Художник и Арктика: кто кого покорил? - ХранителиРодины.рф

На окраине живописного и очень уютного северного села Красноборск, что на юге Архангельской области, стоит необычное по своей архитектуре здание. Построенное сразу в нескольких архитектурных стилях, оно долгое время служило дачей, а затем и домом художнику Александру Борисову – человеку, который не только первым из живописцев запечатлел Арктику, но и сам её покорил.

Живописец Севера

Усадьбу под Красноборском в конце XIX века Александр Борисов спроектировал сам. Сам же и контролировал строительство, когда бывал наездами в родном селе. Необычное здание, от сказочного крыльца, срубленного из круглых брёвен, до застеклённой башенки с балконом, отлично отражает многогранную натуру самого Борисова. Ведь прославился он не только как художник, но и как благотворитель, географ, первооткрыватель и публицист. Вся эта необычная и насыщенная жизнь – в 15 залах музея дома-усадьбы и мастерской художника, что располагалась здесь же.

В крестьянской семье Борисовых о живописи и не помышляли. Но талант взял своё, и маленький Саша, вдохновившись иконами в местной церкви, начал рисовать обугленной головёшкой из печки на обрывках бумаги, что попадались под руку. Когда подрос, буквально сбежал в монастырь на Соловках, чтобы учиться иконописи. Там его талант заметил известный коллекционер-меценат и предложил Саше учиться в петербургской Академии художеств, где учителями Борисова стали Иван Шишкин и Архип Куинджи.

Уже в 28 лет Борисов оказался на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане, куда он отправился вместе с экспедицией министра финансов Сергея Витте. Вернулся художник с 150 картинами, живописующими Арктику. Рисовать при –40°С, когда ни краски, ни кисти не выдерживают, до Борисова не решался никто. Поэтому картины произвели фурор, как среди художников, так и среди покровителей искусства. Сам Павел Третьяков, основатель галереи, купил у художника 60 полотен за несколько миллионов рублей. Что же сделал с деньгами Борисов? Собрал свою команду и вернулся в Арктику, его покорившую. За год экспедиции, рассказывают в музее, он успел построить дом и чуть не погиб, когда команда застряла во льдах. Но самое главное: он нанёс на географическую карту новые названия, став первооткрывателем.

Арктика нашла своё место в музее дома-усадьбы, а как же иначе. Здесь проводят экскурсии, рассказывающие о природе и животном мире Севера, о том, чем и как жили населяющие северные края народы. Для детей всё это сделано и вовсе в развлекательном ключе: на экскурсиях по «северной сказке» их сопровождают игрушечные северные медведи и говорящие куклы.

Жизнь по кусочкам

Сама усадьба Борисова – уже произведение искусства. Сразу видно, что место расположения выбирал художник: с высокого берега открываются захватывающие дух виды на Северную Двину, а по приусадебной территории среди деревьев и зелени можно гулять часами.

Судьба у этого здания, впрочем, не из лёгких. После неожиданной кончины самого Борисова в 1934 году усадьба отошла государству, так как он не оставил завещания. Сначала в ней разместили парашютную школу (говорят, парашютисты прыгали прямо со смотровой башенки усадьбы), затем – детский костно-туберкулёзный диспансер. Личные же вещи буквально разбрелись по свету. Редкие книги, картины, мебель – что-то раздали родственникам, что-то сами себе присвоили новые «хозяева». От внутреннего строения в его первоначальном виде тоже ничего не осталось.

Как признаётся Антонина Ипатова, заведующая филиалом «Дом-Усадьба художника Борисова», работники культуры района забили тревогу о состоянии здания ещё в 90-е годы прошлого века. Музеем же усадьба стала лишь в 2001 году. И хотя она и попала в программы реставрации памятников культуры, средств на одномоментный ремонт всё же не хватило. Сама Антонина Николаевна стала заведующей в 2007 году и уже взялась за дело серьёзно: решила поднять архивы парашютной школы и начала выискивать внуков и правнуков тех парашютистов, что квартировали в своё время в усадьбе. Оказалось, что многие из них по-прежнему живут в районе и даже хранят те самые старинные вещи.

Кое-что сохранил и местный краеведческий музей, в основном усилиями краеведа Сергея Тупицына. После смерти Борисова, его по самым разным причинам старательно вымарывали из истории. Недаром мало в какой советской энциклопедии искусства можно встретить его фамилию. Сергей Иванович Тупицын по всему району собирал те крупицы биографии и жизни Борисова, которые еще можно было сохранить. Но много фотографий и документов утрачено безвозвратно, признают в музее: люди, жившие и работавшие в усадьбе, не понимали, что именно у них в руках и избавлялись от старых бумаг. Очевидцы тех лет припоминают даже неоконченные полотна и наброски Борисова, которые шли на то, чтобы прикрыть посуду или ведро…

Сегодня «борисовские» вещи находят в России, Израиле, Америке, Франции и многих других странах. В музее мечтают вернуть их в дом художника. Сотрудников, к слову, в музее не много: всего пятеро. Но делу они преданы до конца – так велик интерес и любовь к выдающемуся земляку.

- Когда он был жив, его знал весь мир, ему рукоплескали в разных странах. Очень обидно, что сейчас о нём знают разве что в Архангельской области.

Антонина Ипатова

Многие вещи и экспонаты переданы в дар музею неравнодушными людьми. У родственников Борисова сложилась традиция приезжать сюда в День памяти художника. Они привозят архивные фотографии, документы, письма, личные вещи. Фисгармония, на которой когда-то играла жена Борисова, приехала из Новодвинска. Старинный комод тоже вернулся из частных рук. Под стеклом – металлическая кружка, которую Борисову, в ходе его путешествий по Северу, подарил другой исследователь Арктики, знаменитый норвежский путешественник Нансен. А один из потомков учившегося здесь парашютиста даже привёз «борисовские» столик и шифоньер, попросив в качестве платы лишь одно – чтобы ему провели экскурсию по дому-усадьбе.

100-летняя мечта

Главная тема экскурсий – это, разумеется, жизнь и судьба самого Александра Борисова. От увлечения Арктикой и выставок в Зимнем Дворце до открытия санатория минеральных вод «Солониха», который работает и по сей день. Борисов зарекомендовал себя и как проектировщик: работал над проектами Байкало-Амурской магистрали, Северной железной дороги, хотел даже наладить на малой родине целлюлозное производство. Многое из этого входит в тур по «борисовским местам» – тем, которые имели большое значение в его жизни. Впрочем, в музее признаются, что рассказать готовы обо всём: о творчестве художника и о его общественной работе, об экономических проектах и о его окружении. Ведь это человек, который был входил в круг знакомых и последнего Российского императора, и Владимира Ленина – мог ли крестьянский мальчик о таком подумать?

Реставрация, как и пополнение экспозиции, продолжаются в музее и сейчас. В настоящее время возвращают исторический – многоярусный – вид кровле усадьбы. По фото удалось восстановить и часть интерьеров. Разумеется, своё место заняли работы Борисова. Пусть самые выдающиеся и хранятся в художественных музеях, в усадьбе художника вполне можно увидеть работы из каждого его периода.

Удалось сотрудникам музея воплотить и давнюю мечту самого Борисова. Дело в том, что своих детей и наследников у художника не было, а потому он мечтал, чтобы в его усадьбе располагались мастерские для других молодых творцов. Чтобы дети рисовали здесь так же, как он когда-то работал в усадьбе своего учителя, Архипа Куинджи. Исполнить эту мечту удалось лишь сейчас: для юных гостей проводят мастер-классы и уроки по рисованию, а молодые художники приезжают сюда на пленэры.

Комментарии