Одобрено редакцией
Застывший МИГ: «Мама, я в лётчики пойду»
Музей Гражданской Авиации, Ульяновск, Ульяновская область
Стальные крылья родины встали на вечный прикол в Баратаевке. Если вас манят небеса, если ваш девиз: только ввысь, если вы мечтаете связать свою жизнь с авиацией и покорить небесную твердь, то первый шаг к осуществлению вашей мечты – экскурсия в музей гражданской авиации под открытым небом
Чудо мировой авиации
Ульяновский аэропорт Баратаевка известен, с одной стороны, тем, что сегодня носит имя историка, родившегося в Симбирске, Николая Михайловича Карамзина. С другой стороны, рядом расположен музей гражданской авиации, принадлежащий Ульяновскому институту гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева, собравший на одной площадке практически все стальные Крылья Родины – серийные изделия отечественного самолётостроения, а также ряд уникальных образцов авиационной техники, существующие только в единственном экземпляре.
При подъезде к аэровокзалу на вас надвигается стремительный силуэт легендарного пассажирского сверхзвукового лайнера ТУ-144. Фантастика советской авиации, стальное чудо КБ Туполева, русский «Конкорд», «Журавль в небе» – так называли сверхзвуковой лайнер за визуальное сходство с птицей. Когда-то мир взорвала судьба этой уникальной сверхзвуковой машины, которая стала конкурентом французского «Конкорда». История лайнера была недолгой: летом 1969 года «Ту-144» совершил прорыв в мировой авиации, преодолел звуковой барьер, но эта сказка закончилась грандиозным провалом: самолет рухнул на публику 3 июня 1973 года в Ле-Бурже. И всё-таки, прежде чем встать на вечный прикол в Баратаевке, куда самолёт прибыл своим ходом, в 1977 году он начал совершать первые регулярные рейсы «Москва–Алма-Ата». Билет стоил – 68 рублей против прежних 48, но путь длился два часа вместо прежних четырех. Из-за пожара во время испытаний в 1978 году, когда самолет сажали в чистом поле и были жертвы, «Аэрофлот» списал сверхзвукового красавца с небес на землю.
Истоки
Музей имеет давнюю историю. Здесь на семнадцати с лишним гектарах расположены экспонаты, каждый из которых стал этапом в развитии отечественной авиации. Как нам рассказал профессор Ульяновского государственного технического университета Владимир Гуркин, сегодняшний головной отраслевой музей гражданской авиации возник в начале 1980-х по инициативе начальника Управления учебных заведений МГА СССР Юрия Петровича Дарымова. Имея большой опыт в организации авиационного обучения, он задумался о том, как сделать авиационное прошлое необходимым элементом образовательного и воспитательного процесса. Ему удалось объединить усилия энтузиастов, занимающихся поиском старых самолётов с энтузиазмом курсантов, включающихся в восстановительную работу. Тогда по его предложению было создано два музея – один при Ленинградской Академии ГА, а второй – головной – здесь. Было несколько причин, почему именно в Ульяновске. Во-первых, в то время родина Ленина была своеобразной туристической меккой, а значит, предполагалось, что поток туристов будет обеспечен и для музея авиации. Во-вторых, здесь была мощная взлетно-посадочная полоса, предназначенная для приема всех типов самолетов. Наконец, важным моментом было наличие хорошей авиаремонтной базы, что обеспечивало возможность поддержания экспонатов в форме. Идеи Ю. П. Дарымова были поддержаны руководством Центра ГА СЭВ – П. П. Муштатовым и его заместителем В. П. Дельдюжовым.
Директором музея в августе 1985 года стал отец нашего собеседника Александр Петрович Гуркин, с 1944 по 1973 год летавший в военно-морской авиации, затем в качестве штурмана-инструктора проработавшем более десяти лет в ШВЛП. Александр Гуркин с энтузиазмом занялся поиском новых экспонатов и привлёк к процессу создания музея авиационной техники своих военных коллег и друзей. Ему удалось найти и получить в музей первенца реактивной авиации Ту-104. Одновременно он провёл переговоры с руководством Дальней авиации по передаче двух самолётов своим ходом: Ту-116 (г. Серышево, Амурская обл.) и Ту-114 (г. Узин, Киевская обл.). Это было совсем непросто, поскольку легче было сдать самолёт в металлолом, чем передать его куда-либо.
Первым делом – бомбардировщик, а «грузовик» – потом
Первенец гражданского воздушного флота России представлен в музее в виде модели, поскольку оригинал не сохранился. Самолёт АК-1 «Латышский стрелок» совершил первый полёт 8 февраля 1924 года и уже через четыре месяца был торжественно передан обществу «Добролёт» – предшественнику «Аэрофлота». Он мог взять на борт до четырёх пассажиров и с крейсерской скоростью 112 км/ч преодолевать значительные расстояния. Известно о его регулярных рейсах из Москвы до Нижнего Новгорода и Казани, а в 1925 году под управлением лётчика Томашевского он участвовал в знаменитом перелёте Москва–Пекин–Токио. Копия АК-1 была изготовлена для Ульяновского музея в 1986 году. А вот все прочие летательные аппараты – подлинные. Например, знаменитый У-2 (По-2) – тот самый, на котором в годы Великой Отечественной войны доставляли оккупантам «гостинцы» «ночные ведьмы», тоже имеет прямое отношение к гражданской авиации, поскольку использовался и для курьерских служб, и для пассажирских перевозок, а многие его помнят по советскому фильму «Небесный тихоход».
Особо ценным экспонатом в музее считается цельнометаллический АНТ-4, более известный как ТБ-1, разработанный и построенный в 1925 году. Казалось бы, какое отношение первый советский тяжёлый бомбардировщик имеет к гражданской авиации? Как оказалось, имеет: после того, как этот самолёт в 1936 году был снят с вооружения, вплоть до конца 1945 года он использовался как пассажирский под маркой Г-1 («грузовой-первый»). Ульяновский экземпляр использовался и как бомбардировщик, и как пассажирское судно. 12 января 1944 года с 11 пассажирами на борту он совершил вынужденную посадку на замёрзшее озеро неподалёку от Игарки. Экипаж и пассажиров вскоре эвакуировали, а самолёт был найден и восстановлен только в середине 1986 году, после чего он занял почетное место в экспозиции музея.
В числе первых экспонатов головного отраслевого музея – реактивный сельскохозяйственный биплан М-15 (WSK-Mielec M-15), созданный советским авиаконструктором Р. Измайловым, но производившийся в социалистической Польше по заказу СССР для нужд сельского хозяйства. За свой необычный внешний вид и свирепый рёв реактивного двигателя самолёт неофициально прозвали «Бельфегором» – в честь мифического демона.
Стали легендой
По воспоминаниям ветеранов музея, своим ходом прибыли знаменитый вертолет Ми-1 (1948 г.) – из Кирова, Ту-104, первый советский реактивный авиалайнер – с Кольского полуострова, турбовинтовой Ту-114, в своё время самое большое в мире пассажирское воздушное судно – с украинской авиабазы.
Только в ульяновском музее стоит на вечном приколе единственный экземпляр ТУ-116 – пассажирский вариант серийного бомбардировщика для дальних межконтинентальных дипломатических перелётов. Существует легенда, что когда Никите Хрущёву предоставили Борт №1 (так ещё называли ТУ-116) для перелёта на Кубу и Америку, он от него отказался, так как счел непрезентабельной установку пассажирского салона в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом. Раритетным стало письмо командира корабля ТУ-116 Александра Шурыгина Владимиру Гуркину о том, как он перегонял авиалайнер в Ульяновск: «Я действительно был крайним командиром ТУ-116. Маршрут был стандартным. Два случая, связанных с перегонкой лайнера, запомнились ярко: 1. Когда было решено перегонять лайнер в Ульяновск, наше руководство решило за счёт салона (там были шикарные кресла и диваны) улучшить комфорт своих кабинетов – всё поснимали и растащили. Но пришла депеша из Москвы перегнать лайнер с полным комплектом в салоне. Всё вернули на места. 2. Когда лайнер определяли на вечную стоянку (оборудование было самое лучшее) – всё поснимали, а старьё установили. И это, конечно, правильно, но системы посадки оставляли желать лучшего. На посадке был сложнячок, только начал выходить из сектора, получил команду об уходе на второй круг, но сразу увидел полосу, довернул и мягонько сел. Это, конечно, нарушение, но все были в курсе, что лайнер прибыл на вечный прикол. Самолёт цел, экипаж жив, и поэтому на это безобразие не обратили должного внимания».
Особое место в экспозиции занимает Ту-134, поскольку с ним связана настоящая легенда: будто именно он снимался в фильме Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» и садился на шоссе. Действительно, эта посадка снималась в ульяновском аэропорту, но не на шоссе, а на взлётно-посадочной полосе, на которой была нарисована дорожная разметка. За штурвалом лайнера был сам начальник ШВЛП опытный пилот Иван Таращан, который с первого дубля мастерски провел самолет на бреющем полете над «жигулями», за рулем которых, по требованию Таращана, сидели ульяновские лётчики на своих авто.
Коллекция музея пополняется нечасто: авиакомпания «Волга–Днепр» передала музею Як-40, Московский государственный технический университет гражданской авиации «пожертвовал» редкий экземпляр – Ил-14 (1955 г.), КБ Туполев – уникальный технологический макет дальнего ракетоносца Ту-22М2, из-за которого летели копья в 70-е годы прошлого века на переговорах по сокращению стратегических вооружений между СССР и США. Девять экспонатов музея признаны памятниками науки и техники, но, таковыми признать можно все сорок воздушных судов экспозиции.
Как найти
Адрес экспозиционной площадки музея: аэропорт им. Н. М. Карамзина, ул. Авиационная, 20А, сайт: www.uvauga.ru/museum.
Комментарии