Окно в прошлое карачаевских аулов - ХранителиРодины.рф

Как первая светская школа в Карачае стала народным музеем

Ещё в конце XIX века в древнем карачаевском ауле Учкулан с одобрения властей была открыта первая в Карачае светская школа. Позднее она не раз преобразовывалась, а после возвращения карачаевцев на родину из депортации уроженец населённого пункта и педагог Сосланбек Джанибеков открыл в заброшенном здании народный музей истории и культуры. Экспонаты для него искал не только сам основатель, но и другие жители аула, включая детей. Об истории музея и собранных в нём артефактах рассказывает нынешний его руководитель Аминат Хубиева.

«Косой» пристав идею одобрил

Первыми учебными заведениями, в которых молодёжь Карачая до 1917 года получала образование, были духовные мусульманские школы при мечетях, или медресе. Главным образом воспитанники этих училищ занимались изучением священной для всех последователей ислама книги – Корана. Однако наряду с религиозными предметами в них преподавали и светские науки, в первую очередь, прикладные. Например, дети изучали азы торговли и правила счёта, знакомились с основами письменной деловой документации.

- Одним из инициаторов открытия первой светской школы-интерната в Карачае выступил кадий Магомед Байрамуков – человек с хорошим образованием, очень умный и дальновидный. Его инициативу поддержал тогдашний начальник Баталпашинского уезда Кубанской области Николай Петрусевич, которого карачаевцы очень уважали и прозвали «зукку пристоп», или «косой пристав». Так в ауле Учкулан в 1878 году появилось начальное училище.

Аминат Азретовна

В то время Учкулан был центральным аулом всего Большого Карачая, поэтому открывшаяся школа была рассчитана и на детей из соседних населённых пунктов, включая Хурзук, Карт-Джурт, Джазлык, Даут и другие. Заведение было одноклассным, а состав учеников – интернациональным. Помимо карачаевцев и балкарцев, знания в нём получали евреи, кумыки, грузины, татары, русские и представители иных национальностей. Детей учили правильно и бегло читать, производить арифметические расчёты. Педагоги знакомили их с русской культурой и литературой. Изучая русское народное творчество, горцы осознали ценность и своей национальной культуры.

Учеников с каждым годом становилось всё больше. В 1897 году школу преобразовали в двухклассное училище. После прихода советской власти в 1931 году училище сначала сделали профтехшколой, а в 1933 году – школой крестьянской молодёжи. В этом статусе она работала вплоть до депортации карачаевцев в Казахстан и Киргизию в ноябре 1943 года. Благодаря добросовестным строителям, здание пережило Великую Отечественную войну и сохранилось до возвращения карачаевцев на историческую родину в 1957 году. Во время их отсутствия аул Учкулан носил грузинское название Маднисхеви.

Сначала была тамга

Основателем народного музея истории и культуры карачаевского народа в ауле Учкулан стал его уроженец Сослан Джанибеков, около 70 лет своей жизни посвятивший педагогике. После возвращения карачаевского народа из ссылки он возглавил школу в родном ауле, восстановив её вместе с другими учителями. Был директором на протяжении 50 лет.

- Мой дядя Сосланбек хотел оставить след о себе в истории своего народа и аула. Предложил односельчанам организовать музей в здании старой школы. Они одобрили его инициативу и начали собирать материал для будущего музея.

Аминат Хубиева

Директору школы помогали все работавшие в ней педагоги. Экспонаты собирали после работы и во время летних каникул. С энтузиазмом участвовали в поиске ценных вещей и школьники, среди которых была и Аминат Азретовна. Старшеклассники вместе с классными руководителями ездили в соседние аулы, жители которых с удовольствием делились артефактами. До открытия музея все экспонаты хранились в кабинете родного языка аульской школы.

Одним из первых стала тамга (фамильный знак у карачаевских фамилий) Джанибековых для клеймения домашнего скота, её в музей определил сам Сосланбек Юнусович. Многие вещи передала музею мать Аминат Хубиевой. Жители Учкулана и других аулов делились старинными утюгами, плетёными корзинами, старыми купюрами и монетами, книгами, историческими фотографиями, деревянной посудой, вышитыми полотенцами и другими вещами, которые удалось сохранить в годы депортации.

Музей истории и культуры карачаевского народа открыли в 1973 году. Благодаря хорошему состоянию здания первой светской школы, его не пришлось долго восстанавливать. Сделали только косметический ремонт.

Основателя музея не стало 3 июня 2018 года. Через месяц учреждение возглавила его племянница Аминат Хубиева, продолжившая дело дяди.

- 1 июля 2020 года Сосланбеку Юнусовичу могло бы исполниться 90 лет. Я не встречала настолько увлечённых своим делом и порядочных людей. Наверное, он и не представлял, что у него растёт на огороде, но посвятил свою жизнь сохранению истории и культуры карачаевского народа. На работу уходил рано утром и постоянно следил, чтобы школа была в идеальном порядке. Ввёл в программу урок горского этикета, старался всегда говорить на родном языке.

Аминат Азретовна

В 2019 году народный музей истории и культуры карачаевского народа вновь открыл свои двери после капитального ремонта. Тогда же ему и присвоили имя основателя, а перед входом установили бюст Сосланбека Джанибекова из мрамора и бронзы.

Платок ценою в лошадь

Все экспонаты размещаются на втором этаже. Один из залов музея посвящён Великой Отечественной войне. В нём размещены фотографии 11 карачаевцев, ставших Героями Советского Союза, а также уроженцев аула Учкулан, ушедших на фронт. Здесь же можно увидеть книги памяти, наградные листы, фронтовые письма. Среди экспонатов немало оружия и военной амуниции – винтовок, касок, кинжалов, котелков, солдатских фляжек, гильз от патронов, пулемётных лент и других вещей, напоминающих о войне, отгремевшей 75 лет назад.

У посетителей музея есть возможность ознакомиться с тем, как в старину был устроен быт горцев благодаря имитации убранства традиционной карачаевской сакли. В отдельной комнате с импровизированным очагом стоят деревянные кровати возрастом более 200 лет, войлочные ковры, детские колыбели и сундуки, обеденный стол, мешковины для хранения популярных у карачаевцев кисломолочных продуктов и зерна.

В другом зале собраны одежда и предметы быта карачаевцев, среди которых войлочные шапки, женская и мужская обувь, платки, кисеты, кошельки, монеты, приспособления для обработки кожи, внушительные коллекции разнообразных старинных утюгов и платков.

Отдельные уголки музея посвящены истории развития образования в Карачае и его основателю Сосланбеку Джанибекову.

Аминат Азретовна рассказывает, что пожилые гости чаще всего внимательно рассматривают старые фотографии, на некоторых из них даже узнают себя в молодости. Взрослых мужчин и мальчиков-школьников привлекает оружие, а девочки с интересом разглядывают работы карачаевских мастериц – платки, салфетки и полотенца, с удовольствием фотографируются рядом с ними.

- Нам удалось собрать большую коллекцию карачаевских национальных платков. Одновременно выставлять получается не все, так как их более 100. Многие привозили жители республики, сохранившие их во время депортации.

директор музея

По её словам, как правило, карачаевки носили большие квадратные платки. На некоторых из них по углам были серебряные бубенчики, другие украшали вышивкой. На каждый из них уходили месяцы, так как работа требовала терпения и немалого мастерства. Один из платков в коллекции музея был куплен ещё в начале XX века родственницей основателя музея. Тогда платки стоили дорого. Их можно было обменять на хорошую лошадь или корову с телёнком.

Многие экспонаты попали в музей из архива семьи Аминат Азретовны. Среди таких вещей – хранившиеся с начала 1900-х годов золотые карманные часы на цепочке. Они принадлежали ещё бабушке директора музея Кызыуу Байчоровой.

- Её мама, моя прабабушка Захрет Айбазова, происходила из зажиточной семьи. Она прославилась как искусная рукодельница. Помимо Кызыуу, у неё было ещё три дочки. Все они учились в первой светской школе Карачая. Один из учителей, приезжий турок, обучал их чтению Корана. На конкурсе по этому предмету Кызыуу как-то стала лучшей среди остальных девочек. Когда учитель ездил домой в Турцию, он привёз для девочки приз за старание в изучении священной книги – золотые карманные часы. У них две крышки. Под передней – циферблат. За задней можно хранить небольшую фотографию.

Хубиева

С подарком учителя Кызыуу вышла в 1925 году замуж. Её семья бережно хранила ценную вещицу и в годы депортации, не продав часы и не обменяв их, хотя жила в большой нужде. Так они попали к Аминат Азретовне, передавшей часы дочери. Впоследствии Хубиевы решили отдать часы в музей.

В будущем руководство музея планирует найти спонсоров, чтобы отремонтировать первый этаж музея и оборудовать в нём выставочный зал. К тому же и количество экспонатов постоянно растёт – часто звонят желающие принести старинные книги, фотографии и другие предметы.

Как найти

Аул Учкулан расположен в 50 километрах от второго по значению города в КЧР – Карачаевска. Оттуда и можно добраться до населённого пункта. Рейсы в аул отправляются из Карачаевска в 7:00, 11:00, 15:40 и 18:00.

Комментарии