Учителем надо родиться... - ХранителиРодины.рф

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя»

Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на Земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Все светлое в этой жизни от него - бескорыстного слуги. Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» , - писал И. Гёте. И это действительно так. А давайте задумаемся, кем является учитель? Кто-то скажет, возможно - это куратор, наставник, педагог, вторая мама. И все приведённые синонимы поистине верны.

Потому что учитель не только учит, но и лечит души. Обращаясь к словам И. Гёте можно сказать, что не каждый человек может стать учителем.

Говорят, что «настоящим» учителем не становятся, ими рождаются.

Та, о ком я хочу рассказать – родилась учителем, она та, о ком говорят «Учитель с большой буквы». - это Чернышова Лидия Михайловна. Благодаря ей, многие ребята добились в дальнейшем своих целей, ведь она заложила в них не только знания, но и часть своей души.

Родилась 10 апреля 1952 года в деревне Бронникова Тобольского района. В семье было пятеро детей. Лидия Михайловна была первым ребенком.

В Бронниково была начальная школа. «Четыре класса закончила в своей родной деревне, где учительствовала в то время Ухалова Мария Михайловна, добрая, приветливая, как вторая мама.»- вспоминает Лидия Михайловна.

В пятый класс, как и все Бронниковские ребятишки, пошла учиться в Малозоркальцевскую среднюю школу. Жили в интернате. Домой приезжали только на выходные дни. Все старались учиться хорошо.

Жили весело: школьные туристические слеты, многодневные походы, районные, областные и даже Всесоюзный слет юных туристов в Артеке, где ребята Малозоркальцевской школы с командой из Тюменской области выступали в туристической эстафете и спортивном ориентировании.

На областных туристических слетах в те годы ученики Малозоркальцевской школы занимали первые места и награждались премиями и подарками.

«А навыки, заложенные в нас Анной Алексеевной Антоновой…

Мы умели разбить грядки, посеять семена, разрыхлить, правильно полить - все это в последствии пригодилось мне в жизни.»-продолжает Лидия Михайловна.

После окончания школы Лидия Михайловна поступила в Тюменской педагогический институт на биолого-географический факультет. Учиться было интересно. Но юношеские фантазии на тему романтики ее не оставляли. Ведь она «хотела быть геологом, но не случилось, а тяга к путешествиям осталась».

«Жизнь не всегда нам дает желаемое, и вот я уже заканчиваю Тобольский рыбопромышленный техникум. Я ихтиолог. За время учебы, где я только не побывала: Байкал, Рязань, Челябинск, Псков – Чудское озеро»

После окончания техникума Лидия Михайловна получает направление в Калининградский институт рыбной промышленности.

«Уезжая работать в Псковскую область, не подозревала, что вместо Калининградского института рыбной промышленности, поступлю снова в педагогический институт уже в городе Пскове и стану учителем биологии и химии».

В 1981 году после окончания Псковского государственного педагогического института им. С.М.Кирова вернулась в родные места, в родную школу, где проработала более 30 лет, покинув ее лишь однажды на один год.

«В нашей школе, моей школе, я прожила интересный отрезок жизни. Это была опытническая работа на пришкольном участке, где мы продолжали традиции, занимали первые места в районных, областных слетах. Но даже не это самое главное – то, что делалось своими руками запоминается на всю жизнь».

Лидия Михайловна была руководителем пришкольного учебно-опытного участка, в то время он был одним из лучших в районе. Ребята сами перекапывали землю, формировали грядки, сеяли семена, поливали. На участке выращивали свеклу, морковь, картофель, томаты, огурцы, капусту, горох, бобы. Целое лето ребята ухаживали за овощами: поливали, пропалывали, рыхлили землю.

Ежегодно осенью проводился районный фестиваль урожая «Трудовое лето», где Малозоркальцевская школа всегда принимала активное участие. Готовились к нему всей школой. Работы хватало всем: надо и выставку овощей подготовить, и осенний букет на конкурс составить, и рассказать в выступлении агитбригады о трудовом лете. И не забыть описать опыты, которые проводились, ведь за лето сделано очень много.

А потом было НОУ «Радуга», которым руководила Лидия Михайловна. Научное общество учащихся под ее руководством работало в школе много лет.

Ребята занимались научно-экспериментальной работой. Свои труды они представляли на районных, областных и всероссийских научно-практических конференциях.

Неоднократно ребята из «Радуги» становились победителями таких конференций.

И не случайно.

Лидия Михайловна могла заинтересовать так, что у ребят просто «горели глаза». Она будто превращалась в волшебника, у которого сама собой по взмаху «волшебной» палочки начинала искриться бумага, и не просто искриться, а маленькие огонечки сами, словно заколдованные, выжигали на бумаге надпись «С Новым годом!». Как это возможно! А она спокойным голосом говорила «И у вас так получится!». Как после этого не поверить в чудо и не сделать все, чтобы оно свершилось.

А косточки мамонта, найденные на берегу реки Иртыш! После беседы с учителем непременно хотелось найти всего мамонта. А как же без знаний анатомии животного эти косточки сложить в единый организм?

«Попробуйте!» - подбадривала Лидия Михайловна. Появлялось огромное желание знать все об этом доисторическом животном. Невольно рука тянулась к книге, к новым знаниям, к новым открытиям, к мечте!

Школьная газета того времени писала о ребятах из «Радуги»: «Субачев Женя – участник областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», которая состоялась в г. Тюмени. «Изучение видового состава лишайников Тобольского района» так называется его научно-исследовательский труд, которым он занимался вместе со своим научным руководителем Чернышовой Лидией Михайловной.

Волков Степан, постоянный нарушитель дисциплины, мальчишка, которого, казалось бы, не увлечь ничем, получил диплом участника районной конференции «Шаг в будущее». Его работа «Исторические животные нашей местности» вызывает неподдельный интерес. Им собрана уникальная коллекция костей шерстистого носорога.»

Изучали уровень загазованности вдоль федеральной трассы, что лежит рядом с селом, выращивали горох под классическую и современную музыку, определяли вред бытовых химических веществ на здоровье человека и т.д.

Таких примеров можно было привести много.

Лидия Михайловна воспитывала в учениках желание постигать все новое, неизвестное. Радовалась, когда ребята «болели» своим занятием (делом). Старалась, чтобы ученики постигали всё сами - «так запоминается лучше».

Ребята интересовались биологией и химией не как предметами учебного плана, их интерес давно вышел за рамки этих дисциплин.

Хотелось узнавать новое, о чем не писали учебники. Видимо, этот неподдельный интерес и стал результатом того, что ребята чаще стали побеждать в районных и участвовать в областных олимпиадах по биологии и химии.

Лидия Михайловна никого не заставляла, всегда поворачивала ситуацию так, что выбор оставался за учеником. Она только предлагала ученику: «Поучаствуй, попробуй! Я уверена, у тебя получится!» И ребята понимали – в них верят. А не это ли самое главное: знать, что ты сможешь, что на тебя надеются, в тебя верят. И тогда можно «горы свернуть»!

Она всегда молода душой, легка на подъем, спортивна.

Любое спортивное мероприятие не обходилось без Лидии Михайловны.

Она участник Всероссийских соревнований «Лыжня России», всех дней Здоровья, проводимых в школе.

За многолетний труд Лидия Михайловна неоднократно награждалась грамотами.

В 2001 году ей присвоено звание «Почетный работник общего образования»

В 2006 году она стала победителем всероссийского конкурса «Лучшие учителя РФ».

«И как многие, я задаю себе вопрос: если все начать сначала – поменяла бы я свои жизненные интересы, принципы, профессию? И оставляю себе 1% на размышление. Я с теплотой вспоминаю своих учеников, с любовью своих коллег. Да, были огорчения, сомнения, были грамоты и награды, но самое главное, что ты был кому-то нужен, а это профессия дарит тебе нужность, возможность воспитывать не только учеников, но и себя. А что может быть интереснее?!»

Педагогический стаж Лидии Михайловны - 36 лет.

Но энергетический запас Лидии Михайловны не исчерпаем. Она успевает везде, и сама в этом сознаётся: «Сейчас я на пенсии, всё, о чем мечтала, пытаюсь воплотить в жизнь: пою в ансамбле «Малые зори», рисую акварелью, вышиваю, занимаюсь с внуками. А, благодаря дочери, путешествую».

До сих пор, встречаясь, с Лидией Михайловной, мы ощущаем лучики тепла и доброты, исходящие от неё-Учителя с большой буквы!

Комментарии