Чудачества помещика проросли до нашего века - ХранителиРодины.рф

Приехать в Акшуат со своей плетёнкой, словно припереть в Тулу собственный самовар.

Что может объединять губернского предводителя дворянства, искусство лозоплетения и полуторавековую канадскую сосну? Правильный ответ – географическое место: село Акшуат Барышского района. И его прославленный на всю Ульяновскую область краеведческий музей им. В. Н. Поливанова.

До революции в сегодняшнем дендропарке находилось имение Владимира Николаевича Поливанова (1850–1915 гг.) – дворянина, общественного деятеля, учёного и мецената. Последние 17 лет жизни он занимал должность предводителя Симбирского губернского дворянства. В Акшуате (с тюркского название села переводится как «белый, светлый источник») его ценят за другие чудачества – за первый в губернии частный музей, за роскошный дендропарк с заморской растительностью и за то, что в начале прошлого века он открыл в своём имении мастерскую по лозоплетению.

Наследие мастера Репки

Под стать дворянскому предводителю и сегодняшняя хранительница всевозможных чудачеств помещика и истинных акшуатских ценностей, собранных за сорок лет, директор краеведческого музея Вера Фомина. Именно она корит посетителей, если они приезжают на час-другой в её музей:

– На час делать нечего, только в сам музей часа на полтора надо – это с мастер-классом по плетению из лозы. А уж если с прогулкой по парку, – то это три часа, как минимум.

Вера Петровна

В конце XVIII – начале XIX века искусство создавать из ивовых прутьев предметы домашнего обихода и мебель было популярно в Европе. Акшуатский помещик за модой следил, вот и пригласил в своё имение Евгения Васильевича Репку – мастера с Украины. Справил для него дом и мастерскую, мальчишек деревенских собрал – чтобы те искусство заграничное перенимали. С тех самых пор приехать в Акшуат со своей плетеной корзиной всё равно, что привезти в Тулу свой самовар.

К сожалению, промысел, некогда прославивший село, со временем сошёл на нет: производства закрылись, мастерская, построенная по проекту известного архитектора Шодэ, сгорела, а немногочисленные мастера перешли на кустарный труд. Всё изменилось несколько лет назад, когда Вера Петровна решила вдохнуть в старинное ремесло новую жизнь: открыть экспозицию и создать мастерскую, где прикоснуться к искусству плетения из лозы мог любой желающий.

Выставка «Акшуатская лоза» сегодня занимает самую просторную комнату музея. От обилия отливающих золотом плетёных вещиц глаза разбегаются. Вот корзинки – для грибов, для ягод, для красоты, вот сундуки – плетение плотное-плотное. По словам потомственного мастера Владимира Чекарлеева, сделать такие – высший пилотаж. Его отец и дед лозоплетельщиками были знатными и мастерили такие на раз, сам же Владимир предпочитает другие техники. Набив как следует руку на корзинах, сахарницах и подносах, однажды он решился на нечто куда более масштабное. Нашёл в местной школе старенькое кресло – переломанное, без ручки, посмотрел, как оно устроено, и сплёл своё. Потом ещё одно, потом диван, потом столик – в общем, получился целый мебельный гарнитур. Между прочим, из чистой ивы – никаких вам пластика и клея. В полный восторг посетителей музея повергает и плетёный самовар, взгромоздившийся на изящный плетёный столик. Кипятить воду в таком, конечно, нельзя, зато любоваться можно бесконечно. Самое удивительное, что создал сие произведение не профессиональный мастер, а учитель физкультуры – Александр Фомин.

Загадочная утварь

Сбором экспонатов для музея Вера Фомина начала заниматься лет сорок назад – вместе с учениками школы, в которой преподавала географию и одно время директорствовала. Акшуатинцы к этому привыкли и теперь несут в музей все свои «ценности» – фарфоровые чайники, стеклянные чашки, советские часы, радиоприёмники, мебель…

Прежде чем знакомить посетителей с экспозицией, хозяйка музея предлагает им облачиться в барские одежды поливановской эпохи и запечатлеть себя на память в приличествующей случаю обстановке. Устоять невозможно, честное слово. Вера Петровна вспоминает, как прошлым летом к ней в музей пожаловал некий нефтяной магнат, родом из Акшуата, вместе с дочкой своей – барышней лет 14-ти. Сначала носы воротили – мол, чего мы здесь не видели, а потом втянулись – все наряды перемерили, все ухваты-горшки-коромысла перетрогали, а на прощание признались – давно такого чудесного состояния не испытывали!

Однако начнём знакомиться с экспозицией. Вот, к примеру, комната деревенского быта, она же изба. В углу, как и положено, русская печь – вон, даже ноги чьи-то деревянные сверху торчат, рядом – люлька для ребенка, стол с деревянными лавками и много-много кухонной утвари, о назначении которой современному горожанину остаётся только догадываться. Все экспонаты, помимо печки, настоящие, аутентичные – раньше сельчане их использовали в хозяйстве, а когда стали не нужны, подарили музею. Теперь Вера Петровна придумывает про них загадки. Задача посетителей – среди многообразия коромысел, ухватов, крынок и утюгов найти зашифрованный в загадке предмет. Самая любимая загадка звучит так: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; Молод был – людей кормил, Стар стал – пеленаться стал, Умер – мои кости негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут». Не догадались? Тогда ловите ответ – это разбитый чугунный горшок, притаившийся в углу под лавкой.

Мирное хобби

Пару шагов по коридору – и мы в комнате послевоенного времени. На стенах – чёрно-белые портреты и выцветшая вышивка, на металлической кровати – лоскутное одеяло, в серванте – россыпь склянок: «Красная Москва», «Шипр»… В общем, атмосферно, но что в этой комнате с замершим временем поражает больше всего, так это старенький фотоальбом, приспособленный одним из сельчан под коллекцию картинок с конвертов. Железнодорожный вокзал (теперь уже Старый), краеведческий музей в Ульяновске, Белка и Стрелка, XXV съезд КПСС – история, запечатлённая на советских конвертах, десятилетия концентрировалась на картонных страницах. Самое поразительное, что всю эту коллекцию собрал фронтовик.

– Михаил Васильевич Феоктистов прошел всю войну, а по возвращении к мирной жизни нашёл для себя такое необычное хобби. В нашей коллекции есть открытка, присланная им из Берлина: «Папа, мама, война закончилась! 9 мая 1945 года».

Вера Фомина

Послевоенную тематику продолжает подборка работ акшуатского фотолетописца Алексея Фёдоровича Коблова. В победном 1945-м он привёз из Берлина трофейный фотоаппарат, с которым никогда не расставался. Сам научился фотографировать, да так мастерски, что и сегодня распечатанные с его негативов снимки удивляют ясностью образов и чёткостью лиц. Незадолго до смерти фронтовик передал негативы (около 1500 штук) Вере Петровне, которая до сих пор переводит их в «цифру». Качество поражает – на одной фотографии десятки лиц, и ни одного размазанного. Что значит заграничная техника и талантливый автор!

В гости к Змею Горынычу

О краеведческом музее, разместившемся в небольшом домике бывшего лесничества, можно рассказывать бесконечно долго. Но побывать в Акшуате стоит не только ради знакомства с музеем. Помните, в самом начале мы упомянули полувековую канадскую сосну – отправимся к ней, и даже не к ней одной. Небольшая прогулка по селу – мимо дома мастера Репки, руин его лозоплетельческой мастерской, церкви и других достопримечательностей туристического маршрута «В гостях у Поливанова» – и мы на месте – в знаменитом акшуатском дендропарке. Когда-то здесь находились дворянская усадьба, музей и пруд со статуей языческого идола на берегу. Всё это уже кануло в Лету – барский дом в 1950-х разобрали на кирпичи, идола скинули в воду, пруд зарос. Единственное, что напоминает о былой роскоши – это аккуратные аллеи хвойных великанов, посаженных при Поливанове, – лиственниц, елей, кедров. Встречается и настоящая экзотика: сосна Веймутова (та самая – из Канады) – она старенькая, но живая, с шишками – вытянутыми и разлапистыми, можжевельник, магония поддуболистная – небольшое травянистое растение с мелкими ярко-жёлтыми цветками, собранными в соцветия. Помимо названий у некоторых деревьев есть имена: чёрную ольху с тройным стволом здесь величают Змеем Горынычем, самую толстую ель – Деревом-обнимашкой (её принято обнимать и загадывать желания), ель с причудливо изогнутой веткой – Деревом примирения (мол, сядете на ветку вдвоём впритык друг к другу – и непременно помиритесь).

Как добраться

Село Акшуат находится в Барышском районе в 115 км к юго-западу от Ульяновска, и 30 км от райцентра Барыш, ул. Советская, д. 63а.

Вера Фомина показывает коллекцию мифических щекотунов, выставка этих русалок и леших имела успех у детей и взрослых и даже воспитанников неврологического интерната.

Уголок горницы. Послевоенные ценности – портреты, рисованные картинки, вышивки, патефоны с пластинками.

Корзины, туески, бочки и прочая плетеная утварь.

Дерево-дракон – наши дни.

Аллеи в парке

Дерево примирения (слева с краю) и дерево-обнималка.

Альбом фронтовика.

Загадочный горшок.

Даже детская кроватка плетеная.

Фотография на память.

Плетеный интерьер.

Комментарии