Вместо ребенка – мамин сапог - ХранителиРодины.рф

Кто такие карелы? А ливвики? На каком языке они разговаривают, где живут? Наверняка многие подростки, а то и взрослые нашей большой страны в первый раз слышат о таком народе. А это коренные народы Карелии, со своими традициями, обычаями и богатой культурой. Их история сохранена в одном из самых старинных музеев Карелии – Олонецком национальном музее.

Утеряны безвозвратно

Больше 60 лет назад в Олонце создали первый районный и общественный краеведческий музей в республике. Много лет его основатель Николай Григорьевич Прилукин вынашивал идею открытия музея. Будучи страстным краеведом, посвятившим всю жизнь изучению и сохранению истории и культуры своего народа, он хотел оставить свои знания потомкам. В 1956 году Николай Григорьевич обратился в Олонецкий райком партии со своей идеей. Не без помощи коллеги, директора Петрозаводского краеведческого музея Филиппа Ивановича Егорова, его мечта начала воплощаться в жизнь.

В первое время был специальный план по развитию и наполнению музея. Особое внимание в нем уделили сбору памятников дореволюционного периода: предметов быта, орудий труда, промыслов, средств передвижения, произведений прикладного и устного народного творчества. Экспонаты собирали не только те, кто участвовали в создании музея, но и местные жители и даже предприятия. Результаты такой работы были впечатляющими, только за 1958 год собрали 200 экспонатов. Однако, несмотря на это, на праздновании десятилетия музея, его основатель отметил, что создан он был непозволительно поздно, когда многие исторические экспонаты были утеряны. Но те экспонаты, что удалось собрать, очень ценны, особенно для карелов, так как они рассказывают о жизни и труде этого народа.

Первым предметом стал совок из березы от учительницы Надежды Александровны Романовской, которая передала музею свою коллекцию из 20 предметов. Кстати, в первое время все экспонаты хранились дома у Николая Григорьевича. Официально открытие музея прошло 30 января 1959 года, а уже через год музей стал государственным. Это было своего рода признанием труда его организаторов и означало, что власти республики и района готовы оказать поддержку. Официальный статус давал еще и такие «бонусы», как материальное, правовое положение, финансирование и другие возможности.

В 90-е годы количество посетителей музея сократилось и пришло понимание: чтобы быть интересными посетителям, нужно уметь преподносить себя, заинтересовать гостей. Тогда создали различные клубы для детей и взрослых, возобновили краеведческие конференции. А в 1994 году за большую работу по сохранению самобытной культуры карелов-ливвиков когда-то общественный музей получил статус «национального музея карелов-ливвиков».

«Деревянная» история

Сегодня в нескольких залах работают постоянные экспозиции и создаются временные. Экспонаты хранят в себе историю народа с древних времен до сегодняшних дней. Некоторые предметы, на первый взгляд, кажутся обычными, но, если присмотреться, прислушаться к экскурсоводу, они словно оживают. Вот, например, совок для сбора дикоросов – неприметная вещь. Но много-много лет подряд – это необходимый предмет в быту, даже сегодня, в век супертехнологий. Карелы собирали и заготавливали много ягод, как для собственных нужд, так и на продажу. Пироги из ягод, морсы и кисели всегда были на столах, а клюква и брусника выручала при зимней простуде. Собирать мешками ягоды с бусинку вручную – сложно и долго, поэтому специальный совок был в каждой семье. Тот, что в музее одиннадцать лет назад на берегу Ладожского озера нашел житель Олонцов Анатолий Ермолаев. Хозяин этого «инструмента» не только сделал его своими руками, но и украсил рисунком по бокам и снаружи. Деревянные совки сегодня большая редкость, ведь на смену им пришли промышленного производства из металла и пластика.

Предметы из дерева, созданные руками мастеров, были очень востребованы в быту карелов. В Олонецкой губернии, в начале ХХ столетия, бондарное ремесло (умение изготавливать деревянную посуду из клепок – длинных трапециевидных или округлых дощечек) хоть и не было очень популярно, но изделия, созданные бондарями, были. В коллекции музея есть бочки и бочонки, ведра, подойники, ушаты – все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья. Но один экспонат – особенный – заварочный чайник XIX века из можжевельника. В таком чайнике напиток приобретал неповторимый аромат и особый приятный вкус.

В бондарном ремесле всегда ценилась красота изделия. Неизвестный автор чайника сумел соединить в своем изделии три материала – дерево, бересту и металл. В нижней части деревянные клёпки стянуты железным обручем, в верхней – берестой, а выдолбленный сучок одной из дощечек превратился в носик.

О жизни карелов рассказывает гостям музея хранительница Елена Юнолайнен. Она трудится в музее с 1993 года.

– На работу в музей я, можно сказать, попала случайно, искала любую работу и вот знакомая предложила. Думала, поработаю, пока не найду что-нибудь получше. Но экспозиционные залы как-то сразу произвели неизгладимое впечатление, как будто оказалась совсем в другом времени, в другом мире. Было интересно слушать наших экскурсоводов, со временем прошла обучение и сама стала работать экскурсоводом. И всё время хотелось попасть в святая святых музея – фондохранилища. Что же там ещё есть? Хотелось держать в руках предметы, рассматривать их, представлять, откуда попали, кому служили… Наверное, это любопытство и стало решающим при принятии решения о переходе на должность специалиста по учёту музейных предметов. А приступив к работе в фондах, возникло огромное желание навести порядок в документообороте, в расстановке предметов, упростить их поиск.

Елена Юнолайнен

Два года назад она стала главным хранителем истории карелов-ливвиков. Спустя годы, Елена Эйновна даже не представляет, что могла бы заниматься чем-то другим. Она признается, что кроме удовольствия от рассматривания экспонатов, пришло осознанное чувство ответственности за их сохранность.

Как найти

Музей находится по адресу: г. Олонец ул. 30-летия победы 8.

Тел.: +8 (960) 219-22-66

Комментарии