Одобрено редакцией
Не покорились «Белому медведю»
Музей партизанской славы «Большой Дуб», Железногорский, Курская область
Утром 17 октября 1942 года в поселок Большой Дуб вошел карательный отряд. Немцы собрали всех жителей между пустым домом семьи Антоненковых и сараем. Обыскивая дома, каратели почти в каждом доме нашли свежевыпеченный хлеб. Это стало приговором для 44 человек.
Сегодня здесь проходит оживленная трасса – до Курска около ста километров. Неподалеку уже после войны вырос горняцкий город Железногорск. Его жители, каждый раз проезжая мимо этого места в областной центр, замедляют скорость до 40 километров в час и могут разглядеть из окон автомобиля Вечный огонь, памятную стелу, фрагменты деревянных срубов и здание музея.
О чем поведает Дуб?
В музее партизанской славы «Большой Дуб» вам расскажут все, что по крупицам собирали жители Железногорского (во времена войны Михайловского) района. В том числе о том, что произошло на этом месте 17 октября 1942 года.
Название поселку, который был основан только в 1926 году, дал почти 600-летний дуб, вокруг которого и располагались все 14 дворов. Жили там всего четыре фамилии: Воронины, Кондрашовы, Мясюговы и Федичкины. Они работали в ближайшем колхозе «Золотой», а вечера и праздники проводили возле дуба.
В музее есть макет поселка, созданный железногорскими художниками. Беленые избы с соломенной крышей, яблоневые сады, огороды и, конечно, вековое дерево. Можно долго рассматривать каждую деталь: избы, фигурки женщин, мужик в телеге с запряженной лошадью, лающая на него собачонка…
Главное богатство жителей Михайловского района были хлеб и леса. Именно поэтому в Великую Отечественную войну этот и близлежащие районы стали центрами партизанского движения. Был создан Михайловский партизанский отряд. В партизаны уходили целыми семьями для диверсионной работы и создания для противника невыносимых условий.
"Белый медведь"
С середины 1942 года партизаны стали проводить крупные боевые операции, крушить вражеские эшелоны, которые везли оружие и боеприпасы под Сталинград.
– Диверсанты шли пешком за 100–150 км только по ночам, со взрывчаткой, вес которой достигал 50 кг и более. Представляете, каких усилий это стоило? Тем не менее, в сентябре–октябре партизаны устроили крушение 54 вражеских составов.
Анастасия Мальцева, научный сотрудник музея
Конечно, это не могло не вызвать ярость противника. И в октябре 1942 года началась карательная операция. Историки предполагают, что она носила название «Белый медведь». Цель операции – уничтожить партизанское движение. Именно поэтому свежеиспеченный хлеб в домах жителей Большого Дуба стал уликой: фашисты думали, что он предназначался партизанам.
Приговор был коротким – уничтожить всех. В это страшное утро в поселке находилось 44 жителя, из них 26 были детьми, а пятеро – грудные младенцы. Среди взрослых был только один мужчина – 54-летний Афанасий Воронин. Жители были расстреляны, их тела забросали соломой и подожгли.
За время карательной операции в трех районах Курской области – Михайловском, Дмитриевском и Троснянском – было уничтожено 32 населенных пункта. То есть каратели сжигали по поселку каждый день.
Сегодня работники музея говорят, что у них нет сведений о том, что кто-то из жителей Большого Дуба был в партизанах. Также ни один из них не вернулся с войны. Однако чудом уцелел 8-летний Ваня Федичкин.
Накануне рокового дня он ночевал у бабушки в соседней деревне. Утром, возвращаясь домой на лошади, увидел огонь, дым, услышал крики людей и стрельбу. Быстро вернулся и рассказал все бабушке. От тяжелого нервного расстройства он слег и пролежал около двух месяцев. Погибли мама Вани и две сестры – 12 лет и одного года. Расстреляли и семью его дяди, в которой было семь детей.
В музее хранится письмо-воспоминание, которое Иван Федичкин решился написать только в 1994 году. Всю жизнь он прожил в Челябинске и на место трагедии больше не вернулся.
Экспонаты музея
…В зале музея, посвященном партизанскому движению, полумрак и прохлада. Теперь понятно, почему. Активная жизнь партизан проходила по ночам. Летом они жили под открытым небом, а зимой в землянках. Вот реконструкция одной из них. Это штабная землянка, где жил командир партизанского отряда. На столе командирская сумка, чернильница-непроливайка с пером и лампа-коптилка. Поисковики нашли ее на месте боев. Она сделана из гильзы снаряда-сорокопятки, 45-миллиметрового орудия. Верхняя часть гильзы сплющена. Сверху через отверстие наливали керосин, солярку, могли использовать бензин с солью (чтобы замедлять горение).
Большая бутылка на столе, так называемая «четверть», вызывает любопытство посетителей. Сотрудники музея объясняют, что это – то немногое, чем располагала партизанская медицина – самогон. Это было и дезинфицирующее, и обезболивающее средство, и наркоз. Потому и хранилась такая бутыль у командира.
Много интересного можно разглядеть в партизанской землянке, у каждой вещи своя история. Как и у другой реконструкции – конспиративной квартиры семьи Кулаковых в поселке Михайловский. Это явочная квартира, где партизаны обменивались информацией. Мазаная беленая хата, этажерка, часы-ходики, одежда, фото хозяйки дома Василисы Ефимовны и ее дочерей Анны, Екатерины и Марфы. Они и глава семьи Константин Михайлович были разведчиками.
Десятки историй о судьбах партизан, подпольщиков, разведчиков, их семей хранятся в залах музея. Жители Михайловского района делали все от них зависящее для победы над врагом. Например, 12-летний Володя Жданов. Однажды спас раненого партизана, а потом сам стал членом отряда. Имел оружие, ходил в разведку. Когда полицаи схватили его после неравного боя, он не выдал местоположение отряда. Его возили по деревне на «очные ставки», пытали и даже отрубили кисть руки. Но мальчик-подросток понимал, что от него зависит жизнь 500 человек. Володю расстреляли. Посмертно он награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Сегодня в музее 11 тысяч экспонатов, фото, документов, писем. И хотя музей открылся в 1977 году, начался он за 20 лет до этого. Когда фронтовик Петр Курских с единомышленниками создал первый в районе краеведческий музей в Михайловской школе. Петр Митрофанович прошел всю войну, закончил ее в Калининграде. Майор запаса работал учителем, а в свободное время общался с бывшими партизанами, собирал их воспоминания, рассказы о погибших, принимал в музей на вечное хранение фото, личные вещи. И очень много писал.
«Часть карателей быстро зашла в поселок, а остальные начали окружать его. Те, кто ворвались в населенный пункт, начали выгонять жителей из домов. Крик, ругань... А потом послышались выстрелы из автоматов, крики, плач. Это было недолго. Я поняла, что наших уничтожают... Расстреляли мою мать, брата и двух сестер. Только через пять дней нам разрешили похоронить расстрелянных. Я с трудом узнала своих, так как они все обгорели…», – записал краевед слова Анастасии Ворониной, жительницы поселка Звезда, уничтоженного в один день с Большим Дубом. И таких записей в музее очень много.
Созданный Петром Курских и его женой Лидией Ефимовной краеведческий музей послужил основой для создания музея партизанской славы. Курских стал его первым научным сотрудником.
Здание музея возводили методом народной стройки, и оно появилось всего через два года после открытия 9 мая 1975 года мемориала «Большой Дуб». Кроме строителей, оформлением на общественных началах занимались студенты художественного училища и художники Железногорска. Все экспонаты передавались местными жителями безвозмездно. И в День Победы 1977 года музей был торжественно открыт.
Дуб возродился
А что же могучий дуб? Сразу у входа в экспозиционный зал под стеклом находится его фрагмент. Это часть ветки в обхват толщиной, по которой можно оценить всю мощь дерева. Ветке около 100 лет.
– Для нас это не просто экспонат, а настоящая святыня, реликвия. Потому что это единственное, что осталось от когда-то цветущего поселка.
…Нацисты, стирая с лица земли деревни и села, не пожалели и символ Большого Дуба. Дерево рубили топором и подожгли. Дуб, как и люди, врагу не покорился. Он простоял еще 16 лет, пока в 1958 году его не свалила молния. И даже упавшее дерево долго оставалось достопримечательностью, дети прибегали играть на нем. Со временем древесину использовали. Но на этом месте в день открытия музея посадили молодой дубок. Он простоит не одну сотню лет – лишь бы не было войны.
Комментарии