Одобрено редакцией
Почувствуй себя пилотом!
Таганрогский музей авиационной техники, Таганрог, Ростовская область
Сверхзвуковые истребители и пассажирские самолёты, самолёт-амфибия, вертолёты, пушки, бомбы и ракеты, катапультные кресла, снаряжения лётчика, авиационные миниатюры и исторические материалы выдающихся авиаторов представлены в Таганрогском музее авиационной техники. Здесь можно не только увидеть летательные аппараты, узнать их названия, характеристики, потрогать их руками, но и посидеть в кабине самолёта, почувствовав себя настоящим пилотом.
От истребителей до миниатюр
Таганрогский музей авиационной техники – единственный на Юге России – располагается на территории воинской части. Первое, что видят здесь посетители военного городка – истребитель-бомбардировщик Су-7Б, установленный в память о базировавшемся здесь 963-м учебном авиационном Краснознаменном полке Ейского высшего военного авиационного училище летчиков (ВВАУл). На таких сверхзвуковых самолётах завершали своё обучение будущие военные лётчики – мальчишки 19–20 лет.
Самолёт Су-7Б был очень строг в управлении и требовал от пилота быстрой реакции и тщательной подготовки к полётам. Вот один из параметров: скорость отрыва при взлёте – 300 км/час! Курсанты, которые сумели освоить самолёт Су-7Б, говорили про себя: «Те, кто научился летать на самолёте Су-7Б, сможет летать на всём, что летает и немного даже на том, что летать не может». Это слова, принадлежащие знаменитому лётчику-испытателю Марку Галлаю, как нельзя лучше подходят для выпускников 963-го учебного авиационного полка.
На открытой площадке музея, как на аэродроме, один за другим выставлены 14 самолётов и один вертолёт, 12 авиадвигателей и взлётно-посадочное оборудование самолётов. В павильоне музея находится тренажёр – кабина самолёта Су-17 М3, а также авиационное, радиоэлектронное оборудование, средства аварийного покидания самолётов – катапультные кресла, средства поражения – бомбы, ракеты, пушки, а также солидная библиотека по авиации, видеоматериалы, исторические документы, посвященные знаменитым авиаторам. Тут же более 200 авиационных миниатюр Советского союза, России, Англии, Франции, Италии, США. И даже ступа бабы Яги – такой шутливый летательный аппарат у девчонок вызывает бурю положительных эмоций.
Хранитель музея, авиационный инженер, подполковник в запасе Владимир Стоянов подводит нас к старейшему экспонату музея – самолёту МиГ-15УТИ. Именно на таком учебно-тренировочном самолёте с двойным управлением – «спарке» 27 марта 1968 году в 10 ч. 18 мин. из полёта не вернулись первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и командир полка Владимир Сергеевич Серёгин.
Вообще МиГ-15 – это реактивный боевой самолёт, созданный после Второй мировой войны для перехвата и уничтожения самых на тот момент современных бомбардировщиков с ядерным оружием. Он был спроектирован в ОКБ Микояна и Гуревича для защиты от возможного нападения на Советских Союз бывших союзников Великобритании и США. МиГ-15 показал на испытаниях настолько хорошие характеристики, что его запустили в серийное производство сразу на нескольких заводах. Этот самолёт стал одним из массовых реактивных самолётов в истории авиации. Свои превосходные боевые возможности МиГ -15 подтвердил в корейском конфликте 1950–1953 годов: при собственных потерях почти в 350 машин наши лётчики – «сталинские соколы» сбили в три раза больше американских самолётов.
А вот один из самых редких летательных аппаратов – самолёт вертикального взлёта и посадки ЯК-38, совмещающий в себе лучшие функции самолёта и вертолёта: он может взлетать и садиться, как вертолёт, и летать так же быстро, как самолёт. Такие удивительные самолёты проектировались и строились всего в двух странах – в Советском Союзе и Великобритании. Ещё один редкий летательный аппарат – самолёт-амфибия Бе-12 – особенно дорог музею, потому что был спроектирован и построен в Таганроге. Он может взлетать не только с аэродрома с твёрдым покрытием, но и с воды. А это самый быстрый в своём классе самолёт – сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25Б, развивающий скорость при полном вооружении до 3000 км/ч. Самолёт летает настолько быстро, что во время полёта на максимальном режиме за счёт трения воздуха обшивка его планера нагревается до температуры 300 градусов – и это на высоте 11 км, где температура воздуха минус 40 градусов! При таком нагреве обычные алюминиевые сплавы не обеспечивают заданную прочность, поэтому самолёт был изготовлен из стали и титана.
Следующий экспонат – первый в мире сверхзвуковой серийный истребитель второго поколения МиГ-19. Он был разработан ещё в начале 1960-х годов. А вот «Ан-2» – всем известный «кукурузник». Но интересен этот летательный аппарат тем, что именно на нём летала удивительная женщина, дважды Герой Советского союза Валентина Степановна Гризодубова. В 1938 году за беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа она была удостоена медали «Золотая звезда». Затем долгое время Валентина Степановна была начальником лётно-испытательной станции НИИ-17 в Подмосковье, сама летала по воинским частям. Когда её самолёт «Ан-2» устарел, его передали в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, затем он оказался в музее.
Большинство летательных аппаратов самолётов крупные, масштабные. Но есть среди них и миниатюрный многоцелевой вертолёт Ми-2, который особо нравится юным посетителям музея.
Собирали по крупицам
В этом году музей, созданный в память о 963-учебном авиационном полке, отметил 25-летний юбилей. Собрать солидную коллекцию летательных аппаратов его создателю и хранителю Владимиру Стоянову было непросто. По профессии он инженер-механик самолетостроения, проходил службу в здешнем 963-ем полку. В течение 25 лет занимал должности техника самолёта, начальника технико-эксплуатационной части, инженера полка и преподавателя. Создать музей авиационной техники он решил в 90-е годы, когда был главным инженером БЛАТ – Базы ликвидации авиационной техники.
- Лихие 90-е. Первый президент СССР Михаил Горбачёв заключил кабальный договор ОВСЕ – об ограничении обычных вооружённых силах в Европе. В стране началось уничтожение боеготовых летательных аппаратов. Только на нашей базе в Таганроге разрезали на металл около 300 истребителей и бомбардировщиков, таких как МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17 и Су-22 и даже самый быстрый в мире МиГ-25. Тогда и зародилась идея что-то сохранить для наших потомков. Меня поддержал бывший однополчанин, командующий 4-й воздушной армией Владимир Сергеевич Михайлов и закрепил законность создания музея авиатехники. Четыре привезённых на базу самолёта удалось спасти – они стали первыми экспонатами музея. Дальнейшие поиски списанных летательных аппаратов среди однополчан, которые занимали высокие должности, позволили музею пополнить коллекцию.
Например, МиГ-15УТИ нашли в довольно запущенном состоянии на территории Клуба юных летчиков в Ростове-на-Дону. Когда аппарат стал совсем ветхим, его разрешили забрать в качестве экспоната музея. Владимиру Ильичу и его коллегам понадобилось 1,5 года кропотливого труда, чтобы восстановить внешний вид и интерьер кабины самолёта. Буквально в прошлом году Владимиру Стоянову удалось сохранить ещё один летательный аппарат – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, созданный на базе довольно крупного военно-транспортного самолёта ИЛ-76. Длительное время А-50 был донором деталей – с него снимались элементы конструкции для восстановления других самолетов. Сейчас стоит задача – восстановить хотя бы его внешний вид. А это процесс небыстрый, так как в музее всего два сотрудника – Владимир Стоянов и его коллега, военный летчик в отставке Геннадий Шейкин, которые выполняют в музее обязанности и экскурсоводов, и садовников, и слесарей, и сборщиков, и реставраторов. Увы, денежные возможности города ограничены, музей держится на энтузиазме его создателей. Тем не менее, они считают, что усилия того стоят. Музей играет огромную воспитательную и профориентационную роль.
- К сожалению, многие современные дети не хотят знать историю, мечтают о профессиях топ-менеджеров и бухгалтеров, где много платят, а о важной профессии лётчика даже не подозревают. В этом, прежде всего, наша вина – взрослых. Но когда ребята садятся в кабину настоящего боевого самолета, у них появляется живой интерес к авиации. Нам есть чем гордиться: Советский Союз был ведущей авиационной державой. Самый большой самолёт Ан-124 грузоподъёмностью более 100 тонн, самый быстрый сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, самый большой вертолёт в мире Ми-26 – были построены не где-либо, а в нашей стране! И первым космонавтом в мире стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
Интерес к профессии у ребят подпитывают истории выдающихся авиаторов, окончивших Ейское ВВАУл, которое, к сожалению, уже не существует. Среди них Тимур Апакидзе – первый военный летчик, совершивший посадку на палубу авианосца. И Виктор Пугачёв – заслуженный летчик–испытатель, герой Советского Союза, автор фигуры высшего пилотажа «Кобра Пугачёва» – это, когда реактивный самолёт, демонстрируя свою сверхманевренность, на сверхкритических углах атаки летит хвостом вперёд. И Владимир Джанибеков – дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт и многие другие.
В завершении экскурсантам показывают отрывки из документальных фильмов о подготовке лётчиков-истребителей и головокружительных полётах. Интересно и познавательно!
Как найти
Адрес музея: г. Таганрог, ул. Циолковского, д 41.
Как добраться: от железнодорожного вокзала «Таганрог-1» можно добраться на автобусе или маршрутке № 11, остановка «Магазин № 26» либо на маршрутке № 50 – следует выйти на остановке «Ломоносова» по ул. Театральная.
Время работы: С 8.00 до 17.00 с понедельника по пятницу. Суббота и воскресенье – выходной.
Важно: так как музей (является подразделением ОАО «325 АРЗ») находится на территории воинской части, необходима аккредитация: для этого нужно не менее чем за два дня до посещения сообщить свои паспортные данные в музей. Вход разрешён только для граждан РФ. Можно посетить музей, как в составе группы, так и поодиночке.
Тел:8 (960) 462-40-91 (Владимир Ильич).
Комментарии