Усадьба Жомини
К вопросу о возможном посещении А.С. Пушкиным усадьбы Жомини в Гагинском районе Нижегородской области, Баронский, Нижегородская область
20 августа 2020 года одним из подразделений Департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области - Государственным бюджетным учреждением «Нижегородский туристско-информационный центр» был презентован видеопроект «Усадьбы Нижегородской области». Один из выпусков программы был посвящен истории усадьбы Жомини в Гагинском районе Нижегородской области. При этом на сайте правительства Нижегородской области в списке объектов культурного наследия федерального и регионального значения усадьба Жомини отсутствует. На сайте вышеупомянутого проекта, как и абсолютно во всей литературе на тему истории усадьбы находим, что «имение и прилегающая к нему деревня были пожалованы барону Антуану-Анри Жомини, бывшему наполеоновскому генералу, перешедшему на сторону России, императором Александром I за особые заслуги перед Отечеством. Строительство большого каменного дома, в котором совмещены традиции России, Швейцарии и Франции, началось в 1813 году». На памятной табличке у входа в усадьбу вообще информация, повергающая в шок любого здравомыслящего человека: «В этом здании неоднократно бывали: великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, один из основателей мировой геологической науки Василий Васильевич Докучаев, Государственный канцлер Российской Империи, князь Александр Михайлович Горчаков, поэт и государственный деятель Петр Андреевич Вяземский, генерал-майор Александр Васильевич Пашков и другие известные люди». И об этом не знает ни одно солидное научное издание! Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью развенчивания исторических мифов, связанных с именами великих деятелей культуры и науки России.
Антуан-Анри Жомини
Антуан-Анри Жомини (6 марта 1779 — 24 марта 1869) родился в семье мелкого чиновника в швейцарском городке Пайерне. Как и у многих из военных деятелей эпохи Наполеона взлет карьеры Жомини пришёлся на время революционных войн, и к 1801 году он стал командиром батальона. Жомини изучил военные науки и издал в 1804 году известное сочинение "Traité des grandes opérations militaires" («Трактат о крупных военных операциях»), содержавшего сравнительное исследование кампаний Фридриха Великого и генерала Бонапарта. Именно талант историка и военного аналитика свел Жомини с императором Наполеоном, который принял его в свой штаб. За кампанию 1806—1807 годов Жомини был награждён баронским титулом, а в 1808 году отправился с маршалом Неем в Испанию в качестве начальника его штаба, но вскоре был удалён оттуда по наветам недоброжелателей. Наполеон поручил ему написать историю итальянских походов 1796—1800 годов, перед тем присвоив ему звание бригадного генерала. В кампанию 1812 года Антуан – Анри Жомини стал губернатором Вильны, потом — губернатором Смоленска. В кампанию 1813 года Жомини, являясь начальником штаба 3-го армейского корпуса маршала Нея, внёс большой вклад в победу при Бауцене, но не был произведён в дивизионные генералы из-за его недомолвок с маршалом Бертье. Оскорблённый этим, Жомини 14 августа 1813 года перешёл в стан антифранцузской коалиции. Принятый на службу императором Александром I с чином генерал-лейтенанта, Жомини получил в командование дивизию.
Такие издания, как «Династия Жомини на службе России» А.Н. Рябова, выполненное по заказу владельца усадьбы В.С. Лаврова, «Крест» М. Смирновой и многие сайты в сети Интернет так или иначе, пишут о том, что наиболее вероятной датой постройки усадьбы является 1813 год, год перехода Антуана – Анри Жомини на российскую службу. Конечно, это связано с информацией, которая указана на еще одной памятной табличке на территории самой усадьбы. «Сей камень воздвигнут в лето 1814 года по повелению Государя императора Александра I в ознаменование пожалования усадьбы барону Жомини за заслуги перед Российской империей». Ни предыдущими исследователями истории усадьбы, ни нами, не было обнаружено документальное подтверждение информации о даровании усадьбы Императором ни в 1813, ни в 1814 гг. Генерал Жомини впервые посетил Российскую империю только в 1816 году и поселился в Санкт-Петербурге в доме N. 64 по Малому Почтовому переулку, приняв звание Генрих Вениаминович и, конечно, не мог раньше посетить и начать строительство усадьбы в Нижегородской области. Об этом свидетельствует прежде всего «Послужной список Генерал-лейтенанта Г. В. Жомини» от 1817 года, содержащийся в фондах РГВИА (Ф. 849. Оп. 1. Д. 7062. Л. 4-7).
Усадьба Жомини в исторических источниках и литературе
Рассуждая о возможности посещения Александром Сергеевичем Пушкиным усадьбы Жомини, стоит сказать о том, что на сегодняшний день нет никаких убедительных доказательств знакомства великого поэта с генералом. В его дневниках мы находим лишь единственное упоминание именно о посещении Жомини от 30 ноября 1833 года: «Вчера бал у Бутурлина (Жомини)», что некоторыми краеведами расценивается, как главный аргумент в пользу того, что А.С. Пушкин посещал усадьбу генерала Жомини. Эта мысль звучит и в видеопроекте, упомянутом нами выше, и в письменных трудах краеведов. Вот что пишет А.Н. Рябов: «здесь не раз прогуливались Пушкин и Жуковский, навещавшие Жомини. Ведь Большое Болдино, где жил и творил великий поэт, совсем близко!». Однако в примечаниях к дневникам находим, что «…граф Бутурлин Дмитрий Петрович (1790-1849) - военный историк, прозванный Жомини», не имеющий никакого отношения к Антуану-Анри (Генриху Вениаминовичу) Жомини. Кроме того, карта Менде Нижегородской губернии, опубликованная в 1850 году, показывает, что на месте нынешней усадьбы находится пустошь, при том, что на соседней территории обозначены даже мельницы. Таким образом, мы можем говорить о том, что усадьба была построена уже после 1850 года.
В Списке населенных пунктов Российской империи по сведениям 1859 года указана усадьба Пашкова, располагающаяся по соседству в селе Ветошкино, упоминание же об усадьбе генерала Жомини отсутствует. Однако, из биографии Генриха Вениаминовича известно, что последнее посещение бароном Жомини России состоялось во время Крымской войны, когда он оказывал консультативную помощь в организации боевых действий императорам Николаю I, а затем и Александру II, который также считал барона своим приближенным. Если действительно, строительство усадьбы осуществилось после 1859 года, то принадлежать Антуану-Анри (Генриху Вениаминовичу) Жомини она никак не могла. Возможно ли, что земля принадлежала барону, а строительство дома началось уже после его отъезда? Для ответа на этот вопрос мы обратились к материалам Российского Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. В различных фондах мы обнаружили информацию, касающуюся также и недвижимости барона. Среди его собственности было названо «пожалованное ему место» в Петергофе (РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 1172. Л. 1-2.) и квартира, в которой он проживал после приезда в Россию в 1816 года. Сохранились множество дел о выдаче барону и его супруге заграничных паспортов (РГИА. Ф. 917. Оп. 2. Д. 99.; Ф. 934. Оп. 2. Д. 424.; Там же. Д. 1111.; Ф. 1075. Оп. 1. Д. 938), переписка барона с разными лицами (РГИА. Ф. 917. Оп. 2. Д. 99.; Ф. 934. Оп. 2. Д. 424.; Там же. Д. 1111.; Ф. 1075. Оп. 1. Д. 938.). Однако никакого упоминания о пожалованном ему Нижегородского имения обнаружено не было. Особое внимание заслуживают несколько дел «О выдаче денежного вознаграждения барону Жомини, взамен пожалования ему в аренду имения» 1828 года и «О продолжении аренды генерал - адъютанту Жомини» 1859 года. Интересны эти дела тем, что в них содержится упоминание о низком благосостоянии генерала. Так, «барон Жомини отозвался что по силе представленных им обязательств он надеется получить вновь аренду от 3000 до 4000 рублей, без чего останется в долгах» за избирание «себе в пожалование Курляндской губернии Митавского Обер-Гауптманства мыза Апшупен, но предпочтительно желает получать из казны денежное вместо аренды производство». То есть барон вместо пользования пожалованным имением в благополучной Курляндии выбрал получение арендных денег с него, «производство сие 4 раза было продолжено Жомини, с 20 апреля 1844 года, а всего на 22 года. Срок сему производству кончится 20 апреля 1866 года» (РГИА. Ф. 384. Оп. 7 Д. 910. Л. 3.)
Кроме того, материалы архива говорят о неоднократных выдачах большой суммы денег барону Жомини: «Министр Финансов, по письму … о выдаче из Заемного банка 120 тыс. рублей под залог Всемилостивейше произведенных ему Высочайшим указом 20 апреля 1828 года и 4 марта арендных денег по 5 тыс. рублей в год, учинил 21 апреля распоряжение о произведении из оного Банка барону Жомини в ссуду означенной суммы 120 т. рублей ассигнациями с уплатой оных из Казначейства в течении 11 лет…» (РГИА. Ф. 379. Оп. 3. Д. 1056. Л. 28-29.).
Учитывая многие долговые обязательства барона Антуана-Анри (Генриха Вениаминовича) Жомини и отказом от пользования им Курляндским имением в пользу получения банковских займов, считаем, что строительство и пользование Нижегородским имением бароном Жомини было невозможным, так как это не отвечало его финансовым возможностям. Изучив биографию Антуана – Анри (Генриха Вениаминовича) Жомини, мы выяснили, что у барона было только 2 сына:
1. Карл Генрихович (Наполеон-Карл-Генрих) Николай Жомини (4 окт. 1811 – 30 марта 1860)
2. Александр Генрихович Жомини (9 янв. 1817 – 5 дек. 1888)
В «Формулярном списке о службе Старшего Советника МИД статс-секретаря, действительного тайного советника барона Александра Генриховича Жомини за 1882 год» указано, что имений у Александра Генриховича нет (РГИА. Ф. 1409. Оп. 4. Д. 9871. Ч. 9. Л. 1. – 12.). В связи с этим, наиболее вероятным нам представляется, что связь фамилии Жомини с Нижегородской губернией начинается со старшего сына. Карл Генрихович был адъютантом у генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, в отставку вышел в звании корнета и слыл крупным нижегородским землевладельцем. Женат он был на Александре Николаевне Чемесовой. Его сын - Николай Анри де Жомини (1837 - 1902), известный как Николай Генрихович, Николай Андреевич и как Николай Карлович – предводитель дворянства Васильсурского уезда с 1872 по 1882 г. Владел землями в Чебоксарском и Козьмодемьянском уездах Казанской губернии, Васильсурского и Сергачского уездов Нижегородской губернии. С очень большой вероятностью можно утверждать, что именно он, известный как «барон Н.Г. Жомини», основал усадьбу близ села Гагино Сергачского уезда.
Действительно, в «Алфавитах дач планов Генерального и Специального межеваний Сергачского уезда», хранящихся в архиве Российском государственном архиве древних актов, он указан в 1872 году, как владелец двух частей Запьянской пустоши при селе Гагине, его наследники также записаны землевладельцами Гагина. Более того, его дочь Мария (1892-1979) родилась именно в Гагинском имении Нижегородской губернии. Материалы Центрального архива Нижегородской области лишь подтверждают наше предположение. Сохранился план дачи Нижегородской губернии Сергачского уезда Барона Николая Генриховича Жомини за 1872 год (ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676А. Д. 737. Л. 1.). Таким образом, ориентировочная дата постройки усадьбы – 1872 год – самое раннее упоминание в источниках самой усадьбы и пустоши, на которой она была построена.
А значит современниками усадьбы были А.М. Горчаков и В.В. Докучаев. Мы имеем документальное подтверждение посещения известным русским учёным, почвоведом и геологом Докучаевым усадьбы Жомини – он сам неоднократно упоминал о работах на территории усадьбы в 1882 году.
Комментарии