Одобрено редакцией
XVII век: как стрельцы защищали южные рубежи России
Город-крепость "Яблонов", Яблоново, Белгородская область
Крепость «Яблонов» под Корочей построена из дерева по старинной технологии – без единого гвоздя
Разделы, посвящённые XVII веку и Белгородской оборонительной черте, есть на Белгородчине в каждом краеведческом музее. А совсем недавно, в сентябре 2019 года, возле посёлка Яблоново в Корочанском районе открылся уникальный просветительный центр «Город-крепость «Яблонов», воссоздающий крепость, которая существовала на этом месте три века назад.
Центр стал филиалом Белгородского государственного историко-краеведческого музея, и с момента открытия привлекает туристов своей уникальностью. Не удивительно, ведь от всей Белгородской черты не сохранилась ни одной крепости. На территории региона кое-где можно встретить только части древнего вала, например, под Белгородом между Болховцом и Карповым.
«Ожившая сказка»
Крепость Яблонов два года возводили вручную по архивным чертежам из отборного дерева – сосны, которую привозили из Архангельской области. Строили по старинной технологии, без гвоздей, складывали брёвна как паззлы.
- 21 сентября 2019 года мы открылись для туристов, и, несмотря на столь малый срок работы, у нас уже побывали гости из дальнего зарубежья – из Америки, из Греции, Прибалтики, Беларуси, Украины. Кто-то из гостей сказал: «Тут словно сказка ожила».
Ещё бы: входя в крепость, словно совершаешь путешествие во времени, видишь не только строения, какими они были три века назад, но и работников музея, облачённых в старинные наряды. У пушки стоит стрелец с копьём, в кузнице раздувают горн, кузнец высекает огонь кресалом. Для туристов организуются мастер-классы – можно попробовать себя в роли гончара, сделать роспись по дереву. Можно посмотреть, как пряли и ткали наши предки на старинном ткацком станке. Рядом с крепостью сейчас в том же стиле строится сырный дом, там будет кафе.
Историческая достоверность
Но самое интересное здесь – это история, её достоверность, подтверждённая исследованиями учёных и архивными документами.
- Часто спрашивают, была ли крепость именно здесь. Нет, она находилась чуть южнее, но сейчас то место занято сельским кладбищем. Однако именно на эти земли три столетия назад пришли московские стрельцы. Через наш регион проходил в XVII веке Изюмский шлях, западнее был Муравский, восточнее – Кальмиусский шлях. Эти три дороги, ширина которых порой была в несколько сотен метров, вели с юга в центральную часть России, к Оке, к Туле и Москве.
Татары из Крымского ханства приходили на Русь грабить, и, главное, брать пленных, чтобы продавать в рабство. По историческим данным, 150-200 тысяч русских людей было уведено в полон только в первой половине XVII века. Это очень большая цифра, если учесть, что население в тот период было невелико.
- Высота стен, башен, всех сооружений крепости соответствует тому, как было три века назад, – говорит Ольга Владимировна. – В крепости было шесть башен, как и сейчас, периметр стен составлял чуть более 600 метров. Конечно, некоторые объекты стилизованы – допустим, колокольни в то время не было, но была, как и сейчас, Изюмская башня, и на ней в то время был установлен вестовой колокол. Такие колокола обязательно нужны были во всех городах-крепостях, чтобы оповещать друг друга о приближении врага. Сейчас в крепости есть колокол, отлитый по технологиям XVII века. Каждый желающий может подняться на колокольню, ударить в него и загадать желание – и оно непременно сбудется.
Внутри крепости – караульная изба, амбар, казённый погреб, воеводский дом, часовня. Тёмно-коричневый оттенок стен тоже исторически достоверен. Чтобы уберечь деревянные строения от пожаров, их в то время обмазывали глиной, смешанной с золой.
Зачем была нужна Белгородская черта?
В XVI – начале XVII веков южные рубежи России были открыты, их называли Диким полем. В 1571 году крымский хан стал готовиться к большому походу на Русь. Когда это стало известно в Москве, царь и боярская дума порешили, что на юге страны должна быть пограничная маркированная линия.
Но для того, чтобы закрепиться, нужны были люди. И потому вторая задача, которую стали решать – заселение этих плодородных чернозёмных земель. Сюда направлялись служилые люди практически со всех городов страны для того, чтобы они здесь осели. Коренные белгородцы в основной своей массе – потомки тех служилых людей.
На карте Белгородской оборонительной черты видно, как в первой трети XVII века решалась задача, поставленная царём Федором Иоанновичем. Извилистая линия черты появилась уже после того, как были построены в 1593 году первые три города-крепости: Белгород, Оскол (сейчас это город Старый Оскол) и Валуйки. Они стали препятствием на пути татар по Изюмскому шляху, но их было недостаточно.
В 1635 году начали строить именно черту – линию фортификационных сооружений из непрерывных валов и рвов. Строили в течение 23 лет – протяжённость Белгородской черты была около 800 километров! Высота валов доходила до шести и более метров, глубина рвов – до 4 метров. Кроме того, по всему протяжению были построены 28 городов-крепостей.
- Это строительство, которое предприняли наши предки, грандиозно, ничего подобного не было в Европе. Белгородскую черту порой сравнивают с Великой Китайской стеной.
«Жары стоят»
Всех приезжих в Яблонов важно встречает откормленный кот по имени Воевода. В деревянном строении, где вокруг степь, а в степи мыши, без кота нельзя. А назвали его так в память о первом воеводе Яблонова Андрее Васильевиче Бутурлине, который прибыл сюда весной 1637 года с двумя тысячами московских стрельцов.
Бутурлину надо было очень быстро поставить острог, то есть небольшую крепость. Приступили к работам с 14 апреля. Удивительно, что, согласно архивным документам, крепостные стены и башню Яблонова возвели всего за 14 дней! Сохранилась запись: «30 апреля стал град Яблонов на пути крымского царя и больших крымских людей».
Работали в непростых условиях. Летом Бутурлин отправляет послание царю, что «жары стоят, дожжей нет, земля суха». Делали всё вручную, прилагая большие усилия, чтобы выкапывать рвы и делать насыпи.
В тот же год, в июне, к уже стоящей крепости пришли татары, и их атаку выдержали весьма успешно. Бутурлин расслабился, считая, что в ближайшее время татар не будет – и ошибся. В сентябре он отправил в Оскол обоз из 200 стрельцов, для закупки хлеба, на обратном пути его разорили татары и вновь подошли к Яблонову. Но тут, помимо рва и вала, уже были сделаны надолбы – заострённые колья торчали из земли, чтобы не могла пройти конница. Татары спешились, подошли к стенам, но крепость опять выстояла.
- Вообще у Яблонова счастливая судьба: соседняя крепость в Короче горела, Белгород горел, и другие города-крепости подвергались разорению – а в Яблонове ни разу не было пожара, он выстаивал во всех атаках и разрастался.
Как стрелял стрелец и зачем дырочки на бердыше
Гарнизон городов-крепостей состоял из служилых людей – стрельцов. Красный цвет кафтана использовался именно в обмундировании московских стрельцов, у других полков были другие цвета.
В обмундировании стрельцов была обязательно кожаная перевязь, которая называлась «бандольер» или «берендейка», на ней носили стаканчики на верёвочках с порохом для зарядов. Также был кинжал, чтобы подрезать запальник для мушкета, и восточная кривая сабля для рукопашного боя.
Ещё было оружие с древком – копьё или рогатина, а также бердыш – боевой топор в виде секиры. На бердыше по краю со стороны древка можно увидеть дырочки – их мастера делали для того, чтобы уменьшить вес оружия. Ведь стрельцу в военном походе приходилось носить оружие общим весом до 25 килограммов.
Мушкет, прапрадед современного ружья, тоже можно увидеть в музее. Его заряжали, оружие ставилось на подставку, и затем стреляли. Звук выстрела был пискучим, отчего мушкеты также называли пищалями.
На крепостных стенах были площадки, с которых вели бой – их называли обламы. С них и стреляли, а в специальные щели в полу лили вар, кипящую смолу, бросали камни. Также яблоновские воины применяли катки из брёвен – они скатывались по наклонным брусам на головы врагов, а вес одного такого катка мог достигать 200 кг.
Пушки – дело государево
Очень важно было оснастить строящуюся оборонительную черту артиллерией, пушками. Ведь у крымских татар и ногайцев пушек не было – были сабли и луки, стрелы их летели вдвое дальше выстрела из мушкета. А пушки давали преимущество.
В крепости сейчас представлены реконструкции двух типов пушек того времени – короткоствольные и длинноствольные. Первые стреляли не ядрами, а специальными «зелейными кувшинчиками» – мешочками, в которых внизу был порох, затем войлочный пыж, а уже сверху ядро. Стреляли из башен через специальные бойницы.
Пушки обслуживали пушкари и зачинщики, которые поднимали на башни огромные ящики с материалом для ведения стрельбы. Весь это материал – порох, ядра, свинец и чугун для них – хранились в специальном «казённом погребе», и назывался он так потому, что государство вело боезапасу строжайший учёт. Когда пушкарь поступал на службу, его обязывали «не красть государево добро, не пить и не выдавать тайн пушкарского дела».
После завершения строительства Белгородской черты была создана огромная административная территория, получившая название «Белгородский разряд» и просуществовала в таком виде до реформ Петра Первого и образования губерний.
- У нашего края прекрасная, героическая история. Мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они отстояли эти земли, преобразили этот замечательный край. И крепость создана, чтобы и взрослые, и дети знали об этом.
Как найти
Из Белгорода 65 км в сторону Корочи, не доезжая её, свернуть на повороте налево на Новый Оскол и ехать ещё 18 км до села Яблоново. Крепость находится на выезде из села по главной дороге.
Комментарии