Великие окские голоса - ХранителиРодины.рф

Каждый из братьев Пироговых обладал невероятным талантом: Григорий, Михаил, Иван, Алексей и Александр Пироговы – все пятеро братьев блестяще пели басом. Об их таланте в прямом и переносном смысле слышали по всей России и даже за рубежом. Подобных голосов, наверное, не было ни у кого.

Собирали по крупицам

Все братья, кроме Александра, родились в селе Новосёлки, ныне – Рыбновского района Рязанской области. Александр, младший, родился в Рязани, когда семья туда уже перебралась. Но обо всём по порядку.

Старинное село Новосёлки расположилось в пойме Оки, на правом её берегу. В XVI–XVII веках оно относилось к Солотчинскому монастырю. Историки свидетельствуют, что в селе были продовольственные склады. И сам Пётр I заплывал в село за запасами по пути в Азов. Именно в этом месте и жила семья Пироговых.

Семья была крестьянская. Местные жители вспоминали, что если дед Иван уходил в поля, его пение было слышно за несколько километров. Мощный голос был и у отца Степана Ивановича. Этот голос и передался по наследству сыновьям.

Когда появились дети, отцу пришлось больше работать, чтобы содержать семью. Он освоил плотницкое дело и устроился в рязанскую семинарию. Трудился он упорно. Видя его старания, ему решили выделить участок на улице Трубежной. Там вместе со старшими сыновьями Степан Иванович построил дом, куда Пироговы впоследствии перебрались. В этом доме и хотели изначально открыть музей, однако вопрос всё время откладывался в долгий ящик, пока не дошло до того, что в 70-х дом снесли…

Вещи, хранившиеся в доме на Трубежной, распределили в рязанский краеведческий музей, часть осталась в библиотеке имени Горького. Так как дом снесли, решение открыть музей именно в Новосёлках было однозначным. Появился он в селе в 1995 году. Сам дом восстанавливали работники колхоза «Приокский». Укоротили печку, сделали ещё один выход для туристов, подняли пять венцов. Всё – силами местных умельцев. Время выбрали непростое для открытия – трудно было достать даже гвозди с досками, поэтому всё собирали по крупицам. Экспонаты приносили, в том числе, и жители окрестных домов. Чугунки, горшки, маслогонка, ступа, прялка и другие предметы крестьянского быта – всё это, переданное сельчанами, теперь составляет экспозицию комнаты, которая посвящена особенности жизни крестьян конца XIX – начала XX века.

На стенах – архивные семейные фотографии. На них можно увидеть всё семейство – отца с матерью, сыновей и дочек Пироговых. Есть фотографии и рязанского дома, который снесли. А на одном из снимков братья стоят в одной из комнат этого снесённого дома. Сзади них – зеркало. Оно, к слову, тоже сохранилось в музее и представляет настоящую ценность, поскольку изготовили его в XIX веке.

По центру комнаты – люлька. В такой мать Пироговых и вырастила всех своих детей. С туристами разыгрывают сцену укачивания младенца и поют колыбельные.

На всё воля случая

Вторая комната – самая важная. В ней экскурсоводы рассказывают о самих братьях.

Пироговы – известные певцы, выступавшие на сценах разных театров – от тех, что были в уездных городах России, до Большого театра. Выезжали и за рубеж.

Самый старший – Григорий. Его талант был наиболее широко известен. Голос у него появился рано, все говорили, что мальчишке надо учиться. Но отец считал, что пение – это баловство, а зарабатывать надо при помощи мужицкой работы, а именно – плотницкого дела. Да и в музыкально-драматическом училище Григория не допустили даже до прослушиваний, когда узнали, что он из деревни… Но великий случай всё же помог раскрыть талант. Однажды, когда он запел на перроне, его услышал знаток оперного искусства Борис Песчанский. Он и предложил Григорию помощь в поступлении в училище. Степан Иванович запретил сыну уезжать в Москву, но тот после долгих раздумий всё же сбежал из дома.

Григорий пел сначала в Ростове-на-Дону, затем – в Мариинском театре. Слух о певце быстро распространился, поэтому вскоре Григория позвали в Большой театр, где он и исполнил целый ряд успешных ролей. Его голоса боялся даже великий Фёдор Шаляпин – отказывался выступать одновременно с Пироговым. В музее сохранились костюмы, в которых Григорий исполнял свои главные роли в разных операх. Все костюмы шились вручную, но на совесть.

Кстати, каждый сценический образ прорабатывался детально. Например, одной из главных ролей Григория Пирогова была роль Бориса Годунова. В музее можно увидеть скипетр, крест, воротник от рубахи, которые были украшены тоже вручную.

Второй брат, Михаил, был обладателем самого сильного по диапазону голоса. Он был очень верующим и скромным человеком. Старался помогать матери и отцу. Под влиянием старшего брата отправился в Москву учиться в музыкально-драматическое училище. Но через год понял, что это не его. Внезапно ему предложили место дьякона в Борисо-Глебском соборе, где Михаил до училища проводил много времени. Отец дал добро на такой выбор сына.

Слушать отца Михаила собирались толпы прихожан. Среди них были не только те, кто приходил именно на службу, но и те, кого просто интересовал голос священника. Такая популярность сыграла злую шутку с Пироговым. Однажды после службы ему начали… аплодировать. Делать этого, конечно же, было нельзя, поэтому Михаила уволили. Бывший директор семинарии предложил ему уехать в Ригу. Так Пирогов и сделал. За рубежом его службы тоже собирали много людей, в том числе знатоков оперного искусства. Позже он вернулся в Москву и всё же стал выступать на театральных подмостках. Михаилу и его собственному творческому пути в музее посвящён отдельный уголок. И это неслучайно, настолько выделялся он среди своих братьев. В уголке – личные вещи Михаила, в том числе его церковное одеяние.

С любовью к Оке

Третий брат – Иван. Он тоже был обладателем красивейшего баса, но, увы, прожил всего 23 года. Парень был красивым и крепким, побеждал всех в округе в кулачных боях. Но в 1916 году его забрали на фронт. Будучи в Белоруссии, он провалился под лёд на болотах и заболел чахоткой. После этого он приехал в Рязань, где и умер на руках у матери. В музее сохранилась лишь одна фотография Ивана…

Алексей Пирогов в годы Первой мировой войны служил в действующей армии. По совету старшего брата Григория после Октябрьской революции он добровольно перешёл на сторону Красной армии, но был контужен, из-за чего потерял голос. Долго и упорно он его восстанавливал, и успешно. Работать уехал в Ташкент. А в 1931 году, после смерти Григория, перешёл в Большой театр, где исполнял роли старшего брата. Кстати, Алексей выступал под псевдонимом Пирогов-Окский. Потому, что зрители порой путали его с братом Александром из-за одинаковых инициалов и могли попасть не на тот концерт. Почему именно Окский? Да потому что он и Александр всем сердцем любили эту реку и восхищались её красотой. В экспозиции музея хранятся афиши первой половины XX века, где как раз и можно увидеть, что выступал Алексей под псевдонимом.

Младший из братьев – Александр – голос свой проявил поздно. Над ним уже в гимназии смеялись, что петь он не может. Но однажды, находившись дома с сестрой Пелагеей, он запел. Сестра подумала, что это приехал Григорий, но ошиблась. После этого она телеграфировала старшему брату в Москву, что голос у Александра наконец-то проявился. Григорий забрал его к себе и направил учиться. Так и попал Александр Пирогов на театральную сцену.

Однажды он ездил на кинофестиваль в Венецию. Сев в гондолу, Пирогов поплыл по каналам и начал петь. Около стекольного завода собралась толпа, с которой Александр разговорился. Его спросили, насколько ему понравились каналы Венеции. «Хороша Венеция, но вы не были на нашей Оке», – сказал Александр. И так описал окскую природу, что рабочие вдохновились и сделали вазу, которую вручили певцу перед отъездом домой. Она и сейчас находится в музее, но ей требуется реставрация.

Отдельный зал посвящён имению Пироговых в Шиловском районе. Туда они приезжали на семейный отдых. Как говорят экскурсоводы, как на сцене у братьев были свои роли, так и там: кто-то заготавливал дрова, а кто-то отправлялся на рыбалку… В музее хранятся личные снимки, где видно, какими дружными были братья. В уголке – рыбацкие костюмы и принадлежности, которыми пользовались Пироговы. Там же расположился макет теплохода «Григорий Пирогов».

Все экспонаты находятся под чутким присмотром хранителя музея – Татьяны Гафиной. Она работает в музее братьев Пироговых уже более десяти лет. Сначала была научным сотрудником, а потом, спустя небольшой промежуток времени, стала хранителем фондов.

О ней отзываются как о трудолюбивом и ответственном специалисте. Вся её экскурсионно-лекционная работа, а также разработка выставок, в том числе выездных, пронизаны творчеством и особым душевным подходом. Благодаря её работе музей и пользуется популярностью у туристов. Туда приезжают не только за историей семьи талантливых рязанских певцов, но и за особой атмосферой уюта, созданной в музее.

– О Пироговых можно рассказывать очень долго, поэтому экскурсии, если есть возможность, у нас затягиваются до трёх часов. Каждый год районный праздника песни имени братьев Пироговых собирает десятки коллективов и сотни туристов. Все хотят спеть на земле талантливых певцов. А мы всегда рады гостям.

Светлана Чукова, научный сотрудник музея

Как добраться

Дом-музей Пироговых располагается по адресу Рязанская область, Рыбновский район, село Новосёлки, улица Пирогова, дом 17. Связаться с учреждением можно по номеру 8 (49137) 61-2-12, электронная почта – dom-muzeipirogovih@yandex.ru

На общественном транспорте до села Новосёлки можно добраться на автобусе № 153 с автовокзала «Центральный» города Рязани.

Недалеко от музея располагается Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, восстановленная в 2000-е годы. По дороге к музею с нескольких точек можно полюбоваться панорамным видом на Оку. Там можно разглядеть Рязань, Солотчу и другие населенные пункты, находящиеся в пойме реки.

Комментарии