Одобрено редакцией
«Награда» за аморальное поведение
Согратлинский историко-краеведческий музей, Согратль, Республика Дагестан
«Самый мой любимый экспонат – это дубинка позора. Старейшины вешали её на видном месте в домах провинившихся согратлинцев, – говорит директор сразу двух музеев – «Историко-краеведческого музея» и Мемориального комплекса «Ватан» в Согратле Гунибского района Гамзат Омаров. – А что это я вам рассказываю? Пойдёмте лучше покажу». Смотрю, висит самая обычная деревяшка с грибковым наростом. «Тоже мне, экспонат», думаю я, как вдруг этот простой брусок, в котором я не нашла ничего необычного, заговорил со мной о тайнах, что хранил столетиями, истории, связанные с его временем. Экспонат обрёл голос…
Не позорься, а то получишь
Смирно висящая на стене «Историко-краеведческого музея» «Дубинка позора» была единственная в Согратле, в Андалалском вольном обществе. Это группа селений в центральной горной части нынешнего Дагестана, одна из областей расселения аварцев (аварцы – одна из 14 коренных малочисленных народов, официально признанных в регионе – прим. кор.). В Согратле она вручалась только тем, кто совершал аморальные поступки, например, за тунеядство, пьянство, драку. Даже за такие мелкие, говоря современным языком, административные правонарушения можно было получить это неприятный подарок. Старейшины села ходили по всему селению и говорили каждому встречному, к кому именно они идут вручать дубинку.
По словам директора музея, менялось отношение к человеку, и смыть тёмное пятно с чести можно было, только совершив полезный для общества поступок: помочь сиротам, починить дорогу, построить мост или колодец и так далее. Как оказалось, дубинка имела воспитательный и нравственный характер, а иногда приносила экономическую выгоду.
Идея создать «Историко-краеведческий музей» пришла в 1964 году ветерану Великой Отечественной войны Абдуле Саидову, прошедшему тяжёлый путь фронтовика. Позже руководство хранилища менялось по той или иной причине. На сегодняшний день там хранится около двух тысяч экспонатов – общая площадь «кабинета редкостей» более 300 квадратных метров, и его посещение организовано строго по билетам. Находится это учреждение в 5 километрах от мемориального комплекса «Ватан».
Еда остыла – он не пришёл
Согратлинская «Мадонна» – одна из самых популярных фигурок среди жителей и гостей селения и музея – она держит кулачки перед собой таким образом, что в них можно вставить палочки. Эта бронзовая фигурка эпохи раннего железа (VII−VI век до нашей эры), найдена на пастбище в Согратле. Археологи условно называют такие статуэтки копьеносцами. Что за копья она носила, неизвестно, но наверняка они имели ритуальный смысл. Вероятно, и саму фигурку носили во время культовых шествий как жезл или флаг: снизу она заострена, чтобы было удобно втыкать в древко. Обнажённая женская фигура чаще всего идёт в паре с козлом, олицетворяющим мужское начало – символом плодородия. Но согратлинская «Мадонна» не совсем обнажена – на голове у нее чохто*.
О любви и верности женщины гор слагали легенды, ей посвящали песни и поэмы. Про местную жительницу Хадижат можно написать целую книгу, как об одной из самых верных и стойких горянок нашего времени. В 1937 году молодой муж 18-летней Хадижат Хазамовой Али ушёл добровольцем в Советскую армию через 2 месяца после свадьбы. Его отправили в Литву. Последнее письмо беременная Хадижат получила 14 мая того же года. Она часто рассказывала землякам о том, как он обрадуется по приезду, увидев своё дитя. Но от супруга уже не было весточек давно, а измотанная горем женщина родила дочь, которая вскоре умерла».
Ни похоронки, никакой другой весточки об Али не было, что давало веру в то, что он ещё живой, ищет свой дом, идёт к ней, к своей возлюбленной. Настолько сильна была надежда Хадижат, что каждый вечер в течение 62 лет, она готовила ужин своему суженному и садилась за стол, ждала его. Где бы она не находилась, к вечеру бежала домой со словами: «Али может прийти, а он же голодный». Так она и покинула этот мир в возрасте 82 лет, в 1999 году, за столом, на котором остывала горячая еда для её Али.
- Вот такая маленькая история о большой любви, ставшая чуть ли не главным экспонатом всего села, а то и всего Гунибского района.
И вспоминаются невольно строки из стихотворения великого Расула Гамзатова:
«…И, может, грядущего времени сын
Тому позавидует, что под луною.
Знавал я немало друживших со мною
Пленительных женщин и храбрых мужчин»
Иностранцы оценили
Многие иностранцы оценили медицинский инвентарь местного лекаря Али Яганова, который передавался из поколения в поколение. Получил их он примерно в шестом поколении. Особенно гостю из Гонконга – Ка Вингу, который учится в Шотландии в университете на историка.
В Согратле родилось немало удивительных мастеров-самородков: слесарь Гамзат Ганипалов, скульптор Магомед Муртазалиев, известный на весь Дагестан, Ахмед-Гаджи Беэров, электрифицировавший селение в 1936–1937 годах. Он привёз из Ростова нефтедвигатель с электрогенератором, построил уличную сеть, все дома были электрифицированы, тогда как в сёлах республики люди не имели понятия об электричестве.
Немало туристов приезжает в «Согратлинский историко-краеведческий музей» и не только из городов и регионов России, а также зарубежных стран – Шотландии, Англии, Америки, Эстонии и так далее. И многие, почти все из них, уезжают с обещаниями обязательно вернуться.
Чтобы усилить желание вновь побывать в Согратле, в планах у Гамзата Омарова создание первого в России «Музея камня». Там он подумает разместить уже имеющиеся экспонаты по эпиграфике и петроглифике, образцы геологических пород, памятники, бюсты и культовые предметы из камня, фотографии интересной каменной архитектуры (дома, арки различных форм, минареты и их купола и др.), различные поделки из камня.
Кто ищет, тот найдёт
Историко-краеведческий музей имеет многие другие, не относящиеся к данной теме, разделы и отдельные экспонаты. Нумизматика и геральдика, традиционная одежда и обувь, домашняя утварь и посуда, орудия труда кустарей-ремесленников, амулеты, обереги и талисманы, оборудованная сакля горца XIX века и др. Каждый год он пополняется новыми экспонатами.
Поисковые отряды не сидят сложа руки, а трудятся над изучением боевого пути каждого односельчанина – участника Великой Отечественной войны, ведут поиски археологического, этнографического, фольклорного материала, характеризующего прошлое родного края. Экскурсионно-туристическая и краеведческая работа становится всё более содержательной и интересной. Не зря же у согратлинских краеведов-следопытов есть свой девиз: «Ни одного дня без поиска!». Вот и сегодня поиск продолжается...
Как добраться
По трассе Гуниб-Кумух ехать до развилки Шангода-Мегеб-Согратль. Отсюда «Ватан» отлично видно. Поворачиваем на Согратль. Не доезжая до села, заворачиваем к «историко-краеведческому музею». Площадка перед ней позволяет припарковать несколько туристических автобусов одновременно.
Адрес: Республика Дагестан, Гунибский район, село Согратль
*«Чохто» – традиционный головной убор у женщин Дагестана. Горянки не снимали его и днём, и ночью. Многие, выйдя замуж, для удобства брились налысо.
Комментарии