Гость "Качельного кургана" - ХранителиРодины.рф

Усадьба чиновника Кирша в Ессентуках уже более 100 лет первой встречает гостей курорта пребывающих по железной дороге.

- Пиши в Ессентуки, на дачу Кирша, улица Вокзальная...- Неторопливо Прокофьев закончил письмо и отложил в сторону. В 1909 году Сергей Сергеевич присоединился к своей матушке, которая лечила на Водах ревматизм. Отправляясь на Кавказ Прокофьев категорически решил бездельничать. Не взял ни нот, ни книг, ни даже шахмат. Он планировал ездить верхом и под луной играть в крокет.

По утрам, с крыльца он видел Бештау. Солнце играло на его вершине настолько красиво, что Прокофьев не выдержал и в один из рассветов сел за нотную тетрадь. Пианино, жаловался в письмах композитор, никуда не годится. Но оторваться он уже не мог.

Знаменитый сыровар

Чиновник Кирш, о нем известно не так уж много, занимался фермерством - выводил новые сорта масла и сыра. Имея неплохое местное производство и регулярную реализацию, он выкупает один из участков на Вокзальной улице и в 1903 году строит небольшую ессентукскую дачу. Красивую архитектуру сразу же облюбовала курортная публика. Усадьба, прям напротив железнодорожного вокзала, рядом с Казенным парком – словом, лакомое местечко для зажиточных приезжих. Меблированные гостевые комнаты в первый же свой высокий Курортный сезон стали популярны. Самый яркий гость «Качельного кургана», бесспорно, Сергей Прокофьев.Он приезжал на Воды целых восемь раз, останавливался всегда у Кирша и считал именно эти отпускные месяцы самыми "урожайными" в своем творчестве.





Ессентукское шампанское 

По утрам, на ещё пустых аллеях парка, бродит задумчивый Серёжа. В его руках графин с "ессентукским шампанским". У 17-го источника он набирает воду и несёт своей матери, которая навещала его каждый раз в Ессентуках. Едва перешагнув порог, он садится писать. Здесь он обдумывает и заканчивает оперу "Война и мир". Здесь пишет "Семеро их" - большое произведение для оркестра, хора и тенорное соло. Премьера этой кантаты состоялась в Париже. Бальмонт, в это время отдыхавший на Водах вспоминает в письмах: "Увлечённо и почти отрешенно трудится Серёжа. Здесь, в тишине Ессентуков, он за неделю смог обдумать всю основную композицию".



Прокофьев, надо полагать, очень полюбил Ессентуки. Сюда он сбежал из одержимого революцией Петрограда.

- Ессентуки - благодатный край, куда не докатываются волнения и голодовки, где жаркое солнце и яркие звезды, где спокойно можно инструментировать симфонии, читать Куно Фишера и смотреть в телескоп. Я пребываю в Ессентуках в обществе Канта, семерых дьяволят и красавца Бештау, который раскинулся прямо перед моим окном, - пишет в дневниках маэстро.

Над тихими Ессентуками звучит Прокофьев. Он даёт концерты, выступает перед ранеными в госпиталях и по утрам выходит на крыльцо. И наблюдает как солнце нежно скользит по Бештау, также трепетно, как скользят пальцы композитора по клавишам ессентукского пианино...



Музей добродетели

После революции Кирша, как и других чиновников, раскулачивают. Его прекрасную, любимую Прокофьевым усадьбу, национализируют и превращают в коммуналку. Судьба изрядно потрепала «Качельный курган»: чудом его спасли от пожара в 90-х и от стремительной разрухи в 2000х. Симфонии Прокофьева сменились на капли дождя и сквозняки, которые щербили странную кладку. В 2005 году здание передают под епархиальное ведомство и здесь появляется православное подворье. «Качельный курган» становится «Домом для мамы» - кризисным центром для женщин в сложной жизненной ситуации. Матушка Лариса заботится о бывшей чиновничьей усадьбе, высаживает цветы у парадной и принимает гостей. Музей музыки стал музеем добродетели, где радушная хозяйка готова поддержать любого словом и делом.

Комментарии