Одобрено редакцией
Не счесть алмазов…
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, Балахна, Нижегородская область
Какой правитель России изображен современником в образе убийцы Иоанна Крестителя? Где и как изготавливали многоцветные изразцы, украшающие собор Василия Блаженного на Красной площади? Что в первую очередь похищали злоумышленники из зажиточного дома в XIX веке? Об этом и многом другом расскажут специалисты Балахнинского музейного историко-художественного комплекса.
Сегодня комплекс включает пять филиалов музея, три из которых расположены непосредственно в историческом центре Балахны, рядом с набережной великой Волги. Один из них – музей Кузьмы Минина – единственный в России. Что неслучайно, ведь именно Балахна, по мнению многих авторитетных историков, является родиной этого патриота земли Русской.
Десятки залов, тысячи экспонатов комплекса, которые помогут лучше узнать историю русского народа и буквально проникнуться национальным духом, доступны для всех. Среди экспонатов есть столь редкие вещи, которые просто не имеют цены.
С большой любовью собирали в течение долгих лет музейные коллекции ученые-историки, археологи, проводившие раскопки на территории древнего поселения на волжском берегу. Балахна принадлежит к числу древних городов, чья история на протяжении нескольких столетий тесно связана с важнейшими событиями истории государства Российского.
«Соль на Городце»
Первое упоминание о Балахнинской крепости встречается в летописи за 1536 год, а по легенде, еще в 1474 году царь Иван III отправил сюда в ссылку новгородцев для добычи соли. В грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича от 1401 года поселение называется «Соль на Городце».
Именно добыча соли стала одним из главных промыслов балахнинцев и основой финансового процветания местности.
- В прежние времена здесь было порядка 50 деревянных церквей, позже перестроенных в каменные, и два монастыря.
Сейчас на территории Балахнинского района их 17.
Самый древний – Покровский монастырь, основанный в середине XVI в. иеромонахом Пафнутием. Его мощи сегодня находятся в Никольской церкви – это самое старинное сооружение из сохранившихся во всей Нижегородской области после кремля. Такие храмы строились исключительно по царскому указу. Никольский храм (каменный) был построен в честь взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году.
Коллекция редчайших икон
Балахне повезло сохранить многие святыни, хотя некоторые храмы все-таки были разрушены «до основанья», на их месте построили дома культуры или школы. Множество шедевров русской культуры было утрачено, какие-то ценности оказались в столице и не вернулись на родину, но все же многое удалось спасти и сохранить в стенах тогда еще Балахнинского краеведческого музея.
Уникальная коллекция икон – гордость Балахнинского МИХК. Самая древняя из них, образ Николая Чудотворца – «Николы Можайского» – долгое время находилась на реставрации в Центральном музее древнерусской живописи им. Андрея Рублева и только благодаря усилиям директора БМИХК Марии Карташовой и при содействии местных властей в декабре 2015 года возвратилась на родину. Этот образ всегда был защитником города и находился, вероятнее всего, в мужском Покровском монастыре. «Вы даже не представляете, – говорит старший научный сотрудник БМИХК Ольга Васильева, – как много людей приходит в «иконный зал», чтобы просто помолиться».
Редчайший образ «Богоматери на полумесяце»; икона «Смоленской Божией Матери» (Одигитрия), буквально излучающая поток любви и сочувствия, другие шедевры древнерусского искусства создают особую атмосферу в зеле, где расположены. Уникален образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Икона, созданная на рубеже XVII-XVIII вв., необычна тем, что в образе палача изображен царь Петр I, а в Саломее, которой он передает блюдо с головой Иоанна Крестителя – угадывается его сестра царевна Софья. Так иконописец отразил отношение к деятельности царя, к изменениям в положении церкви в его правление, подчинении ее государству.
Иконы балахнинских мастеров имеют свои особенности: изображения яркие, с четко выписанными деталями, порой отходящие от строгих канонов. Сохранились имена некоторых мастеров – Эраст Прокофьев, Антон Патрикеев, Иван Нехорошко. Одним из иконописцев в XVII веке был, вероятно, и протопоп Успенского собора Московского кремля Кондрат Ильи. Балахнинец родом, он был призван на служение в Москву самим патриархом Никоном. На родине в Балахне, на его средства был выстроен собор Рождества Христова (1675) и с большой долей вероятности сам Кондрат Ильин являлся автором многих икон этого храма.
Деревянная скульптура и изразцы
Уникальна имеющаяся в Балахне коллекция деревянной скульптуры – мало где в России – будь то музеи или храмы, можно увидеть скульптурные образы Спасителя и святых. «Это связано и с меняющимся в разные века отношением официальной церкви к таким изображениям – их то запрещали, то разрешали», – отмечает Ольга Васильева.
В советские времена относились к ним как к редкому искусству деревянной скульптуры. Их не уничтожили, видимо в силу того, что мастера в образе страданий Иисуса так точно передавали страдания простого народа…
В XVII веке Балахна была одним из промышленных центров России. К числу наиболее развитых промыслов относилось кирпичное и изразцовое производство. Как отмечал профессор Н.Ф. Филатов, известный историк и исследователь русской архитектуры, все нижегородские здания XVII века были возведены именно из балахнинского кирпича. Птицы–перевертыши, двуглавые орлы, волшебные цветы, виноградные гроздья украшали плитки-изразцы.
Технология их изготовления была столь совершенной, что они и сейчас не потеряли свои формы и краски, даже в тех местах, где они находятся на открытом воздухе. Балахнинскими изразцами украшен Покровский собор – храм Василия Блаженного на Красной площади. В самой Балахне изразцы можно видеть на стенах колокольни Спасской церкви. В музее мы увидим даже фрагменты редчайших сохранившихся терракотовых изразцов.
Корнями в мезолите
Сегодня в стенах музея проводятся интерактивные программы, когда участники экскурсий не просто смотрят на предметы «давно минувших дней», но и могут приобщиться к промыслу и попробовать собственными руками изготовить «изразец». Ольга Васильева отмечает, что такие занятия – прекрасный способ и лучше познакомить с традициями, и организовать семейный досуг.
Промыслы, связанные с обработкой глины настолько древние, что уходят далеко вглубь веков не просто в дохристианскую эпоху, а во времена каменного века. Археологи выделили даже особую «балахнинскую культуру», одним из характерных признаков которой являются керамические изделия.
Поселения на территории Балахнинской низины возникли в мезолите в VII–VI тыс. до н.э. В БМИХК есть целая экспозиция, посвященная предметам, относящимся и к эпохе неолита. Хотя значительная находок археологов была отдана в столичные музеи, здесь сохранились редкие экспонаты. Кроме древних орудий труда, здесь можно увидеть найденную при раскопках на территории Балахны челюсть мамонтенка. А благодаря таким интерактивным программам как, например, путешествие по местам расположения Балахнинской деревоземляной крепости с поисками кладов и артефактов, специалисты музея знакомят экскурсантов с работой археологов.
Созидательная энергия Хранителя
- Я очень люблю, когда нам заказывают экскурсии «Святыни земли Балахнинской». Когда вожу гостей по нашим сохранившимся храмам, вижу огромный интерес даже у тех, кто приезжает из столицы и Санкт-Петербурга. В 2006 году мне посчастливилось присутствовать при обнаружении на территории Покровского монастыря сохранившегося надгробия XYI в. Как не считать это чудом?.
Даже о подобном экспонате Ольга Васильева рассказывает так, что мы видим прямые аналогии с днем сегодняшним. Бесподобный шарм и энергетика в сочетании с академическими знаниями экскурсовода настолько увлекают, что люди прошлого предстают перед нами как современники. Мы начинаем размышлять, включается воображение, и экспонаты оживают. Мы не просто видим за стеклом витрины «мелкоколечную кольчугу», «шлем и щит восточной работы», а представляем того воина, который в них облачался и шел защищать свою землю от врагов.
Интерес к родной истории возник у Ольги Васильевой еще в детстве.
- Когда-то давно, будучи маленькой девочкой, ходила я по заросшим тогда нашим храмам, рассматривала, выписывала их названия. Не знаю, зачем это мне было надо. Но все это вылилось затем в большой интерес к изучению истории края и страны.
С работой в музеях Балахны связана вся жизнь О.А.Васильевой. Начала она ее 1 февраля 2005 года после окончания университета культуры и искусств. Главная сфера ее научных интересов сегодня – история православной церкви, ее служителей в советские годы.
Современный музей – это мощный образовательный центр. Наряду с экскурсиями здесь проводятся познавательные и интерактивные программы, мастер-классы и исторические концерты. Музей, какие бы ни были там экспонаты редкие и замечательные, не оживет без людей – тех, кто там работает. И сегодня это не просто ученые-историки, краеведы, но и артисты, и даже аниматоры.
Руководит музейным комплексом Мария Карташова – историк, кандидат исторических наук, автор множества исследований. Это человек, который посвятил жизнь изучению истории родного края и сохранению культурного наследия. Ей удалось создать команду единомышленников, благодаря которым Балахнинский музейный историко-художественный комплекс успешно развивается. Большая заслуга Марии Карташовой – сохранение археологических находок.
«Балахонский» манер
В течение столетий Балахна была центром соледобычи всего Поволжья, а как развивался этот редкий промысел, мы можем увидеть в экспозиции музея, созданной в первую очередь благодаря усилиям руководителя. Почему добытчиков соли называли солеварами, и как добывалась соль, находившаяся на глубине 50 м, можно узнать и увидеть в музее.
Самым известным промыслом XIХ века было кружевоплетение. Коклюшечное кружево всегда отличалось особым изяществом и было очень сложным в исполнении. Редкостной красоты вещи – шали, палантины, накидки выплетались местными мастерицами на особый «балахонский» манер. Балахнинские мастерицы порой использовали до 500 пар коклюшек, на которых создавали свои шедевры. Известно, что детское платьице из балахнинских кружев было подарено императрице Александре Федоровне. Кружево очень ценилось, об этом говорит даже тот факт, что в полицейских сводка в газетах позапрошлого века нередко можно было видеть кружева в списках похищенных вещей.
Сегодня в Балахне местные мастерицы овладели этим старинным промыслом и передают его другим. Директор БМИХК Мария Карташова сама занимается кружевоплетением и создает шедевры, которые уникальным образом связывают прошлое и настоящее русской культуры.
Лишь о небольшой части богатств, которыми располагает Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, удалось рассказать. Хотите узнать и увидеть больше – используйте эту возможность, пока все, что есть ценного в нашей стране, не ушло исключительно в виртуальную реальность.
Справка
«Балахнинский музейный историко-художественный комплекс» www.bmihk.ru
включает «Музей Кузьмы Минина» (г. Балахна, пл. Минина, д.1, т.8 83144 62185), музей «Усадьба Худякова» (ул. Карла Маркса, д.32, т. 8 83144 63228), музей «Дом Плотникова» (ул. Карла Маркса д.4, т. 8 83144 62749), музей стекла «Черный Лебедь» (Нижегородская область, Балахнинский район, д. Конево, ул.Свердлова, д.54А, т., 8 83144 6 27 47), музей р. п.Б.Козино находится в стадии формирования экспозиции. Первые три объекта расположены в историческом центре города в шаговой доступности друг от друга. В непосредственной близости от музеев расположен зоопарк «Лимпопо. Маленькая страна». В городе есть кафе, рестораны и гостиницы на расстоянии 1-5 км от музея.
Комментарии