Отголоски 1918 года - ХранителиРодины.рф

Все дальше начало прошлого века. За последние сто лет многое поменялось в нашей стране, но мы никогда не перестанем интересоваться тем, что было до нас. Память - это всегда актуально. Память превращается в воспоминания, книги, фильмы, памятники. Если что-то не тронет души, то пусть тронет Вашу память, взбудоражит ум. Старинное село Назарьево упоминается в Козловских писцовых книгах, где сказано, что «Назарь», поляна на реке на Паре, в нём под церковь и под дворы 60 сажен. До революции село относилось к Сапожковскому уезду Рязанской губернии, а в наши дни принадлежит Сараевскому району.

В селе Назарьево, где я родилась и живу, есть памятник. Он поставлен с правой стороны от Воскресенской церкви - прямо на могиле погибшего. Могиле уже – 100 лет. Памятник-бюст - это особенный способ оформления могилы. Это фигурная скульптура первому председателю Сапожковского уездного военно--революционного комитета Касмынину Кузьме Селиверстовичу, которая в трехмерной форме изображает лицо, плечи, грудь покойного и размещается на высоком постаменте. Касмынин изображен в гимнастерке с застегнутым воротом и в фуражке со звездой. Такое изделие позволяет в оригинальной форме воплотить воспоминания об умершем. Стоить отметить, что изготовление бюстов

- это работа, которая требует особых знаний, профессионального опыта и художественного таланта. К сожалению, имена мастеров мне выяснить не удалось.

Вокруг могилы - металлическая оградка, окрашенная в синий цвет.

Ранее я не задумывалась, кому поставлен этот памятник. Занимаясь исследованием, мне удалось выяснить очень мало фактов, но и эта малая часть очень ценна и интересна, ведь прошел целый век.

Касмынин Кузьма Селиверстович - родился в 1894 году в селе Назарьево. В 1917 году молодого парня, сторонника новой власти избирают первым председателем уездного Сапожковского военно-революционного комитета. На тот момент ему всего 23 года. РВК - боевой орган, созданный большевиками при Советах

рабочих и солдатских депутатов для руководства борьбой за установление Советской власти в России в октябре 1917 - марте 1918 г1а.

Советская власть решила все взять и отобрать у богатых и даже среднего и ниже среднего достатка крестьян и выкачать остатки продовольствия, доведя крестьян до бунта. В конце 1917 - начале 1918 года выступления крестьян не носило организованного характера. Порой зачинщиками выступлений против Советской власти наряду с бывшими помещиками, офицерами, выехавшие из своих имений в уездные города были богатые крестьяне, а также и остальное население деревень. В Сапожковском уезде было наибольшее количество помещичьих и кулацких хозяйств1б.

По воспоминаниям Ивлиевой Домны Петровны, которой на момент смены власти было 16 лет, двоюродной сестры моей прабабушки, во время мятежа в Сапожковском уезде было много жестокости. Рассказывали, что громили комитеты, их имущество, убивали сторонников новой власти: в Можарах, прежде чем убить члена Можарского исполкома, ему искололи глаза, раздробили кости рук и отрезали язык2.

Погиб и Касмынин Кузьма в возрасте 24 лет в феврале 1918 года. Жительница села Назарьево Яблочкина Валентина Александровна вспоминает: «Мой свекор был ровесником Касмынина и рассказывал, что вместе с Кузьмой работал в Сапожке и еще один мужчина с Муравлянки. Оба они погибли, их застрелили эсеры, контрреволюционеры. Гроб с телом Касмынина несли в мороз из Сапожка на руках до Назарьева. Таких почестей он удостоился»3.

Похоронили Кузьму Селиверстовича Касмынина прямо у церкви. Почему прямо у церкви? Хоронить товарищей по борьбе с контрреволюционерами на кладбищах при церквях и монастырях было изначально принято, чтобы подчеркнуть безвластие религии. В Совнаркоме шли ожесточенные споры о способе захоронения граждан вообще и руководящих товарищей в частности. Декрет "О кладбищах и похоронах" дебатировался в советском правительстве на протяжении всего 1918 года. А за церковью - также кладбище, где хоронили священнослужителей и повитух (повитухой была прабабушка моего учителя, там она и похоронена).

Мне удалось найти дальнего родственника Касмынина Кузьмы Селиверстовича. Это уроженец села Кривское Касмынин Михаил Викторович, бывший учитель начальных классов Борецкой школы. Никакой дополнительной информацией он не обладает, но подтвердил сведения о том, что гроб с телом несли на руках много километров.

«На тот момент Кузьма Селиверстович был женат, еще у него была родная сестра, Дарья Селиверстовна. Вдова Касмынина Мария Павловна очень печалилась после гибели мужа. Свекор Яблочкин Емельян Михайлович, 1898 года рождения, говорил, что помнит, в чем она на тот момент ходила: это был черный шубный безрукавок», - рассказывает Яблочкина Валентина Александровна. Также она сообщила, что и сама помнит эту теперь уже для нее бабушку с Грачевки - так называется улица в Назарьеве вдоль реки Пары, рядом с головным мостом.

Яблочкина сообщила и о том, что племянник Касмынина был участником Великой Отечественной войны и имел много наград, часто бывал в селе, но, к сожалению, теперь уже никто из родственников не посещает могилу4.

Также мне удалось выяснить, что в 1967 году учитель немецкого языка Морозово-Борковской школы Захаров Петр Михайлович в поезде познакомился с попутчиком, бывшим революционером Коганом Леонидом Яковлевичем, который оказался другом и соратником Касмынина и очень просил его найти. Отзывался Коган о Кузьме Селиверстовиче как о смелом и решительном человеке, преданном делу революции, замечательном друге и товарище, хорошем человеке. Позднее розыском Касмынина занималась молодая пионерская вожатая Морозово-Борковской школы Мишенева (теперь Пушкарева) Мария Алексеевна, которая вела переписку с Коганом. К сожалению, письма она не сохранила6. С 1955 года информатор Яблочкина Валентина Александровна работала библиотекарем в селе Назарьево и помнит, что изначально на могиле была красная звезда (символ правды красноармейцев)5, памятник был сварен из железного листа, а позднее куда-то исчез вовсе. В середине шестидесятых годов приехали по вызову сельского совета какие-то мастера. Памятник изготовили прямо в селе и торжественно установили. Место захоронения указала родственница Касмынина Кузьмы Логинова Аксинья Леонтьевна6. На постаменте надпись:

Касмынин Кузьма Селиверстович

1894-1918

Первый председатель Сапожковского

военно-революционного комитета.

Погиб в Сапожке от рук врагов Советской власти.

За памятником ухаживали учащиеся сначала Назарьевской, а потом Высоковской школы. Сейчас за порядком на могиле следит Высоковская сельская администрация. Оградка всегда свежевыкрашена.

Нередко проезжающие останавливаются, чтобы посмотреть храм и невольно узнают, кто здесь похоронен. Интересуются, выкладывают фото в социальные сети. Мы – потомки - не имеем права не знать нашей истории. Я убеждена, что мой труд останется и тем, кто будет учиться в школе после меня. И они теперь будут знать, что исторические события - это не просто параграф в учебнике истории, а часть нас самих.



Используемые источники.

1. Воспоминания Яблочкиной Валентины Александровны3.4.6.

2. Воспоминания Ивлиевой Домны Петровны (со слов Чернышевой В.А., руководителя и соавтора)2.

3. Перов И.Ф., Кузнецов М.В., История рязанской милиции. — Т. 1, Рязань, 2003 г1а.

4. Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году. 4 страница1б.

5. Ленин жив! Культ Ленина в Советсткой России / Пер. с англ. С. Л. Сухарева. СПб., Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 285 с. (Серия "Современная западная русистика", т. 12, 6 стр.)5.

6. Воспоминания Марии Алексеевны Пушкаревой (Мишеневой)6.



Комментарии