Что хранит в себе моя малая родина?
История рабочего посёлка Павелец-1, Павелец, Рязанская область
Иван Григорьевич Долгачев – советский филолог и автор книги «Язык земли родного края», писал: «Топонимика – удивительная наука, способная заинтересовать всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее».
Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, школы, семьи, свои корни. Знаете ли вы ответ на простой вопрос: почему улица, на которой вы живете, так называется? Не все задумываются о её происхождении. И это печально. Чтобы исправить данный пробел необходимо приобрести тягу к знаниям прошлого подрастающему поколению, а в дальнейшем поддерживать эту связь всеми возможными способами. Отсюда появляется необходимость сохранения важнейших сведений о прошлом. Это одна из самых актуальных проблем в топонимике и истории. Связано это с тем, что постепенно происходит утрата важнейших сведений. Носители информации не долговечны. Архивные записи, различные документы могут быть уничтожены или пропасть, а человеческая жизнь не вечна. И я не согласна мириться с этим положением истории в обществе, поэтому моя цель изучить и систематизировать информацию об улицах, истории рабочего поселка Павелец, с целью возобновления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого подрастающее поколение должно воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должно помнить о прошлой жизни своих предков. Изменить подобное состояние можно только через подлинное знакомство с реальной историей, которая не может быть анонимной, за каждым ее фактом, событием и явлением непременно стоят конкретные личности. Исследование малоизвестных страниц архивных записей поможет выработать более глубокое представление о прошлом посёлка.
Первые шаги
В последние годы XIX века через территорию Павелецкой волости Скопинского уезда Рязанской губернии пролегла линия Рязано-Уральской железной дороги. 15 (27) сентября 1899 года началась эксплуатация железнодорожной линии на участке Загорье – Павелец. Официальное открытие линии Павелец – Москва состоялось 31 января (11 февраля) 1900 г. От станции Ожерелье до Москвы она была двупутной. 1 (13) сентября 1900 года в «первопрестольной» завершилось строительство и состоялось торжественное открытие Саратовского (с середины 1940-х гг. – Павелецкого) вокзала, куда с 15 (27) октября того же года начали прибывать все пассажирские поезда. Следовательно, возникает вопрос: как и откуда произошло название населенного пункта? Все появилось от самой древней местности, расположенной неподалеку и имеющей одноименное название, – села Павелец. Версий существует множество, но приняты и являются более убедительными две. Первая предполагает то, что оно отсылает к имени первопоселенца – Павел, с уменьшительным суффиксом -ец. Вторая же версия выводит топоним из названия «речки Павелец», на которой было основано селение села Павелец.
В это же время, одновременно с прокладкой железнодорожной линии были построены паровозное депо, вокзал, почта. Одной из первых улиц нового поселка стала Невская. Была в пристанционном поселке и своя церковь, освященная в честь Святого Александра Невского. Но советская власть пропагандировала атеизм, осуществлялись массовые аресты и преследования духовенства, поэтому здание переделали в складное помещение (в 2019 году склад полностью разрушен). Ныне Невская улица носит название Интернациональная. В дальнейшем здесь протянулись вокзальный переулок и улица Ленинская, где поставлен памятник одноименному вождю Владимиру Ильичу Ленину. Заселяли эти улицы начальники и работники железнодорожной станции. Многие неграмотные жители окрестных сел устраивались сюда на работу стрелочниками, кондукторами, грузчиками. Здесь обучали на путевых обходчиков, бригадиров пути, дежурных по станции тех, кто имел двух-трехклассовое образование. В 1924 году началась застройка новой улицы, получившая название в 50-е года Пекинская (информация об изначальном названии неизвестна). В 1929 году рабочий поселок Павелецкий присоединился к Горловскому району. С 1929 г. Горловский район входил в Тульский округ области и оставался в его составе около 4-х лет. Отсюда можно сделать вывод, что современное название станции Павелец-Тульский (позднее – Павелец-1) возникло в 1931 году.
За линией фронта
А коснулась ли моей Родины Великая Отечественная война? Безусловно, да. В ноябре-декабре 1941 г. станция Павелец-1 на несколько недель оказалась за линией фронта. 18 ноября 1941 г. войскам 2-й немецкой танковой армии под командованием генерал-полковника Г.Гудериана удалось прорвать оборону 50-й армии Западного фронта генерал-лейтенанта И.В.Болдина. 23 ноября нацисты вошли в Горлово, 25 ноября – в Скопин, а к 26 ноября вышли на рубежи Мордвес – Серебряные Пруды – Михайлов – Павелец – Чернава. Перед приходом оккупантов депо в Павельце было сожжено, 27 ноября 1941 г. был взорван вокзал станции Павелец-1. Подробности освобождения железнодорожной станции Павелец-1 Московско-Донбасской железной дороги и поселка Павелецкий сохранены в рукописи «Боевой путь 346-й сд», хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации.
Отпечатки войны
В дальнейшем, в послевоенные годы на месте старого депо был построен завод станочных узлов и деталей. В 1947–1950 года наблюдается очередной прирост населения. Строители из Китайской Республики помогают в восстановлении улицы Пекинской, а также строят новую – Возрождения, которая в народе зовется Шанхай. Название улицы тесно переплетено с Советско-китайским договором о дружбе, союзе и взаимной помощи. Данный топоним служит «возрождением» советско-китайских отношений. А на улице Пекинской они построили бараки и общежитие, где проживали рабочие железной дороги. Название улицы Пекинская произошло от столицы Китайской республики – города Пекин. Интересно то, что данный топоним видоизменялся: ПекИн – ПЕкин – ПЕкина – ПЕкинская. От неё, напротив, протянулась Октябрьская улица. Название произошло от Октябрьской революции 1917 года. Были развиты молодежные организации, так всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи отстроил одноименную улицу – Комсомольскую. В 1952 началась застройка Новостроящейся улицы, но ее название существовало не долго. К концу 1952 года улицу переименовали в Совесткую. Дальше возникает Кировская улица, названная в честь Сергея Мироновича Кирова, он в довоенный год посетил посёлок (дата неизвестна). Электрифицированы были дома по Советской улице, Кировской, Полевой и Первомайской. Появилось водоснабжение. Благоустроили Вокзальный переулок и Ленинскую улицы. Перевели рынок в более удобное место, открыли книжный магазин. В 1953 году Московско-Донбасская железная дорога была укрупнена и превратилась в Московско-Курско-Донбасскую, в связи с этим укрупнением отделение железной дороги в посёлке Павелец было ликвидировано в 1956 году.14 июля 1959 г. в соответствии с приказом Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 г. «Об укрупнении железных дорог» и приказом МПС СССР № 42Ц от 14 июля 1959 г. Павелецкий железнодорожный узел стал частью Московской железной дороги и изменилось и административное подчинение поселка Павелец – был упразднен Горловский район, а его населенные пункты переданы Скопинскому району Рязанской области. Поселок продолжал расти. По данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. в нем официально проживало 4986 человек. Отстроилась Мичуринская улица, посвященная земляку, рязанскому селекционеру – Ивану Владимировичу Мичурину. В 1965 г. в поселке Павелец располагались учреждения транспортного подчинения. В 1967 году возвели монумент в память о разгроме немецко-фашистских захватчиков зимой 1941–1942 года.
Современные реалии
К концу 1970-х года началась урбанизация. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года в поселке проживали 3452 человека. К 1989 году демографическая картина изменилась: население составляло 5783 человека. Появилась последняя и самая современная улица – Железнодорожная. Свое название она получила от основного места работы – железной дороги, которая и в дальнейшем будет являться кормилицей посёлка. Согласно Закону Рязанской области №76-03 от 7.09.2004 года, где указано, что в состав Павелецкого городского поселения входит рабочий поселок Павелец, являющийся административным центром. В настоящее время в нем продолжают работать предприятия железнодорожного транспорта, приостановил свою работу завод станочных узлов и деталей, продолжают свою деятельность хлебокондитерская пекарня, элеватор и вагонное депо. Перепись населения 2017 года установила, что в поселке проживают официально 1610 человек Улицы посёлка: Интернациональная, Ленинская, Полевая, Советская, Железнодорожная, Комсомольская, Пекинская, Первомайская, Кировская, Мичуринская, Октябрьская, Возрождения.
Таким образом, тема моего эссе выбрана не случайно. В ней мне бы хотелось раскрыть значение малой Родины, рассматривая ее историю и становление с целью сохранения важнейших сведений, спасения их от утраты. Из данного поступка следом вытекает развитие патриотизма у подрастающего поколения, а именно это и является ценными нравственными и подлинными ориентирами. К сожалению, не удалось охватить больший объем материала из-за технических ограничений. Считаю, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а хочу продолжать краеведческую деятельность в отношении моего родного рабочего поселка.
Комментарии