Всё на земле имеет своё начало - ХранителиРодины.рф

Много на земле красивых уголков, впечатляющих и богатством природы, и историческими памятниками архитектуры, и различными особенностями. Каждому человеку дорого то место, где он родился или прожил большую часть своей жизни. Мы становимся участниками значимых событий и тем самым дополняем историю своей малой родины. Наверно, многие замечают, особенно те, кому часто доводится путешествовать, что встречаются населённые пункты с одинаковыми названиями. А вот история их возникновения у каждого своя. Не собираюсь утверждать, но село «ХУДЫНСКОЕ» я повторно не встречала пока нигде. Первое впечатление от названия, ясно какое. У многих сразу возникает вопрос: «Почему это село так назвали?». Ни в одной исторической литературе невозможно найти объяснения этому факту. Осталась лишь легенда, которую передают из поколения в поколение на протяжении веков.

Вот благодать!

То, что это село богато историческими событиями, знают многие. И само расположение населённого пункта удачно. От центральной дороги всего в километре. Главная и основная улица – вдоль берега реки, с пригорка плавно спускается вниз, что очень удобно по многим причинам.

Старые, бревенчатые дома … Окна украшены удивительной красоты наличниками – тонкая работа местных умельцев, когда-то здесь проживающих. Последнее время родственники или новые хозяева обшивают дома тёсом, сайдингом, профилем – смотрятся аккуратно, чисто, но уже скрыта красота и величавость времени. Душевность ручного труда спрятана под современные «холодные» строительные материалы.

А какие баньки на берегу! По субботам, словно по команде - дымок из труб парных. Как похлещешься на полочке свежим берёзовым веничком, а потом, красный, как рак, - да в речку. Вот благодать! И телу становится так легко, как будто находишься в состоянии невесомости. Вход в баню всегда был со стороны реки. Так удобнее и воду носить, и выбегать купаться по нескольку раз. Речная вода очень мягкая, и поэтому в те времена воду в баню брали только из речки, даже зимой. А сейчас и бани стараются поставить возле дома, и воду качают из водопровода.

Бездорожье – не проблема!

Жители тех далёких лет посчитали выгоднее и правильнее строить свои жилища близ воды и леса, а вот дорога оказалась на последнем месте. Машин тогда ещё не было, а главной тягловой силой были волы и лошади, да ещё быков запрягали. Дороги – просёлочные, и этого хватало людям. Ведь совсем недавно, где-то в конце 80-х, в село благоустроили подъездные пути и проложили асфальт. А до этого времени весенняя распутица затягивалась до середины лета, тут и осень не за горами – и вновь по пояс в грязи. Можно сказать, не вылезали из резиновых сапог. И народ, с оглядкой в прошлое, поминал человека, назвавшего село «худым». Технику оставляли на дороге, доехать до автопарка не было возможности, а по необходимости машины протаскивали в село трактором. Определённые трудности были, но, почему – то, вспоминаешь это время с улыбкой.



А вдоль по бережку…

Самые интересные события села проводились в местном Доме культуры, а их продолжение – на берегу речки. И после кино молодёжь бежала на речку, разводили костры и пели песни под гитару или гармошку. Эхо доносило звонкие голоса в соседние деревни. Даже и старички были не против вспомнить свою молодость – красивым голосом пели душевные старинные песни, да так, что заслушаешься. А по речке разносится далеко-о-о… Бывало, засиживались до утренней зорьки, когда уже слышен звон кос, да хлопки пастушьей плети. Полусонные, озябшие бежали домой - быстрее под тёплое одеяло…

Постепенно, как говорится, жизнь налаживалась: современность поэтапно улучшала социальные, культурные и бытовые потребности населения.



Откуда есть пошла…

В народе хранят легенду. Кто дал название селу и почему. Это связывают с именем Святого Макария Желтоводского и Унженского (1349 – 25.07.1444 г.). А подтверждением можно считать памятник архитектуры – церковь Богоявления. В «Сборнике исторических памятников Ивановской области» она обозначена как «церковь Богоявления (Богоявленское, что в рыболовной Луке)». Её строительство датируется, «возможно, 1-й четв. 19 в., а завершено в 1841 году». Но если обратиться к секрии Жития Святых «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский», где прослеживается его жизненный путь, складывается другое мнение.

Родом Макарий из Нижнего Новгорода. В 12 лет тайно оставил дом родителей и принял монашеский постриг в Вознесенском Печорском монастыре. Здесь непрестанно воспевал в молитвах Бога. Макарий ревностно предался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед братией. Только три года спустя родители узнали, где он скрывается. Но юный подвижник, избегая всего мирского, беседовал с отцом лишь через стену. Тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печорской обители. Хотя в книге нет названий селений, где Макарий основывал монастыри и где строил церкви. В некоторых случаях об этом можно догадаться. Вот как написано в «Житие святых»: «Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве. Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселились рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а ещё немного времени спустя, начали строить храм во имя Богоявления господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария». О какой церкви здесь идёт речь? Если о той, что сейчас в селе, то она датируется 1841 годом. А может раньше в селе была деревянная церковь? Но такая информация среди людей отсутствует. (Лишь совсем недавно, когда на территории кладбища шли работы по благоустройству, в земле была обнаружена кладка из красного кирпича. Предполагают, что именно на этом месте и стояла первая церковь. Сейчас это место обнесено оградой. Поставлен поклонный крест. Прим. авт. 2015 года).

А монастырь был первый по счёту, который основал святой Макарий. У народа бытует мнение, что он находился на противоположной стороне речки. С давних времён это местечко называют «Пустынька».

«Худые вы люди…»

Как гласит легенда, Макарий оказался в нашем селе совершенно случайно и «не откуда». Местное население грубо приняло странника, жители не поняли благого намерения старца. Его убожеский вид вызвал у селян пренебрежение. Не стал святой человек докучать людям, тем более таким недобрым. Он лишь сказал им: «Худые вы люди, и место у вас худое», сел на камень и переплыл реку на то самое местечко «Пустыньку». Смысл сказанных слов отразился, как считают многие, на названии села.

Со временем люди поняли, что за человек их посещал. Место, от которого Макарий переплывал на камне, стало для селян святым. Сюда постоянно приходят не только местное население, но много и паломников из других городов и сёл России. Они молятся и верят в святую силу преподобного Макария.

Пеший странник

Когда преподобный ушёл из наших мест вновь странствовать, ему приглянулась местность возле озера на берегу Волги. Место, где он решил остановиться, называлось Жёлтыми Водами. Здесь Макарий устроил обитель во имя Святой Троицы, называемую Желтоводской (Троицкий Макарьев монастырь в Нижегородских землях). Здесь он проповедовал православие окрестным черемисам и чувашам. После разорения обители в 1439 году казанскими татарами преподобный Макарий с братией и многими жителями той местности переселился в окрестности г. Галича в Костромских землях. Во время этого переселения, по молитвам преподобного, все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Об этом рассказывают хранители истории жития Макария. «При длительном переходе по лесам и болотам закончились съестные припасы. Люди изнемогли и устали – начались скорби. В это время встретился им лось, загнав его, собрались убить. Попросили на то благословение благословления преподобного Макария. А был петров пост, и до праздника осталось три дня. Старец велел лося отпустить, отрезав у него перед тем ухо. И сказал: - «Имейте веру, и промысел Божий нас не оставит: в день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим во славу. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня, и спасёт нас Господь от смерти по вере нашей».

Так и вышло: «В день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по молитве старца вышел к ним тот самый лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками и привели к преподобному Макарию, который и благословил лося в пищу…». Чудодейственных случаев при жизни Макария людьми засвидетельствовано много.

Святое место – святая память

На берегу речки Лух, в селе Худынском, недалеко от церкви когда-то росла сосна. Она пострадала от молнии, и от неё осталась лишь обгоревшая корневая система. Каждый, приходя на святое место, старается взять, отломить кусочек коренья этого дерева, который тоже считают целебным. Люди прикасаются больными частями тела: руками, ногами к обгоревшим корням и верят в исцеление.

При жизни Макария было зафиксировано много случаев спасения от беды не только народа, но и целых городов. Но исследовать и проверять их стали лишь после смерти святого. Об этом пишется и в «Житие святых»: «Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1619 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля. (По новому стилю 7 августа. Прим. автора)

Мощи преподобного покоятся в Макариево – Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой в Свято – Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежащая преподобному Макарию. За монастырём

«Титино»

Прямо напротив церкви есть болотистое местечко «Титино». И назвали его так, тоже по преданиям, потому, что передвигаться в этом болотистом месте было очень сложно, люди вязли в трясине по самую грудь. Сюда весной мы плаваем на лодке за ландышами. Здесь они необычайно крупные.

«Титино» связано ещё одной легендой о жертвоприношениях Луху, бытующей в этих местах. Когда-то 12 девушек после гулянки в районе деревни Петрово (в 1 км. от Худынского) плыли на плоту по реке. Дело было, скорее всего, на Ивана Купалу. Вдруг возле Худынского вода разошлась и поглотила девушек вместе с плавсредством. С тех пор каждый год плот с поющими утопленницами (в белом) ровно в 12 часов пополуночи, якобы, появляется (всплывает) на реке. В этот день там служит молебен священнослужитель Худынской Богоявленской церкви.

Глава вторая Церковь на селе – спокойнее на душе   А на том берегу…

Предания о святом Макарии переходят из поколения в поколение. И знают о нём, видимо, не только в местной округе, но и в далёких городах. Посещая наш уголок, приезжие спрашивают: «А где то место, откуда Макарий на камне реку переплыл?»

Находится это местечко на берегу речки, недалеко от храма. Приходишь сюда, спускаешься по лесенке вниз, и, как заворожённая, смотришь на тихую гладь воды. А над головой склоняются ветви берёз, и листочки нежно ласкают лицо. Берег крутой, поэтому по лесенке сделаны перила. В земле небольшое углубление, рядом обгоревшие корни сосны. Живые цветы – всё лето и осень. Здесь так же, как и в храме, чувствуешь какое-то успокоение души, необъяснимое состояние покоя и благодати.

А храм – это настоящее величие средневековой эпохи, построенное на берегу реки в местечке, где сливаются две речки – Добрица и Лух. (Место силы. Прим. авт.). Великолепным сооружением, памятником архитектуры, очень хорошо и удобно любоваться с противоположного берега. Прямо напротив церкви есть болотистое местечко «Титино», куда весной многие переплывают на лодке за ландышами. Этот берег чуть ниже, и, поэтому, когда смотришь оттуда, церковь словно вырастает и грациозно возносится к небесной синеве. Это сопоставимо с тем, что когда приходишь в храм, мысленно обращаясь к Богу, то невольно поднимаешь взор. Так и здесь, когда любуешься церковью, поднимаешь взгляд на купола. Это тоже своего рода обращение к Богу. Зимой церковь как благородный замок. Чистая и светлая, белая, словно сливается с окружающим её искристым снегом, а сверкающие на солнце купола как будто впиваются в облака. И лишь тёмные стволы деревьев да кресты на могилах очертаниями вырисовываются на белокаменной стене церкви со стороны кладбища. Летом же «её величество», можно сказать, полностью утопает в зелени, не считая верхней её части.

Интересно рассматривать детали исторической постройки, но легче понимать тому, чья деятельность связана либо с историей, либо с архитектурой. Мы же можем восхищаться эксклюзивным творением людей прошлых лет.

В сборнике исторических памятников подробно описывается каждая деталь постройки, декор и художественное оформление внутри храма. Историк Беляев пишет о нашей церкви: «Необычайно крупная для сельской местности, своеобразная по своему построению церковь – интересный пример провинциального зодчества, сочетающая формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство». Замечу, что такие памятники архитектуры редкие. И, конечно же, каждый храм – это индивидуальная постройка, которая не повторяется.

Подзаголовок H2

«Не время что-то менять"

Вспоминаю случай, который произошёл не так давно, когда церковь хотели закрыть, а впоследствии заменить настоятеля. Что происходило возле храма, трудно передать словами. Приехали представители духовенства, как помню, было их трое. Сопровождение, не поверите, милиция, с целью взломать замок на храме, чтобы мог войти «новый хозяин прихода», который будет приезжать по праздникам, то есть в определённые дни и на определённое время. Как выразился один из представителей, «на работу». Как вы считаете, служить Богу – это работа? А почему взломать замок? Потому, что узнав о закрытии, староста тётя Настя Касаткина (а ей было уже под восемьдесят) забрала ключи и не под каким предлогом их не отдавала. И правильно сделала. Отец Киприан один противостоять натиску не мог.

Собрались все сельские жители, администрация сельского Совета, и меня позвали, как депутата районного Совета. Шума было много. Приезжие батюшки требовали ключи. А сотрудники милиции ждали мирного разрешения вопроса, за что мы им очень благодарны. Тётя Настя твёрдо сказала: «Не дам! Как вы можете нарушать богоугодные деяния? На всё воля Божья, и время что-то менять ещё не пришло». (Она крепко держала ключи под широким, длинным подолом юбки.) Наш настоятель отец Киприан смиренно смотрел на происходящее, на две стороны баррикады. Шумели, кричали, спорили долго. Народ требовал оставить всех в покое и не нарушать христианского уклада жизни села. Уточню, что это событие происходило примерно за неделю до годового праздника дня святого Макария (7 августа по новому стилю). И, как я уже говорила, люди кричали, перебивая друг друга. Народ никак не хотел смены настоятеля храма и старался убедить духовных лиц, что эти перемены не нужны. А если что случится, то вряд ли сохранится прежний приход. Ведь служить Богу можно не только в стенах церкви. Это состояние души, а икона есть в каждом доме. Весь народ просто умолял не делать скверного дела, не сбивать замки с дверей храма.

Батюшка Киприан сказал: «Не будет храм святым после этого деяния. Нельзя таким образом входить в святилище. Это место будет пустое».

Трудно предполагать, но, может, наш святой Макарий услышал людскую мольбу и не допустил нарушения святости.

Отец Киприан до сих пор является священнослужителем (настоятелем) храма. Почитают его и в других приходах. На великие праздники приезжают батюшки из Мыта, Пестяков, Юрьевца, Кинешмы, Мугреева, Вичуги, Филисова и из далёких городов. Люди едут за много километров, чтобы окрестить ребёночка, совершить обряд отпевания усопшего, обряд причастия и т.д. Обряд крещения батюшка проводил и взрослым. А когда в церкви венчаются, то всегда много любопытных среди местного населения. Православные от всей души желали молодым благоденствия. Были случаи, когда венчались и пожилые пары.

Очень любят бегать в церковь дети. Они никогда не уходят без благословения батюшки и подарков.

В великие христианские праздники – Пасхи и Крещения Иисуса Христа – не только в церкви, как говорят, яблоку негде упасть, но и вокруг храма. Я заметила, что с каждым годом народа становится всё больше и больше. В этом году, например, приехало на Крещение столько народа, что транспорт занимал обе обочины дороги на протяжении всего села (а это примерно около километра), да столько же машин оставляли возле домов друзей и знакомых.

Сила Божья

А ещё так же недавно, на Крещение Господне был такой случай. Желающих искупаться в проруби оказалось очень много. Причём купались и молодые и пожилые, и мужчины и женщины. Кроме того некоторые приехали с детьми. Батюшка Киприан совершил обряд крещения воды, а затем, освятив всех присутствующих, дал разрешение купаться в проруби. От большого количества людей лёд стал трещать и уходить под воду. Забираясь на снеговые горы и вынесенный из проруби лёд, переступая с места на место, никто не спешил удалиться на берег. У многих уже промокли сапоги, а люди продолжали раздеваться и нырять в прорубь. Какая сила смогла выдержать такую массу людей?

А церковь в ночное время смотрится как великая сила и мощь. Находясь рядом, ты как будто под огромным куполом. Церковь, как непробиваемая защита.

На всю округу

А вы слышали звон утренних колоколов? Именно утренних? Он в каждом доме, и эхо разносит его по окрестностям. Я, например, в это время чувствую необъяснимое лёгкое состояние души. Пробуждение жизни. Вечером колокола звенят по-другому, а в праздники – по-особенному. Все эти тонкости и особенности понимаешь и замечаешь со временем. Но, как бы ни звонили церковные колокола, всегда испытываешь чувство возвышенного состояния, радости, умиротворения и покоя.

Память веков

В церкви сохранилась икона Макария Унженского и самого храма Богоявления, имеющая надпись: «Написана сия святая икона в 1843 году декабря 15 в селе Палехе маст. Григорием Хреновым».

И хотя население сокращается по естественным причинам, сохраняется постоянный приход в церкви. А молодые люди посещают церковь не потому, что это считается модным, или, ещё говорят, «отдать дань», а потому, что действительно чувствуют душевную потребность.

Глава третья Было интересно   «Родина», значит, большая

Когда-то село Худынское было многолюдным. На центральной усадьбе располагалось правление колхоза «Родина», в котором работающих граждан было около пятисот человек. Работали бригады полеводов, животноводов, строителей. Очень дружными были коллективы механизаторов и шоферов. Велась постоянная работа партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Результаты деятельности хозяйства отражались на стендах в «Красном уголке» автопарка, молочно-товарных фермах и телятниках.

Сначала был старый бревенчатый гараж. Чтобы попасть туда, нужна была целая наука: прыгать через глубокие колеи, не угодить в большую масляную лужу, цепляясь за технику, вступить на островок твёрдой земли. В котельной гаража рабочие сушили промокшие рукавицы, носки и сапоги на большом котле, который топился дровами. Они сами придумали приспособления для сушки резиновых сапог, а зимой для валенок, так, чтобы они не подпалились.

Техника стояла на улице. Было большой проблемой завести трактор или машину в зимний период. А с ремонтом техники – ещё сложнее. Приходилось валяться под машиной на сырой земле, на снегу и замёрзшими руками крутить гайки.

В конце 80-го года в эксплуатацию пустили новую тёплую автостоянку. Огромная радость для механизаторов и шоферов.

Село «растёт»

С течением времени менялась форма собственности и названия сельскохозяйственного предприятия. В советские времена на средства из областного и районного бюджетов строились животноводческие комплексы и подъездные пути к ним, а главное – заасфальтирована дорога по селу до церкви. На территории администрации сельского Совета в деревнях Стеблево, Заболотье, Бабино строились щитовые дома улучшенной планировки. А в селе Худынском из таких домов появилась целая улица, и дали ей название «Молодёжная». И не всякий сейчас поверит, что в детском садике не хватало мест. У кого-то была возможность отдать детей бабушкам. А в крайних случаях детские кроватки ставили в коридоре возле спальни, так, чтобы закрывалась дверь от общей прихожей. Детский садик в то время был колхозный. В 1986 – 1987 годах руководство хозяйства принимает решение открыть второй садик. Детей разместили в соответствии с возрастом: младшая группа в одном, старшая – в другом.

Земское училище

2019 год: 115 лет назад, 30 октября 1904 года, в Юрьевецком уезде Костромской губернии было открыто Худынское Земское училище, в котором преподавали Закон Божий, письмо, арифметику. Имело оно трёхгодичный курс обучения. Дети крестьян принимались бесплатно, независимо от вероисповедания и сословной принадлежности. Имеются сведения о наличии приусадебного участка, сада, пасеки, библиотеки. Попечителем училища стал потомственный дворянин Семён Фёдорович Грибунин, который неоднократно жертвовал по 25 рублей заведению. Первыми учителями были Сергей Васильевич Доброхотов, окончивший

2 класса Киржачской учительской семинарии, и Софья Александровна Соколова, дочь мещанина, окончила курсы Юрьевецкой семинарии. Закон Божий вёл священник Алексей Николаевич Крылов, окончивший Костромскую Духовную семинарию. В 1908 году его сменил Владимир Иванович Крестовоздвиженский, студент Костромской Духовной семинарии.

«В Юрьевецкую уездную Земскую Управу. № 145 рапорт: Худынское волостное Правление, имеем честь донести уездной Земской Управе, что строительство училища при деревне Худынском окончено постройкой и временными строителями принято от подрядчика Дерябкина. В настоящее время крестьяне считают, чтобы училище это в непродолжительном времени приняло Земство и назначило сумму на содержание прислуги. 1 Июня 1904 года. Волостной Старшина Кошокин, Волостной Писарь Удимцев». За время существования в ней работали 34 педагога. 2019 год: 115 лет назад, 30 октября 1904 года, в Юрьевецком уезде Костромской губернии было открыто Худынское Земское училище, в котором преподавали Закон Божий, письмо, арифметику. Имело оно трёхгодичный курс обучения. Дети крестьян принимались бесплатно, независимо от вероисповедания и сословной принадлежности. Имеются сведения о наличии приусадебного участка, сада, пасеки, библиотеки. Попечителем училища стал потомственный дворянин Семён Фёдорович Грибунин, который неоднократно жертвовал по 25 рублей заведению. Первыми учителями были Сергей Васильевич Доброхотов, окончивший

2 класса Киржачской учительской семинарии, и Софья Александровна Соколова, дочь мещанина, окончила курсы Юрьевецкой семинарии. Закон Божий вёл священник Алексей Николаевич Крылов, окончивший Костромскую Духовную семинарию. В 1908 году его сменил Владимир Иванович Крестовоздвиженский, студент Костромской Духовной семинарии.

«В Юрьевецкую уездную Земскую Управу. № 145 рапорт: Худынское волостное Правление, имеем честь донести уездной Земской Управе, что строительство училища при деревне Худынском окончено постройкой и временными строителями принято от подрядчика Дерябкина. В настоящее время крестьяне считают, чтобы училище это в непродолжительном времени приняло Земство и назначило сумму на содержание прислуги. 1 Июня 1904 года. Волостной Старшина Кошокин, Волостной Писарь Удимцев». За время существования в ней работали 34 педагога.

Технику - молодым

В совхоз, уже «Заречный», поступала различная сельскохозяйственная техника. Машины и трактора в первую очередь получали передовики хозяйства. У людей был стимул к работе. Хорошо наладилась передача опыта молодым кадрам. С ответственностью работали молодёжные бригады – комсомольцы, а партийные работники контролировали и направляли молодёжь в процессе работы. Среди комсомольцев в разное время отличились механизаторы: Константин Голубев, Владимир Московскин, Андрей Баранов; шофера: Николай Тараканов, Павел Капустин, а Виктор Красильников и Андрей Горский были лучшими в районе по выращиванию молодняка крупнорогатого скота в период их откорма. Виктор Кокурин имел честь быть делегатом от Ивановской области на 16 съезде ВЛКСМ в Москве. До них были те, кто стал их наставниками и лидерами партийной работы. Все комсомольцы работали хорошо.

Передовики производства

На молочнотоварных фермах, вместе взятых, было более тысячи голов крупнорогатого скота. Кроме этого – телятники для выращивания молодняка и свинарник.

В газете «Колхозная правда» (ныне «Родная нива») на Доске почёта всегда можно было видеть фотографии наших передовиков производства: С.М. Кулыгину, Г.А. Сироткину, Е.В. Шилову, В.Н. Блинову, З.И. Тараканову, А.А. Ракитскую, Н.Г. Непчёлину, В.Н. Баранова, Л.Д. Шахова, В.Н. Кошокина, А.И. Кулыгина, А.Б. Мухина, Н.В. Баранова, В.А. Дерябкина и других. В клуб трёхтысячниц района из нашего хозяйства первой вошла В.Н. Блинова.

Со временем в газете произошли изменения, и о лидерах хозяйств стали печатать в материалах корреспондентов. В районе их отмечали ценными подарками. В качестве награды некоторые наши передовики получали путёвки в заграничные страны. В Германии побывали А.И. Кулыгин, а в Румынии – Г.В. Великанов, позднее туда по путёвке съездили О.Н. Кулыгина и Л.Г. Грубова. По комсомольской путёвке в город на Неве – Ленинград, съездили Андрей Баранов и Юрий Абрамов. А мне удалось побывать в республиках Прибалтики.

В целом по многим показателям совхоз считался одним из лучших в районе.

И помощники, и друзья

Существовала в хозяйстве хорошая традиция. В помощь на сельхозработы приезжали рабочие – щефы из областного центра: бригады с фабрики «Красная Талка», из института неводных растворов, с фабрики галантереи. В осенний период всегда присылали студентов-медиков. Руководители студенческих отрядов организовывали приём местного населения в фельдшерском пункте. Некоторые приезжали часто и задерживались надолго, а со временем и вовсе оставались жить. Селяне привыкли к шефам и считали их своими. Кто-то пригласит на чай, кто-то в гости на семейный праздник. У многих сохранились добрые отношения до настоящего времени. До сих пор руководство с-за «Заречный» поддерживает связь со специалистами электроцеха фабрики «Красная Талка». Они оказывали неоценимую помощь хозяйству не только в уборочную страду, но и в любое другое время, по необходимости.

Друг в беде не бросит

Было время, когда и наши молодые механизаторы ездили на уборочные работы в Краснодарский край. Запомнилось то время всем участникам горячей поры, потому, как и у них происходили интересные случаи. Молодая бригада колхоза «Родина» с руководителем группы С.Г. Ремизовым приехали в Краснодарский край на уборку соломы. Жили в станице Фёдоровской. Кстати, у нас тоже есть деревня Фёдоровская, и Сергей Геннадьевич жил именно в ней. Молодые, энергичные парни легко справлялись с работой. Успевали и отдохнуть хорошо. Но случилось так, что к завершению их срока командировки один из них заболел и угодил в местную больницу. Уже были куплены билеты на поезд в обратный путь, а врач, переживая за состояние больного, никак не хотел его выписывать. Тогда все приняли решение выкрасть друга из больницы ночью прямо перед отходом поезда. Проникнув на второй этаж с улицы через окно, они забирают друга, спускают его в больничном костюме по связанным простыням и все бегут к поезду. (Ну, прямо, как в кино!) Домой вернулись в полном составе. О приключениях не рассказывали долго.

Заводила молодёжь

Интересно и увлекательно проходили все праздничные мероприятия. Одним из главных праздников люди считали завершение уборочных работ в хозяйстве. Это значит – готовы к зимовке. А в местном Доме культуры готовили яркие и оригинальные концертные программы с участием детей из садика и школы. У нас был свой хор, которым руководил А.Б. Мухин. На любых мероприятиях активно выступали и люди пожилого возраста.

Молодёжный коллектив комсомольцев (более 30-ти человек), который возглавляла я, часто устраивал вечера отдыха, на которые с удовольствием ходили все желающие. Дружили с комсомольцами из соседнего колхоза «Заветы Ленина», проводили с ними совместные мероприятия, больше всех любили КВН. Находилось время поиграть в волейбол. Игрой «заразили» и взрослых. Они приходили на площадку всей семьёй, даже с маленькими детьми. Мы побывали на многих концертах знаменитых музыкальных групп, ездили в цирк. А когда комсомол распустили, ещё долгое время собирались вместе, решали какие-то уже никому не нужные вопросы. И только лишь делами на своих рабочих местах доказывали свою сплочённость и ответственность. У многих это качество сохранилось и по сей день. В память о нашей комсомольской организации мы совершили двухдневную поездку в Москву. Вообще, о моём коллективе можно рассказать много интересного. Каждый заслуживает внимания. У нас были очень дружные ребята и девчата. Когда случился распад, в организации было 32 человека.

«Высокие» гости 

Много раз в село приезжали бывшие главные лица Ивановской области В.В. Тихомиров, В.Н. Тихонов. А как они любили нашу уху! Варили её на берегу речки. Место выбирали там, где можно было искупаться. Пришлось по душе им наше село, гостеприимство людей. Поэтому ехали к нам с большим удовольствием.

Дважды посетила нашу сторонку Валентина Толкунова. Она побывала в церкви. Прогуливалась по берегу речки, назвала это место «райским уголком». За чашкой чая поделилась впечатлениями. Она отметила, что очень редко можно встретить место, где так гармонично сочетаются природа и духовная жизнь села.

На протяжении многих лет здесь живёт Евгений Николаевич Бобров, создатель «Шереметьев-центра». Жители села давно уже считают его не дачником, а постоянным жителем.

Приезжающие сюда люди, гости всегда восхищаются расположением села и природой, окружающей его.

Глава четвёртая И радость, и тревога   Дефицит кадров

Сельское хозяйство в совхозе «Заречный» стало испытывать нехватку рабочих рук, или дефицит кадров, особенно в отрасли животноводства. Это связано с тем, что большинство животноводов в хозяйстве было предпенсионного возраста. Кто ещё мог работать, будучи на пенсии, продолжал трудиться. Но у некоторых уже не позволяло здоровье. Ведь труд животноводов в основном был ручной, даже доильных аппаратов было недостаточно. И механизированной раздачи кормов тоже не было. Это была самая тяжёлая отрасль в жизнедеятельности совхоза.

Вдохновение

В начале 90-х годов в области разработали Программу по привлечению молодых кадров для работы на селе. Для этого нужно было дополнительное жильё. В это время подготовили проект двухквартирных монолитных домов со всеми удобствами (вода, ванна, туалет, отопление каменным углём). Для сельской местности такие дома считались роскошью. Тем более, постройка домов городского типа поднимала настрой всех жителей села. Тогда казалось, что сельскому хозяйству стали уделять внимания больше.

Когда шла установка бетонных стен, мы часто бегали на стройку. Работа шла быстро, и первыми к сдаче подготовили два дома. Всего в селе поставили пять однотипных монолитных домов – и получилась целая улица. К тому же по ней проложили асфальтовую дорогу и тротуары. Единственное, что смущало жителей – это то, что дома были построены в сыром, можно сказать болотистом месте. Но надеялись, что новизна как-то скроет этот дефект.

Видит око…

Получить квартиру в таком доме была мечта многих. Только распределили их совершенно по-другому. В первую очередь квартиры получили семьи переселенцев (в то время их так называли), которые направлялись для работы в сельском хозяйстве. В наше хозяйство приехало пять или шесть семей с детьми разного возраста. Им сразу предоставили места для детей в детском садике. Некоторым семьям выдавали с колхозного склада постельные принадлежности. Взрослых обеспечили спецодеждой для работы на фермах и полях. На первое время в колхозной конторе семьям выписывали молоко и мясо бесплатно. Женщин в основном распределили на дойку коров по группам. Мужчин тоже – по уходу за животными и в полеводческую бригаду.

«А нам всё равно…»

Через несколько недель, и даже дней, начались первые проблемы с нашими переселенцами. Их не устраивал то график рабочего времени (вставать на дойку нужно было очень рано, а в летнее время дойка коров заканчивалась ночью), то тяжесть труда, то ещё что-то. Люди стали выдвигать свои требования. Некоторые рассчитывались и сидели дома. Наблюдались частые случаи невыхода на работу, обязанности на рабочих местах выполняли кое-как. Уже сразу было ясно, что помощи и пользы от этих переселенцев не будет. Получив все причитающиеся им подъёмные пособия и различные денежные выплаты из совхозной и районной кассы, на работе в селе люди надолго не задержались.

Не моё? – Стало МОЁ

И вдруг, так не к стати, как «испеченный блин со сковородки», выходит закон, разрешающий приватизацию совхозного жилья в собственность. Первое время мы долго вникали в суть этого слова, а новые жильцы нашего села зря время не теряли. За время кочевания с места на место они быстро разбирались в том, что им положено по закону. Пользовались этим и свободно перемещались в другие районы. Поэтому, оценив ситуацию, семьи стали не квартиросъёмщиками, а настоящими хозяевами жилья. Они уже знали, что выселить из квартиры их не имеют права, даже если они не будут работать в хозяйстве.

Появились дополнительные проблемы для руководства колхоза. В животноводстве так и не хватало рабочих рук. А желающих приехать в село теперь некуда было поселить.

Эхо приватизации

На селе не осталось ни одной семьи, кому были предоставлены квартиры со всеми удобствами. Это случилось так быстро, что мы не успели запомнить всех переселенцев. Кто смог продать квартиры – продали, а кто не смог – оставили дома в плохом состоянии, и уехали. Сейчас дома не только заброшены – от некоторых остались лишь бетонные стены. Руководство хозяйства было бессильно что-либо предпринимать. Больно было смотреть, как начинали разворовывать новые дома: выставлять окна и двери, разбирать по кирпичу стены котельных, а дворы распиливать на дрова или растаскивать по бревну.

Однажды руководители хозяйства загорелись желанием взять брошенную приватизированную квартиру под присмотр и отремонтировать, чтоб вселить туда семью. Несколько лет не появлялось семейство переселенцев. Мы даже не знали, куда они уехали. Но в конторе всё это время в ведомостях стояла фамилия, которой причитались деньги - детское пособие на ребёнка. Однажды эта женщина приехала, чтоб получить причитавшуюся ей скопившуюся за несколько лет сумму денег. Этот визит насторожил тем, что узнав о том, что квартира в хорошем состоянии, семья вернётся на правах хозяев в эту квартиру. Тогда выселить её просто не смогут, поскольку квартира уже стала частной собственностью. Оптимистического настроения на благое дело больше не появлялось. Рабочих кадров как не хватало, так и не хватает. Желающим приехать на работу в село, не было возможности предоставить жильё. А квартиры в монолитных домах пустовали.

Вот такая была «забота и дума» о людях. Вот чем обернулась помощь селу со стороны чиновников, принимающих такие законы.

Глава пятая А что сейчас?Право на природные ресурсы

Мнения людей по поводу происходящих событий, связанных с продажей земли, расходятся. Большинство пожилых людей говорят, что она им не нужна, и они получат хотя бы небольшие деньги. Категории среднего возраста так же рассуждают: «Нам хватит приусадебных участков, тем более, что возделывать землю становится труднее с каждым годом. На правильное оформление в собственность нужны немалые деньги, а у нас их нет. В хозяйствах за аренду земли не получаем ничего. Поэтому решили продать свой пай. Может быть, придёт новый хозяин – и что-то изменится». А молодёжи, как выяснилось, земля не нужна и вовсе. В связи со сложившейся ситуацией в сельском хозяйстве многие уже уехали в города или находят работу в других организациях. Есть и такое народное мнение: «Если наши руководители не могут работать на земле, то придёт новый хозяин и будет работать».

33 коровы

На животноводческих фермах бурёнки, как-то незаметно стали оптимизироваться. Затем и сами здания. Да и в частном секторе наблюдается тенденция снижения поголовья крупнорогатого скота. Если два года назад на лугах паслось тридцать три коровы, то в этом году (2008) только шесть.

Какое будущее?

Несомненно, будущее есть всегда. Только видят его люди по-разному. Конечно, хочется надеяться на лучшее, но… Например, многие сейчас с нетерпением ждут, когда власти обрадуют о начале работ по газификации.

Здание начальной школы перешло в частные руки, которые предположительно хотят проводить обучение детей. Как это будет организовано, тоже интересный момент. Может быть, будет возможность учиться и нашим детям. На очереди – закрытие детского садика. Очень хотелось, чтобы этого не произошло. Главная тема – это сельское хозяйство. Его будущее непредсказуемо. Кто-то считает, что совхозу осталось существовать недолго. У некоторых есть надежда, что новые хозяева купленной земли окажут помощь в сельскохозяйственной деятельности. Возможно, наладится контакт с ними, и появятся новые рабочие места в хозяйстве. Ведь человек, родившийся на этой земле, будет более полезным, нежели городской житель.

И любому из нас всегда хочется, чтоб изменения происходили только в лучшую сторону. А чтобы жизнь на селе не превращалась только в бытовые и рабочие проблемы, важно, чтобы у людей было время и место для досуга. Об этом заботятся работники культуры. Но реорганизация не обошла стороной и эту сферу деятельности на селе. И вновь остаётся надеяться, что сельский клуб не закроют и дадут возможность работать. Кто знает, может здесь зарождаются будущие таланты.

Основная забота должна быть о людях. Поэтому нельзя допустить, чтобы народ остался, в первую очередь, без работы, а также без внимания и без культурного обслуживания. Может случиться так, основной рабочей организацией в районе станет биржа труда.



Традиции старожилов живы

Сейчас, сохраняя традиции предков, на берегу речки жители тоже проводят свободное время. Собираются две-три семьи, варят уху, поют все те же старинные песни. А самым проникновенным голосом на селе люди считают голос заслуженного работника культуры России Евгения Николаевича Боброва, который давно живёт в селе в дачном домике. Но местное население считает этого душевного человека своим постоянным жителем. Стоит только раз услышать, как в вечерней тишине по берегу разливается голос маэстро, можно слушать бесконечно.

В последнее время, более десяти лет, на речке Лух, возле церкви проводится районный конкурс на приз главы района по подлёдному лову рыбы. В этом году это событие вошло в тройку фестивалей областного уровня. Есть корни и у этого мероприятия. Когда-то на речке осуществлялся промысловый лов рыбы. Определённый участок реки был поделён на рыболовные луки. В селе было несколько артелей, которым доводился план по сдаче рыбы в районное сельпо. Сейчас же, весь улов конкурсанты несут местному батюшке Киприану. А среди рыбаков есть такая примета: «Как только начинает звонить колокол – начинается клёв рыбы».

Исторические места села Худынского

1. Памятник архитектуры – Церковь Богоявления (1841 г.).

2. Святое место Макария Желтоводского Унженского (1349-1444).

3. Начальная школа (бывшее земское училище). В 2003 году отметила 100-летний юбилей. За время существования в ней работали

34 педагога.

4. Местечко «Титино», что находится на противоположном берегу, напротив храма. (Легенда о 12 – ти утонувших девушках).

5. Есть предположение, что часть жилых домов, которые на возвышенности, стоят на земляных валах. Это даёт тему для размышления, что эти валы времён 14-15 веков (связь с нашествием поляков).

6. Памятник павшим землякам в Великой Отечественной войне (1976 год).

Люди, прославившие село                                

Главной исторической ценностью и богатством своей малой родины я назвала бы людей и их дела. В первую очередь это те, кто защищал нашу Родину в Гражданскую, Великую Отечественную и другие войны. Многие из них не вернулись в родные края, многие пропали без вести. В тяжёлых условиях наши люди трудились в тылу, большинство из них - женщины. Им также принадлежит почётное место в истории села.

Гордимся теми, кто участвовал в военных действиях в Афганистане и Чеченской республике, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

1. Г.П. Бурычев – заслуженный учитель РФ, Почётный гражданин

г. Котово Волгоградской области.

2. В.П. Васильев – доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой аналитической химии в ИГХТУ.

3. П.И. Виноградов – возглавлял лучшее хозяйство Палехского района

СХП «Палехский». (н. вр. – умер)

4. И.Г. Горский – бывший редактор газеты «Колхозная правда», ныне «Родная нива», член Союза журналистов, Союза писателей.

5. Г.В. Горский – возглавлял парковое хозяйство бывшего ВДНХ, имеет Правительственную награду за вклад и развитие народного хозяйства в

г. Москва.

6. А.В. Кошокин – военный врач (постоянно оказывал медпомощь, проводил операции на территории Чечни во время военных действий), бывший начальник, главный врач военно-врачебной комиссии УФСИН в г. Иваново. (н. вр. – на заслуж отдыхе)

7. А.А. Поспелов – Первый вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт»

8. М.Ф. Прияткин – участник ВОВ, старший радиотелефонист, героически погиб с экипажем танка под г. Великие Луки. Одна из улиц города названа в честь пяти танкистов.

9. Н.С. Разживин – первый ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, находился в эпицентре аварии. Награждён орденом Мужества.

10. В.Н. Тараканов – участник Афганской войны.







Публикация в газете «Родная нива» за 2008 г.:

№ 59, 29 июля, 3 пол.;

№ 63, 12 августа, 4-5 пол.;

№ 70, 9 сентября, 4-5 пол.



АВТОР – Кошокина Елена Африкановна, 1965 г.р. , образование высшее; член Союза журналистов России с 2002 г., - ответственный секретарь (заместитель главного редактора) БУ ИО «Редакция газеты «Родная нива» (работа в редакции с 2001 г.).

155270 Ивановская область, Лухский район, село Худынское, улица Набережная, дом 9.

Телефон: 8 962 168 98 42.

Адрес эл. почты: coschokina@yandex.ru



Подзаголовок H2

Комментарии