Одобрено редакцией
Убежище «стеклянного» мальчика
Музей Чайковского, Клин, Московская область
Сразу в воображении рисуется картина страшной истории или нового триллера. Но на самом деле речь идет о последнем пристанище великого композитора с хрупкой «хрустальной» душой – Петра Ильича Чайковского. Это единственный в своем роде музей с атмосферой уютного дома, согретого теплом красного дерева и добротой людских сердец.
Дом на окраине Клина
«Мне необходимо, я это чувствую, иметь жилье в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов» – так писал композитор о в Московской области своему брату. К его переезду 5 мая 1892 года дом был уже обставлен и с тех самых пор внутри него ничего не менялось. Именно в этом месте была создана знаменитая Шестая симфония и Третий фортепианный концерт.
А вот музеем дом стал только через год после смерти композитора 9 декабря 1894 года. Идея принадлежала брату музыканта – Модесту Ильичу Чайковскому. На протяжении многих лет он, с помощью других родственников Петра Ильича, его друзей и учеников создавал совершенно новый для того времени тип музея – дома, с сохранением библиотеки, архива и всех бытовых вещей на своих местах. В 1916 году «Клинское» убежище, как ласково о нем отзывался Петр Ильич, перешло в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, но с условием завещания Модеста Ильича, что он будет сохранён и будет поддерживаться.
В 1917 году, в связи со сложной внутренней политической обстановкой в стране, некоторые наиболее ценные экспонаты музея были перевезены его первым хранителем Н. Т. Жегиным в библиотеку Московской консерватории и вернулись обратно в Клин только в 1924 году. И тогда же в августе Дом-музей был объявлен государственной собственностью.
В это же время в музее началось создание архивов музыкальных деятелей. Первым вкладом стали полученные в 1918 году архив и библиотека композитора С. И. Танеева – ученика самого П. И. Чайковского.
Следующие два десятилетия музей процветал и укреплял дружеские связи со всеми современными музыкантами. Началась работа по изучению наследия композитора, была издана летопись его жизни и творчества, опубликована переписка.
Но начало Великой Отечественной войны всё поменяло. Для музея с приходом фашистов наступили тяжелые времена. Зданию был нанесен огромный ущерб. Внутренние помещения были варварски переделаны. Немецкая разведывательная мотоциклетная часть – вот кто теперь жил в доме на правах хозяев. Но работники музея постарались спасти память о великом музыканте – все основные ценности были вывезены в товарных вагонах на родину Чайковского – в Удмуртию. В город Воткинск. Там экспозиция фондов была восстановлена, а сотрудники музея продолжили дело просвещения местного населения в госпиталях и школах.
И только к концу 1944 года, после освобождения Клина от захватчиков, сотрудники музея получили возможность отреставрировать «убежище». Работы были проведены в короткие сроки. Музейные фонды успешно возвратились в родные стены, и Дом-музей отпраздновал свой второй день рождения. Произошло это 6 мая 1945 года, накануне дня рождения самого музыканта.
Те события не забыты, память о них навсегда осталась в стенах музея. Но жизнь продолжилась благодаря труду нескольких поколений людей. И сейчас это место – центр музыкальной культуры мирового значения. Продолжается до сих пор сбор фондов: по сравнению с довоенным временем они удвоились, а сама усадьба охраняется государством.
Сейчас поток людей по-прежнему не иссякает. Люди приезжают со всех уголков планеты, чтобы на миг прикоснуться к прошлому, провести кончиками пальцев по клавишам известного рояля «Беккер», подаренного музыканту после его переезда в Клин. Но, чтобы услышать живой звук инструмента, в музей нужно ехать в день рождения или в день памяти П. И. Чайковского, тогда самые известные музыканты играют на нем лучшие произведения композитора. Но и помимо рояля в музее можно посмотреть на по-настоящему уникальные экспонаты. К примеру, знаменитые «музыкальные туфли с птицами», как их называл Петр Ильич, так и стоят перед его кроватью, будто ждут вышедшего на прогулку хозяина.
Вещи как напоминание
Или вот тут у стены – туалетный столик: яркий, расписной, украшенный драпировками с многоцветной вышивкой и михайловским кружевом. В глубине его зеркала, кажется, еще можно уловить одну из теней прошлого, чужой силуэт… или это будет всего лишь отражение. Всю эту композицию в 1888 году П. И. Чайковскому подарила его поклонница – Эмма Жентон.
Напоминанием о большом количестве поклонников композитора здесь, в комнатах, стоит шкаф с подарками. За его створками можно увидеть удивительные вещицы, такие, как чернильница в виде миниатюрной статуи Свободы – ведь Чайковский, первый из русских музыкантов, принятых в Америке необыкновенно ярко и душевно.
Есть здесь и необыкновенный фонограф Эдисона. Поразительно, но на нем можно послушать голос композитора, записанный 180 лет назад! Это уже история, которая никогда не повторится.
Сейчас за это чудо мы можем сказать спасибо первому хранителю музея и младшему брату композитора – Модесту Ильичу Чайковскому. Его труд исключителен. Вместе с племянником В. Л. Давыдовым и слугой П. И. Чайковского А. И. Софроновым он заложил «первый» камень в этот исторический памятник музыкальной культуры и наследия. Именно он решил воплотить свою идею нетрадиционным для того времени способом – сохранить быт дома в первозданном виде, начать собирать архив и библиотеку музыкальной культуры, вести научную работу и пропаганду. И после его смерти эстафету хранителя принял Николай Тимофеевич Жегин – он смог не только сберечь архивы в тяжелые годы, но и продолжить собирание фондов. А также он развернул активную концертную жизнь музея.
Сегодня перед хранителями музея задачи не поменялись – они следуют завещанному: хранить и беречь. Но при этом рассказывать и показывать. Весь Дом представляется, как одна большая страница воспоминаний о жизни маленького «стеклянного» мальчика, как называла Чайковского в детстве гувернантка Фани. Музей цел и почти невредим. А на двери вас все также встречает табличка «Дома нетъ. Просятъ не звонить».
Как добраться
141600, Московская обл., г. Клин, ул. Чайковского, 48.
Электропоездом с Ленинградского вокзала до ст. Клин.
Расписание электричек предоставлено на сайте tutu.ru
Далее авт. № 30, 37, 40, 18, маршр. № 5, 13, 14, 18 до остановки «Музей Чайковского», или автобусом № 437 от метро «Водный стадион» до ост. «Сквер Чайковского» (по просьбе).
Доступность музея – круглогодичная. Работает для посетителей в понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса – до 17.00). Выходные дни: среда, четверг. Последний понедельник месяца – санитарный день. Тел. +7(49624)5-81-96 – кроме субботы и воскресенья. Тел. +7(49624)2-10-50 – кроме среды и четверга. Моб. +7(915)110-43-38 – все дни недели e-mail: mk_gdmch@mosreg.ru, gdmch@mail.ru
Комментарии