неганов, ледокол и человек - ХранителиРодины.рф

«Терпение и учение делают людей великими», - говорил Бенито Хуарес. Как нельзя кстати эти слова относятся к биографии нашего земляка Василия Ивановича Неганова. Простой сельский паренек, который поставил перед собой цель и всю жизнь шел к ней, трудом и упорством создавал себе славу, вызывал гордость своих земляков. О нем, гениальном человеке, наша статья.

Терпение и учение делают людей великими.

А великие люди – будущее нашей Родины.

Бенито Хуарес





Есть в селе Рожки Кировской области место, куда люди каждый год девятого мая несут цветы. Здесь проводят митинги, посвященные Победе нашей страны над фашизмом, школьники несут Вахту Памяти. Тут стоит памятник воинам Великой Отечественной войны.

Но место это примечательно не только наличием памятника. Стоял здесь когда-то обычный деревянный дом. В этом доме, в крестьянской семье, в 1899 году родился Василий Иванович Неганов, создатель первого атомного ледокола «Ленин».

Детство его прошло в сельской глубинке и было похоже на детство всех деревенских мальчишек. Почти ничего не указывало на исключительность мальчика. Летом он бегал босиком по лужам и купался в речке, зимой лазил по сугробам и играл в снежки. А еще много помогал родителям. Например, ходил к Вятке доить коров. Туда же шли гурьбой все соседские ребятишки. Василий всю дорогу договаривался с соседской девчонкой:

- Ксень, Ксень, ну подои моих.

- А ты мне что?

- А я тебе кораблик подарю.

И Ксенья соглашалась, потому что кораблики Василий мастерил знатные, с башенками и флажками. Такие даже в Вятку жалко было отпускать – настолько чудными они были.

- Не жалей, - говорил всегда Вася. – Я еще наделаю.

А в остальном ничто не указывало на то, каким особенным был этот мальчик. Однако судьбе было угодно подвергнуть его таким испытаниям, после которых человек не может остаться прежним.

Как и большинство деревенских мальчишек, Василий учился в Рожкинской сельской школе. Закончив ее, он продолжил учебу в Малмыжской мужской гимназии. Его беззаботная школьная жизнь закончилась в 1919 году.

Все нарушила Гражданская война. Василий Иванович записался добровольцем в ряды Красной Армии. Три года молодой Василий Неганов сражался против белогвардейцев, гонялся за бандами Шкуро и Мамонтова, успел переболеть тифом, служил телеграфистом и линейным надсмотрщиком. И в это непростое время у молодого человека появилась заветная мечта – учиться дальше и получить высшее образование. Поэтому сразу после демобилизации из Красной Армии он решил поступить в Казанский политехнический институт на инженерно-строительный факультет.

Но вскоре институт был реформирован в техникум, и Василию Ивановичу пришлось трудиться рабочим, зарабатывать на жизнь в артели зимогоров, разгружая баржи. В 1925 году судьба забросила его в Мурманск, где он работал учителем физики и математики.

В 1926 году Неганов поступил в Ленинградский политехнический институт на кораблестроительный факультет и одновременно с учебой работал в конструкторском бюро Балтийского завода, принимал участие в проектировании первых океанских кораблей-лесовозов. В 1931 году его мечта сбылась: он получил высшее образование. С дипломом инженера-кораблестроителя он отправился по назначению в центральное конструкторское бюро по проектированию транспортных судов старшим инженером- конструктором. Неганов вернулся на Балтийский завод главным конструктором ЦКБ№4, чтобы принять участие в большой программе по освоению Арктики, которая стартовала в СССР в 40-ые годы. Василий Иванович проектировал корпуса новых тяжелых ледоколов и линейных кораблей и даже получил за эту работу Сталинскую премию первой степени.

Его работу прервала Великая Отечественная война.

В начале войны Василий Иванович был эвакуирован со своим конструкторским бюро в Казань. А в 1942 году его командировали в США в составе закупочной комиссии по поставке в Россию военной техники, где он занимался вопросами приемки приобретенных судов.

Только в 1946 Неганов смог вернуться в Ленинград. В городе он сразу окунулся в прерванную работу. Он стал конструировать тяжелые корабли-ледоколы для Северного морского пути. В конце 1953 года Василию Ивановичу было предложено возглавить проектирование первого атомного ледокола. Строился ледокол в чрезвычайно сжатые сроки.

В первом же арктическом плавании ледокол «Ленин» отлично зарекомендовал себя, показав хорошие результаты. За его создание главный конструктор был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

За первые шесть лет эксплуатации «Ленин» прошел свыше 82 тысяч морских миль, провел во льдах более 400 судов.

Но при всей своей уникальности «Ленин» был несовершенен. Его недостатки были учтены и исправлены в следующем масштабном проекте.

Второй атомный ледокол «Арктика» был в два раза мощнее первого, сохранив при этом прежние размеры. Этот проект также стал важной вехой в истории развития отечественного ледоколостроения.

В 1962 году Василию Ивановичу Неганову была присвоена ученая степень доктора технических наук. Вплоть до 1969 года он работал научным консультантом, помогал молодым ученым в их начинаниях.

Не стало Василия Ивановича 27 декабря 1978 года, похоронили его в Ленинграде на Большеохотинском кладбище, а его имя навсегда было вписано золотыми буквами в историю кораблестроения и в историю освоения Арктики. Его жизнь – доказательство того, что упорный труд и тяга к знаниям могут изменить жизнь человека, сделать реальностью его мечту. А еще он стал примером для многих сельских ребят, мечтающих вырваться в большую жизнь, сделать что-то важное и нужное для человечества.

Комментарии