Как на Руси мух хоронили - ХранителиРодины.рф

Печь использовали не только для обогрева и приготовления пищи. Иногда в нее отравляли новорожденного, чтобы провести обряд «перепекания ребенка» - в старину верили, что так можно спасти дитя от болезни.

Помните, как сладко просыпаться в деревне у бабушки? В окно ярко светит солнце, во дворе слышится настойчивое «кукареку», доносятся ароматы блинов. Сонный идешь на запах, а от печи на кухне с утра веет жаром - уже румянятся булочки.

А в старину печь использовали не только для обогрева и приготовления пищи. Иногда в нее отравляли новорожденного, чтобы провести обряд «перепекания ребенка». Кто знает, возможно, такой обряд проводили когда-то и в печи Музея крестьянского быта. Ведь избе, в которой она стоит, около 200 лет! Это одна из немногих домов-пятистенок, оставшихся вблизи Тюмени в деревне Насекина.

Деревня времён польского нашествия

Первое упоминание об этом населенном пункте датируется 1623 годом. В конце XIX века в ней было 15 дворов. Первые поселенцы выбирали места для жилья не только удобные, но и красивые. Стоит Насекина на небольшой речушке Ржатке, которая начинается в ближнем овражке, спускается под коренной берег реки и течет по её пойме, окруженной ивняком.

Историю первых хозяев избы уже никто не расскажет, есть только предположения, что жили здесь староверы. В подтверждение тому – старообрядческие крестики, которые сегодня находят во дворе и на огороде.

А вот последний хозяин избы хорошо известен и за пределами региона. Раньше эта изба была дачей геолога, почетного гражданина города, одного из первооткрывателей крупнейшего в мире Уренгойского газового месторождения Ивана Ивановича Нестерова. Он мечтал, чтобы его дом сохранил свой первозданный вид и в нем был музей. Его желание сбылось, но лично принять первых посетителей Иван Иванович не успел, геолога не стало 1 февраля 2019 года. В память о нем в горнице избушки есть специальный уголок.

В старом домике все такое, каким и было 50, а то и 150 лет назад. Тяжелая входная дверь, на полу – широкие, добротные доски, русская печь и матица – центр избы и мироздания. Что такое матица, мало кто сегодня знает. Хотя, может быть, даже и видели его в старых домах. 

Под потолком проходит бревно или брус, словно делящий комнату на две части. Это и есть матица. В старину она символизировала границу между внутренней и внешней частью избы. Так, гость не мог пройти за матицу без приглашения хозяев, а уходя нужно было подержаться за нее, чтобы дорога была счастливой.

- Самой главной комнатой избы была та, в которой стояла печь. Зимой и вовсе все жили в ней. Порой, несколько семей сразу: бабушка с дедушкой, родители с детьми, - рассказывает одна из основательниц музея Инна Нестерова.

Как же все умещались? Во-первых, днем редко когда все члены семьи собирались вместе, во-вторых, у каждого в избе было свое место. Так, справа от входа стоит лавка, сидя на ней делал домашнюю работу глава семьи, тут же порой и ложился спать. У печи – женское место: хозяйка здесь готовила и кормила домочадцев. На печи – самом теплом месте – спали либо маленькие дети, либо старики. Была еще полка протянута под потолком от печи до стены, как правило, это тоже было «детским» местом. Жителям этой избы повезло, ведь у них была еще одна комната – горница. Только жили в ней исключительно летом, так как печи в ней не было.

Печь в музее можно затопить и сегодня. Да-да, она рабочая. Надев сарафан, рубаху, гости могут вернуться на полтора-два столетия назад, почувствовать себя крестьянами и похозяйничать. Например, приготовить в печи картошку, а пока она печется, поставить самовар на дровах. После можно намолоть зерна на жерновах, спрясть льняную нить на настоящей старинной прялке, сделать куколку-оберег.  А кто на славу потрудился, тот и отдыхать должен хорошо. Но не на печи, а поиграть в старинные и давно забытые русские игры.

Изюминка музея в ее интерактивности. Зевать под монотонные рассказы здесь точно не придется. В зависимости от времени года можно провести разные обряды и отметить праздники.

Так, на праздник Осенины здесь хоронили мух! Это традиционный осенний обряд у славян, который был распространён практически на всей территории древней Руси. Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей, комаров) совершали в период от дня Семёна Летопроводца (1/14.IX) до Покрова (1/14.X).

Часто этот обряд носил шуточный характер или пародировал поведение кого-либо из жителей села. Похороны мух воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты похоронного причта, панихиды и псалмов. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Где-то насекомых заворачивали в тряпки, где-то мастерили «гроб» из репы, свеклы и других корнеплодов.

Был в старину еще один обряд о котором рассказывают гостям. Связан он с печью. Раньше в него отправляли недоношенных, хилых новорожденных. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, значит, «не дозрел» в материнском чреве. «Дозреть» он мог в печи. Иногда ребенка обмазывали специальным тестом, укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды на короткое время отправляли в теплую печь. Проводили обряд либо бабки-повитухи, либо знахарки, либо самая старая женщина в селении, а иногда и сама мать. Все это сопровождалась особыми речами.

Обо всем это юные гости избы слушают затаив дыхание. Интересно в музее не только взрослым, которые видят знакомые «бабушкины» вещи и вспоминают, как было у них, но и детям.

- У нас есть чем заняться даже самым маленьким посетителям. Современные дети мало знакомы с жизнью в деревне, многие даже гусей видели только на картинках, а здесь они могут не только «пожить» у бабушки в деревне, но и узнать, как жили их сверстники много-много лет назад.

Инна Александровна Нестерова, хранитель музея

Например, познакомиться со святым, которому молились родители, когда отдавали детей в школу, узнать, в какое время дети уходили на учебу, как раньше проходили занятия. А еще можно будет порисовать углем как первобытные люди, написать пиктограммы, научиться писать на воске и пером на бумаге. Ну, и как же без вкусного обеда – травяного чая из самовара и гречневой каши из горшочка. Каждый ребенок ест своей ложкой и так они превращаются в однокашников.

Музей крестьянского была находится всего в 30 минутах езды от Тюмени по Ирбитскому тракту, по адресу: д. Насекина, ул. Центральная, дом 7. Добраться можно автобусами от автовокзала.  Автобус 126 едет до д. Кулига. Выходить нужно в д. Каменка на третьей остановке и пройти километр по Ирбитскому тракту до д. Насекина. После поворота, еще метров пятьсот - и вы в Музее. На автобусе 126Р вы выйдете сразу около д. Насекина и вам останется пройти только 500 метров по прямой до Музея.

Предварительная запись по телефону - 89123904216 Нестерова Инна Александровна

Комментарии