Не место красит человека... - ХранителиРодины.рф

Бондарка, масляная мельница и Салотопка - не просто слова, знакомые моим землякам, а символом своего времени. Там люди трудились, получали доход, кормили свои семьи и по-своему были счастливы.

Нет, нет, да и возникают в разговорах есиплевцев слова «бондарка», «мельница», «салотопка». Я решила подробнее узнать, что скрывается за этими словами. Понятно, что бондарка и мельница связаны с производством, Салотопка – название местечка. В результате оказалось, что и оно тоже связано с производством. Так возникла тема моей краеведческой работы: «Малые предприятия села Есиплево. Первая половина XX века»

Бондарное или бочарное производство уходит в седую старину. Собирали изделия из дощечек – клёпок, которые стягивали еловыми или ореховыми лозами. Точная прогонка скошенных краёв, выкружка донных дощечек и врезка в пазы клёпок - всё это требовало и специального инструмента, и большого навыка.

Столярных дел мастера

Первым моим собеседником стала Скворцова Антонина Леонидовна, жительница д. Карпово.

Она рассказала, что, столярно – бочарная мастерская, в народе – «бондарка» образовалась в 1936 году. Располагалась в хуторе Кузнецово рядом с деревнями Карпово и Акишенки. На хуторе был единственный жилой дом. В нём жила большая семья её отца Котова Леонида Васильевича. Родом Леонид Васильевич из д. Акишенки. Но для своей многочисленной семьи (детей было шестеро) построил дом на хуторе Кузнецово. Сам работал на мельнице, жена Марья Васильевна - на свинарнике. Когда открыли «бондарку» стал там старшим и проработал до её закрытия. Сам был отличным мастером и обучал молодёжь. Жена Марья Васильевна тоже перешла туда работать - готовила обеды, убирала помещения. На войну Леонида Васильевича не взяли - дали бронь. Производство имело стратегическую ценность.

Изготавливали инвентарь для лопат, сами лопаты, столы, стулья, полукомода, горки, ульи, подставки под цветы, наличники, конёчки для интерьера и конечно бочки. Всё, что можно изготовить из дерева, требующееся в быту, в работе, на производстве - всё было под силу мастерам.

Во время войны на фронт отправляли санки, широкие лыжи, гробы. На драночном станке изготовляли дранку, которая шла на покрытие крыш.

Производство включало в себя длинный рубленый дом - сама мастерская, отдельно пилорама, отдельно здание, где находились электродвигатели, снабжающие производство электроэнергией и так называемая гостиница – небольшой барак, в котором жили не местные работники.

Лес заготавливала бригада лесозаготовителей, в основном, зимой. Сырьём чаще всего служила ель и осина. Для изготовления мебели использовали дуб и орешник. К лету накапливались штабеля брёвен. Брёвна пилили, сушили.

О другом мастере Голубеве Валерии Васильевиче я узнала от его дочери Потехиной Надежды Валерьевны.

Голубев Валерий Васильевич, родом из д. Акишенки, участник ВОВ. Пацанёнком начал работать на «бондарке». На фронт попал в 17 лет. Слух о мастере быстро разнёсся по части. Командир дивизии по тылу позвал к себе.

- Бондарь?

- Так точно.

- Нам и нужен. Мыться солдатам не из чего.

Уже через день была отправлена партия шаек и ушатов. Помогали плотники и столяры. После войны вернулся к любимой работе.

Надежда Валерьевна предоставила нам скромную развёртку, сделанную Валерием Васильевичем, на которую он аккуратно наклеил вырезанные из какого-то журнала картинки, связанные с бочарным производством. Велика была любовь мастера к своему делу.

Со слов Надежды Валерьевны много заказов в «бондарку поступало с корниловского конезавода: сани, двуколки, инвентарь, а для Есиплевского сырзавода производили тару. Но иногда поступали и эксклюзивные заказы: была заказана свадебная карета, а один раз памятник на могилу. После закрытия производства Валерий Васильевич создал свою мастерскую и выполнял работу на заказ.

Вспоминают его умелые руки и люди, живущие в Нижегородской области, где он рубил бани и строил дома.

Побывала я и у Шальновой Нины Сергеевны – жены Шальнова Павла Ивановича. Родом Павел Иванович из д. Акишенки. С малых лет начал работать на бондарке. Работал до её закрытия. Прекратила своё существование Есиплевская столярно – бочарная мастерская в начале 70-х годов прошлого века.

В 1965 году образовался совхоз «Есиплевский», и была открыта своя пилорама и столярная мастерская. Шальнов Павел Иванович продолжил работать там. Память об его умелых руках хранят многие предметы в домах есиплевцев.

Мне удалось сфотографировать предметы мебели, созданные руками есиплевских мастеров: комод и стол в доме Шальновой Н.С., горку в доме Потехиной Н.В., ларь в доме Скворцовой А.Л.

При подготовке материала очень хотелось найти какие-нибудь документы, касающиеся работы бондарки. Я несколько раз ездила в архив. Но тщетно. Единственная запись в книге доходов сельского бюджета за 1945 год – налог с бондарной мастерской 1065 рублей.

Необычная мельница

Со слов Чулкова Константина Константиновича на реке Локше всего было построено 11 мельниц. Но у каждой было своё предназначение. Муку из зерна мололи на каждой мельнице, но у некоторых из них было и второе предназначение. Так мельницу под «бондаркой» называли масляной. На ней из льняного семени отжимали льняное масло. На реке Локше была сделана запруда. Под давлением воды вращалось колесо, которое приводило в движение два больших жернова и масляный пресс. Видимо масляных мельниц было немного, поэтому эта пользовалась большим спросом. Приезжали со всей округи - и из соседних деревень и из деревень Костромской области. В памяти Скворцовой А.Л. остался дедушка из д. Плюсколово Костромской обл. Ефим Уколыч, который знал много сказок и пока, не подошла его очередь на мельницу, с увлечением рассказывал их местной ребятне.

В одном отсеке мельницы мололи зерно, в другом отжимали льняное масло. Смирнов Вадим Леонидович вспоминает: «Если семя было чистое, масло получалось очень вкусное, а если с примесью, то горьковатое. В голодные годы отходы с мельницы отдавали местным жителям, а местные ребятишки прибегали с кусочком хлеба и просили дяденьку помакать его в масло. Многие годы главным мельником «масляной» был Шальнов Алексей Григорьевич. Закрыли масляную мельницу в начале 50-х годов прошлого века. В Есиплеве ниже масляной была ещё одна мельница – мукомольная. Мельником на ней был Смирнов Валентин Александрович.

Из-за запруд речка была полноводная. В ней водилось много рыбы. На заливных лугах выращивали овощи.

Жуткое место

В 2,5км от с. Есиплево вдоль дороги на Федосцино, где ничто не цепляет глаз расположено местечко, которое есиплевцы называют Салотопкой. Что это за местечко, и почему такое название? Название произошло от двух слов «топить сало». Со слов Риммы Владимировны Абрамовой это местечко имело официальное название – Кувыкино. Её дедушка Смирнов Василий Александрович там жил. Не известно, в какой год, но точно до ВОВ, там было организовано производство мыла.

В производство шли трупы животных. Мыло варили жидкое. Люди пользовались этим мылом, но иногда в нём встречались кровяные прожилки. Шкуры выделывали. Говорят, тяжёлый дух стоял на этом месте. Вначале 50-х годов прошлого века это производство перестало существовать, а место осталось, но только под названием Салотопка.

В заключение хотелось - бы сказать, что и бондарка, мельницы, и даже Салотопка были отражением своего времени. Люди на них трудились, получали доход, кормили свои семьи и каждый был счастлив по-своему.

Комментарии