Из тех, кто не дошел до конвейера - ХранителиРодины.рф

Тольятти – это город, который возник благодаря волжскому автозаводу и машины – важная часть его истории. Поэтому, если вы оказались здесь, то обязательной найдите время и сходите в «Музей прототипов». Его экспонаты будут интересны не только любителям автомобильной истории.

Продукция Волжского автозавода известна не только в России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. В свое время торговое представительство «Лады» было даже в США. Но АвтоВАЗ – это не просто сборочное производство, это предприятие полного цикла, где есть свое конструкторское бюро, дизайн-бюро и множество всевозможных инженерных служб. В ходе разработок часто появлялись автомобили, которые не шли в серию, многие из них были уникальны не только с точки зрения дизайна, но и с технической.

«Музей прототипов» открывает посетителям настоящую историю завода. После его посещения на предприятие смотришь уже несколько иначе. Конструкторы завода действительно любят свое дело и подходят к своей работе нестандартно, не бояться смелых инженерных решений и внедряют наиболее удачные из них в жизнь. К сожалению, эта сторона деятельности предприятия малоизвестна, и «Музей прототипов» чаще всего остается вне информационного поля, а посмотреть там есть на что.

Например, АвтоВАЗ делал экспериментальный автомобиль на топливных элементах. Двигатель этой машины работал на водороде, его выхлопными газами был обычный водяной пар. Собирали здесь и спорткары с роторными двигателями, которые защищали честь нашей страны на спортивных соревнованиях. Есть модели адаптированные под природный газ, есть свои кабриолеты и даже электромобили. Ознакомиться и увидеть не пошедшие в серию автомобили или, как их еще называют, прототипы, можно в ангаре «Музея прототипов АвтоВАЗа».

От самой маленькой до самой большой

Как только на дорогах страны появился автомобиль «Ока», юмористы от народа тут же сочинили несколько хлестких анекдотов, которые живы и по сей день. Но, оказывается, этот модельный ряд имел продолжение. Рестайлинговой версией «Оки» стал автомобиль «Гном», который имел весьма неплохой для тех лет дизайн и эргономику. Но, к сожалению, дальше прототипов дело не пошло. Эксперты это связывают с появлением на рынке моделей иностранного производства аналогичной конфигурации и размеров. Увидеть этот шедевр инженерной и дизайнерской мысли АвтоВАЗа можно также в Музее прототипов.

Не менее интересна и линейка вазовских внедорожников. В музее представлены не только разработки, которые в силу ряда причин не пошли в серию, но и уникальные модели, которые делались штучно для участия в гонках и ралли. Такие машины значительно отличаются от серийных моделей не только внешним видом, но внутренней начинкой. Например, максимальная мощность двигателя, который когда-либо устанавливался на платформу «ЛАДА 4х4» составляет 310 лошадиных сил. Переоборудованные «Нивы» неоднократно принимали участие в ралли «Париж-Дакар».

Здесь же посетители могут увидеть и один из самых габаритных вазовских автомобилей: полноприводный минивэн ВАЗ-2120 (Лада НАДЕЖДА). Эта машина малоизвестна, но она производилась серийно на опытно-промышленном производстве завода с 1998 по 2006 год и даже один раз подвергалась рестайлингу. На ее базе планировалось выпустить еще несколько моделей, одна из которых «Менеджер», которая должна была стать офисом на колесах. Но дальше планов дело не пошло. Эта модель примечательна тем, что инженерам пришлось дорабатывать под нее базу «Нивы». Впоследствии эта разработка была использована для производства пятидверной «Нивы», которая потребителям хорошо известна.

Намного раньше, чем «Тесла»

За свою историю ВАЗ занимался не только машинами с бензиновым двигателем, есть среди его разработок и электрокары. Первым стал ВАЗ-2102 с индексом «Э». Машина была спроектирована в 1976 году, задолго до нашумевшей «Теслы». Технические характеристики были приличными даже для наших дней: запас хода на одной зарядке составлял 130 километров, максимальная скорость 87 км/ч. Было собрано 47 автомобилей, но на рынок они не попали – их использовали для внутрезаводских перевозок на различных предприятиях СССР. К сожалению, такого автомобиля в «Музее прототипов» нет. Стоит отметить, что весь советский период, в отличие от постсоветского, в музее представлен весьма слабо. Есть основные автомобили, которые хорошо известны, эксклюзивных экспонатов почти нет. Но это не делает музей не интересным. Любители автомобильной истории узнают здесь для себя много интересного.

Но вернемся к электромобилям. Их разработки на предприятии велись регулярно. Собирались прототипы, но в серию из них ни одна модель не пошла. Посетители музея могут ознакомиться практически со всей электролинейкой АвтоВАЗа. Конечно, эти автомобили далеки от идеалов современного дизайна, но это тот случай, когда внутреннее содержание важнее внешнего вида. Любители же агрессивного внешнего вида и спортивного характера найдут для себя в ангаре музея вазовские спорткары, которые предприятие также штучно создавало в различные годы. Здесь есть даже вишневый кабриолет на базе рестайлинговой «восьмерки».

Музей прототипов появился благодаря вице-президенту АвтоВАЗа Константину Сахарову. Он стал настоящим хранителем истории завода, работал на автозаводе с 1969 года и начал свою трудовую карьеру с должности мастера. Долгое время он был директором научно-технического центра завода, поэтому хорошо был знаком со всеми экспериментальными разработками предприятия. Чтобы этот опыт не пропал, прототипы бережно собирались и хранились, позднее они стали доступны широкой аудитории. В 2007 году Сахаров ушел из жизни, но музей прототипов продолжает существовать и пополняться новыми образцами.

Как найти

Тольяттинский музей прототипов «АвтоВАЗ» находится в Автозаводском районе города по адресу: Южное шоссе, 137. Из центра города сюда ходит общественный транспорт. Недалеко от Технического парка, где находится музей, есть остановка «Поликлиника ВАЗа» («Медсанчасть»), Тел +7 8482 58-09-59

Музей работает ежедневно с 8:00 до 20:00.

В музее действуют правила поведения. Категорически запрещено трогать, залезать и садится в машины, открывать двери. Нельзя переходить за ограждающую цепочку, мусорить, приходить в музей с животными.

Комментарии