Два храма священника Иоанна Карпова - ХранителиРодины.рф

Кто служил Богу в Успенском храме села Елизарово в предвоенные годы? Как сложилась судьба сельского пастыря? Что мы знаем об утраченном храме? Мы задались этими вопросами и попытались найти на них ответы. В этом нас помог Нижегородский областной архив и открытые данные, которая публикует комиссия по канонизации Нижегородской митрополии.

Успенский храм в Елизарове

Мы сделали запрос в главный архив Нижегородской области и получили документ, который сообщает, что церковь была построена в 1813 году тщанием господ Беклемишевых и прихожан. Здание было каменным с таковою же колокольней, «крепка для молящихся и поместительна». С 1906 года началась постройка новой каменной ограды, которую возводили три года.

Успенская церковь была разделена на холодную и теплую. Главный престол, освященный в честь Успения Божией Матери, располагался в холодной части, зимой он не отапливался и потому не действовал. В холодное время года верующий народ молился в теплой части храма, в приделах во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

В приходе действовали церковно-приходская и земская школы, открытая с 1 января 1911 года.

Старостой при Успенской церкви состоял Иван Иванович Горелов. В этой должности он состоял с 1 января 1916 года.

В те годы пастырское служение нёс священник Николай Михайлович Неведомский. Он родился в 1855 году, в Арзамасском уезде. Трудился учителем, за что имел несколько наград, в том числе серебряную медаль «За усердие». В Елизарово он прибыл с женой Елизаветой Александровной. Вместе с батюшкой служили дьякон Алексей Михайлович Кокухин (впоследствии он станет священником Троицкого храма в Настине и умрет в тюрьме в 1937 году) и псаломщик Алексей Афанасьевич Охапкин.

Также в документах архивного фонда есть дело о закрытии церкви с. Елизарово. Имеется выписка из протокола заседания президиума Сосновского районного исполнительного комитета от 27 февраля 1939 года. «Слушали ходатайство граждан Елизаровского сельсовета о закрытии церкви и передаче её под здание Елизаровской неполной средней школы. Постановили: учитывая, что здание церкви закрыто с сентября 1937 года, земельная рента и налог со строения церковным советом за 1938 год в сумме 954 руб. не уплачен и платить их отказались, ключи от церкви сдали сельсовету».

В деле о закрытии Успенской церкви имеется план ее переоборудования под клуб. Однако, ни школа, ни клуб так в церковном здании и не прижились. Каменный красавец - храм был разобран по кирпичику. О том, где точно находился Дом Божий, современные жители знают недостоверно.

1937 – год свидетельства о Христе

В эти тяжелые для всего народа и Русской Церкви годы в Успенском храме нес свое служение Богу священник Иоанн Дмитриевич Карпов. Жил он в Елизарове вместе со своей семьей: женой Евдокией Ивановной и сыном Сашей. В лихую годину отец Иоанн не ушел от возмездия безбожной власти. Восьмого августа 1937 года его арестовали. Третьего сентября тройка НКВД приговорила священника Иоанна Карпова к высшей мере наказания. Через несколько дней, в празднование Владимирской иконы Божией Матери, священник был расстрелян в Горьком.

Осень 1937 года стала особенной в истории Горьковской области и в истории Церкви. В августе-сентябре начались массовые аресты, пик расстрелов выпал на 8 сентября. В этот же день завершилась земная жизнь настоятеля Спасского храма в Сосновском священника Дмитрия Шевлягина.

Помнят ли в Елизарове простого сельского пастыря, жизнь свою положившего за веру в Бога. Оказывается, помнят. Валентина Дмитриевна Киселева сохранила детские воспоминания о том, как происходил арест о. Иоанна.

– Мы жили по соседству, - вспоминает Валентина Дмитриевна. – Однажды ночью мы проснулась от криков. Милиция посреди ночи приехала забирать отца Ивана. Его матушка и шестилетний сын Саша сильно плакали. Я тогда была еще маленьким ребенком. Был август, мы спали в сенях, и потому все слышали. Наша семья тогда переполошилась. Мы были очень напуганы. Некоторое время матушка с сыном еще жили в Елизарове, но потом уехали. Куда? Я не знаю. Да и никто у нас не знает.

Я поблагодарила Валентину Дмитриевну за эти важные для нас воспоминания и обратилась в районный архив. Н. Ю. Сергунина подтвердила, что семья Карповых действительно жила в Елизарове. Иван Дмитриевич по документам проходит как служитель культа, а Евдокия Ивановна значится домохозяйкой. По сведениям архива, в 1938 году хозяйство Карповых выбывает из Елизарова. Больше о них ничего неизвестно.

Руководитель районного ЗАГСа Т. Н. Абросимова сообщила еще одну интересную подробность. В 1946 году пятнадцатилетний Александр Карпов приезжал в Сосновское, где ему выдали Свидетельство о рождении.

О дальнейшей судьбе священнической семьи ничего неизвестно. Мы лишь знаем, что Иван Карпов родился он в 1899 году в селе Флоровское Павловского района и начинал свое служение в местном храме. Я позвонила главе Грудзинского сельского совета Н. Ю. Самоварову и объяснила, что мы ищем потомков их репрессированного земляка. Николай Юрьевич попросил несколько дней на сбор информации, но, к сожалению, ни чем порадовать не смог. Об уроженце Флоровского, священнике Карпове и его семье здесь никто не помнит.

Спасский храм во Флоровском

Мне хотелось своими глазами увидеть храм во Флоровском и однажды, возвращаясь с озера Ключик, мы с детьми заехали туда.

Флоровское расположено между Ворсмой и Студенцом и входит в состав Сосновского благочиния. Село имеет унылый вид и похоже на десятки захолустных деревень русской глубинки. На окраине Флоровского стоит его главная достопримечательность – храм в честь Нерукотворного Образа Спаса. Огромный, узорчатый краснокирпичный храм с овальными окнами, когда-то собирал на молитву сотни людей. Сейчас он стоит без купола, униженный, изувеченный людьми.

Я знала, что возрождением этого храма уже несколько лет занимается житель Ворсмы Сергей Алексеевич Комаров. Тот, кто первым начал поднимать из руин и небытия Знаменский храм в Студенце. Хотелось бы увидится с Сергеем во Флоровском, но сюда мы заехали случайно.

Но вот нечаянная радость – воскресным вечером Комаров оказался как раз рядом с храмом и завидев нас, подошел и распахнул массивные двери. Мы оказались внутри. Поднимаю голову и вижу бледное сентябрьское небо. Судя по всему, крыша рухнула еще в советские годы, и Спасский храм оказался под куполом небес. По краю кирпичной кладки еще зеленеет трава.

Но не все так плохо. Не зря Сергей Комаров в трудах и молитве проводит здесь каждый свободный час. Он показывает нам алтарь, святая святых православного храма. Алтарь под крышей, на которой установлен крест. Здесь вставлены окна и потому тепло и уютно. А главное – алтарь стал хранилищем христианских святынь. Кое-что осталось от прежнего храма, кое-что пожертвовала игуменья Никольского женского монастыря в Арзамасе. Особенно поразила меня деревянная объемная скульптуры «Распятие Спасителя». Облик Господа в терновом венце полон глубочайшего смирения.

Конечно, в православной традиции не принято создавать скульптуры Иисуса Христа, изображать Господа можно только на иконах. Но возможно перед нами еще одна попытка достучаться до наших огрубевших сердец.

Духовником Никольского монастыря в Арзамасе в ХIХ веке был протоиерей Авраамий Некрасов, еще один славный уроженец Флоровского. При жизни он был хорошо знаком с преподобным Серафимом Саровским, предсказавшим, что Авраамий будет обличителем раскольников и благочинным. Все это в свое время сбылось.

Руины храма постепенно оживают. В оконных проёмах установлены пластиковые окна, в одном из пределов строятся потолки и полы. Меня поразило удивительное совпадение с нашим поселковым храмом. И тут и там главный престол освящен в честь Нерукотворного Образа Спаса, а боковые приделы в честь Николая Чудотворца и мучеников Флора и Лавра. Село названо Флоровским не случайно, а в память о византийском святом, который при жизни был строителем.

В этом порушенном местными жителями храме отец Иоанн Карпов вырос и окреп духовно, где он совершал свои первые Божественные литургии, произносил первые проповеди. Потом судьба привела его на сосновскую землю, в Елизарове, где прозвучало его последнее пастырское слово.

Но пришло время осознавать и исправлять ошибки наших усопших родных. Полуразрушенный Спасский храм во Флоровском уже не безмолвствует. Уже нет щемящего чувства утраты, зато поет церковный колокол, и звучат слова молитвы. Священник Владимир Александров служит здесь молебны и панихиды. Народная святыня ждет добродетельных людей, которые могли бы вернуть храму утраченную красоту и благолепие. Пока храм находится в плачевном состоянии, село так и будет хиреть.

А на месте утраченного Успенского храма в Елизарове уже красуется уютная деревянная церковь. Здесь уже совершаются богослужения, и прихожане готовятся к главному событию – великому освящению, которое совершит правящий архиерей.

Марина Бригатова

Фото автора

Комментарии