Дорога к памяти - ХранителиРодины.рф

100 лет прошло после окончания гражданской войны. Советский человек привык воспринимать её историю через призму легендарного самоотверженного героизма сотен тысяч людей, вставших на защиту Октября, на защиту идеи о построении самого справедливого социалистического общества. Но только теперь мы приходим к пониманию того, что это была одна из величайших трагедий нашего народа.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сухо-Березовская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района Воронежской области





Общероссийская краеведческая олимпиада

«Хранители Родины» для 10-11 классов»



Номинация: «История моей земли»



Эссе «Дорога к памяти»





Подготовил:

Зигаленко Алексей,

Учащийся 11 класса МКОУ

Сухо-Березовская СОШ, 397730,

Воронежская обл., Бобровский р-н,

с.Сухая Берёзовка, ул.Карла Маркса, д. 6

(адр. школы); 397730, Воронежская обл.,

Бобровский р-н, с. Сухая Берёзовка,

ул. Карла Маркса, 58 (дом. адр.);

Конт. телефон: (9204663401);

E-mail: s_berezovka@list.ru



Руководитель:

Попрыгина Лариса Александровна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Сухо-Березовская СОШ,

397730, Воронежская обл.,

Бобровский р-н, с.Сухая Берёзовка,

ул. Карла Маркса, д. 7;

Конт. телефон: (47350) 52-1-18;

E-mail: larisapoprygina@mail.ru







с. Сухая Берёзовка

2020 г.



Каждый когда-нибудь задаётся вопросом: «Зачем мне нужно знать историю? Живут и живут себе люди. Я тоже задумался над этим и решил понять, для чего же всё-таки историю нужно изучать всем.

Я считаю, что история - это память, заложенная в веках, передаваемая из поколения в поколение. М.В.Ломоносов в своём научном труде об истории славян утверждал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Мы оглядываемся назад и видим, то, что пережил наш нард: падения и взлёты, победы и проигрыши, заблуждения и открытия. Много было ошибок сделано. Так вот и надо на них учиться, чтобы не повторять их в будущем.

Не зря академик Д.С.Лихачев считал: «Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной»

А сколько войн было в истории нашего народа! Зная всю суровость войны, человек боится её, и стремится не допустить. Да, двадцатый век – это век двух самых ужасных войн. Дух соперничества витал над миром. Я вижу в этом стремление к превосходству. Одна нация хочет возвысится над другой. А разве не сошёл с ума целый народ, пришедший к нам с войной? Разве не дух самовозвышения владел им? Этот дух пребывает почти в каждой войне.

Конечно, сейчас нет таких масштабных войн, как раньше, потому что человечество с помощью истории сумело понять, что война - это страшно, это огромные потери, голод, сломанные судьбы. И даже сложные вопросы можно решить за столом переговоров. Благодаря историческим событиям люди научились договариваться без сражений, появились дипломатия и международные отношения.

Вот здесь и важно знание истории. Только с уважением относясь к памяти предков, чтя героев прошлого, мы сможем сохранить свою землю, жить в мире. Я не хочу, чтобы мы превратились в «Иванов» не помнящих родства; стать манкуртом, забыв своё имя, родителей, не иметь собственной воли. «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле», - учил нас Д.С.Лихачев. Во всем этом, я уверен, нам может помочь история, изучение традиций и обычаев своего народа.

Последнее время меня привлекают события Гражданской войны. Как это страшно, когда внутри страны брат идет на брата! Стало интересно, как здесь, в моем родном селе люди пережили эту трагедию. Вдумываясь в ход Гражданской войны, учёные историки и публицисты всё чаще задают вопросы: почему Гражданская война стала такой жертвенной и затяжной? Почему она стала бедствием для народов России? Кто виноват? Очень сложно оценить - кто был прав, кто виноват.

Советская власть установилась в селе Сухая Берёзовка в марте 1918 года. Но Гражданская война не миновала наши места. В боях за освобождение Сухой Берёзовки от белых погибли в 1920 году 23 воина 289 стрелкового полка 33 Кубанской стрелковой дивизии. Они похоронены в парке села. Среди них политрук Рувим Вульфин и красноармеец Яков Марушкин. Житель села Микрон Трофимович Карпов тоже служил в Красной армии, вернулся домой инвалидом, а другой житель Алексей Григорьевич Панов помогал белым, был арестован и приговорён к расстрелу, но убежал. Так были противопоставлены друг другу бывшие сельчане, друзья, родные. Такая внутренняя война продолжалась долгие годы, прорываясь мятежами, репрессиями.

Очень сложно оценить кто был прав, кто виноват. Из бесед со старожилами села я узнал, что вначале погибшие бойцы были захоронены на сельском кладбище. В память о погибших бойцах был поставлен деревянный памятник в виде конусной пирамиды с пятиконечной звездой наверху. Где он простоял до 1957 года.

В 1956 году в селе силами колхоза имени Чапаева начинается строительство Дома культуры. И одновременно был заложен парк в форме пятиконечной звезды, если смотреть сверху. В 1957 году в районном военкомате было принято решение о переносе братской могилы с кладбища в центр заложенного парка. Николай Васильевич Хромов вспоминает, что во время эксгумации было обнаружено 14 человек, а один сверху, по всей видимости командир. Также была обнаружена сохранившаяся пуговица.

Александр Фёдорович Шабанов говорит, что руководил данной работой председатель сельского Совета села Сухая Берёзовка Малеев Александр Тимофеевич. В переносе праха братской могилы принимали участие демобилизованные военнослужащие села: Славнов Алексей Васильевич, Малеев Василий Ефимович, Хромов Николай Васильевич. Надпись на табличке памятника имеет следующее содержание: «Воинам Красной Армии, погибшим в боях за Советскую власть в годы Гражданской войны 1920 г.» После распада Советского Союза памятник героям Гражданской войны находился в запустении. Лишь школьники во время субботников убирали листву и сухую траву. Инициативной группой нашей школы в 2009 году был разработан социальный проект, который получил название «Дорога памяти». В ходе данной работы учащиеся провели соцопрос по восстановлению памятника. Где жители единодушно высказали мнение о возрождении, не только памятника, но и памяти о тех исторических событиях.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что население села Сухая Березовка считают, что памятник Героям Гражданской войны необходим. Ребята подготовили обращение к главе сельской администрации Сухо-Берёзовского сельского поселения Титову А. Н. о восстановлении памятника и предложили смету. Эта инициатива школьников не осталась незамеченной. В 2010 году жители собрались на открытии восстановленного памятника героям Гражданской войны.

100 лет прошло после окончания гражданской войны. Советский человек привык воспринимать её историю через призму легендарного самоотверженного героизма сотен тысяч людей, вставших на защиту Октября, на защиту идеи о построении самого справедливого социалистического общества. Но только теперь мы приходим к пониманию того, что это была одна из величайших трагедий нашего народа.

Подлинная история Гражданской войны, её трагические страницы ещё до конца не изучены. Долгое время эта война показывалась с одной стороны правящей партии большевиков, не было объективного анализа белогвардейского движения. Между тем гражданская война – это явление, которое необходимо рассматривать с двух сторон. «Мы всё ещё на пути к истине, к подлинной правде о гражданской войне, о судьбах её героев», -подчёркивает доктор исторических наук, профессор И. П. Осадчий. Кто-то из мудрых сказал, что если историю забывают, то она имеет свойство повторяться. Чтобы такого не повторилось: ужасы Гражданской войны, репрессии и начинается процесс сохранения исторической памяти. Д.С.Лихачев писал: «Любовь к своей Родине это не нечто отвлечённое; это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей истории».

Литература

1. Н. И. Капустина, Л. В. Кригер, А. Соколов, Е. Д. Степанова «Сказ о земле Бобровской». Отв. редактор: к. и. н. Ю. П. Вылегжанин, М.: Издательский центр «Витязь», 1988. – 238 с., илл.

2. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. Ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. – 384 с.

3. Панова В. И. История Воронежского края: Учебно-методич. Пособие. 4-е изд., доп. Воронеж: «Родная речь», 2004.-287 с.

4. Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. / Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2015. -368 с.

5.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.6 Дет. Лит., 1989. – 283 с.6 фотоил.







Открытие восстановленного памятника.

Комментарии