«И близких всех душа не позабудет…»
"Судьба героя Великой Отечественной Войны", Сатис, Нижегородская область
Память о войне – дань уважения подвигу народа. Мы - дети двадцать первого века, не знаем войн и лишений. Мы благополучны, сыты, успешны и счастливы. Мы живем в мирной процветающей стране, и, казалось бы, бесконечно далеки от последней войны, про которую некоторые из нас не знают вообще ничего. Далеки от самой кровавой войны в истории Отечества, которая грязным сапогом вытоптала многие километры нашей Родины и выкосила миллионы жизней. Но, несмотря на большую временную дистанцию, эта война напоминает о себе: ведь практически в каждой семье есть и были современники или участники событий 1941-1945 годов. И своим благополучием мы обязаны им.
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
Н. Рубцов
Нет такой семьи, где бы ни хранились фотографии, самые разные - любительские и сделанные в фотоателье, строгие официальные и армейские.
Вечером, когда мы собираемся всей семьей, я люблю пересматривать семейные фотографии ( у нас в доме много фотографий).
Листаю семейный альбом… Со всех снимков глядят на меня лица, лица людей, живших когда-то и живущих сейчас, знакомые и незнакомые. За каждой фотографией - чья-то жизнь, необязательно героическая, чья-то судьба, судьба отдельного человека, отдельной семьи…
Вот интересное фото в черно-белом исполнении: молодая, красивая черноглазая девушка. Конечно, это моя мама, а рядом с ней мой любимый папа! Мелькают яркие фотографии старшей сестры (она старше меня на 14 лет). А вот маленький Дениска, мой племянник, которого я очень люблю и жду с нетерпением его приезда в гости. Другая фотография - с детства любимый портрет, с него мне ласково улыбается моя бабушка, мамина мама. Справа от нее пухленькая, в красивом платьице в горошек, с любимой игрушкой в руках - это я.
Но есть в этом альбоме фотография, а вернее фотоснимок, который не похож на наши, современные. Я с волнением беру ее в руки, на меня смотрит молодое, красивое лицо мужчины в военной форме. Черты его лица напоминают мне кого-то очень родного и близкого. Перевожу взгляд с фотографии на маму. В глазах застыл немой вопрос, на который мама гордо ответила: «Это твой прадед – Виноградов Алексей Васильевич!»
На фотографии прадедушка запечатлен в военной форме. Он был участником Великой Отечественной войны, служил старшим сержантом разведки.
Старая пожелтевшая фотография… А сколько она хранит информации. Так и хочется обратиться и мысленно поговорить с тобой, мой дорогой человек…
Милый мой прадедушка, Алексей Васильевич! Я знаю о тебе только по рассказам моей бабушки Любы (мы с ней живем по соседству, наши дома стоят рядышком, на одной улице). Она твоя дочь. Мне очень жаль, что ты так и не увидел меня, а я тебя. Хотя нет, я тебя увидела на фотографии, совсем еще молодым. В моей памяти ты навсегда останешься таким.
Бабушка Люба часто вспоминает о тебе только доброе: «Был хорошим семьянином, поднял на ноги дочь и двоих сыновей. Это был самый лучший отец». А ещё я узнала, что ты любил петь, играть на балалайке.
…Война вошла в каждую семью, каждый дом, она стала общей историей для всех советских людей.
Оказывается, семнадцатилетним пареньком, совсем молодым, ты ушел на фронт, воевал на Курской дуге. Из рассказов бабушки я узнала, что в одном из боев был тяжело ранен, долгое время лежал в госпитале.
Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года.
Пришел с войны осенью в свое родное село и потекла обычная жизнь: женился на прабабушке Нине, работал трактористом в колхозе. Появились дети: сначала дочка Люба, затем сын Володя, Алексей. «Бывало, заработается Алексей Васильевич до темноты, устанет, тряхнет своим чубом и скажет: «Ну, Нина, пора бы и перекусить немного, отдохнуть и на покой» (из воспоминаний бабушки).
Любил вечерком посидеть на лавочке, поучить молодежь, но вспомнить о тяжелом военном времени не любил. Быстро пролетела его короткая жизнь- 69 лет. Из них 45 лет в мире и согласии прожили с Ниной Алексеевной, моей прабабушкой. Вырастили хороших детей, а разлучила их смерть. Не стало Алексея Васильевича 19 июня 1993 года. Отказало сердце. Он очень любил свою Родину, жену, детей, внуков и все делал для того, чтобы им жилось лучше. Жил честно, в ладу со своей совестью и людьми.
Мой дорогой прадедушка, наша семья свято чтит память о тебе. Я горжусь тобой! Ты победитель! Горжусь теми людьми, кто стойко и храбро защищал нашу Родину. Но вечным памятником героизму является не только железо, мрамор, гранит...
Я снова прошу у бабушки достать ту самую заветную шкатулку, что хранится в нашей семье уже более 75 лет. Это твои награды военного времени (орден «Красной звезды», Орден Отечественной войны II степени, Орден Славы III степени), юбилейные медали, документы, твои пожелтевшие от времени фотографии…
«И близких всех душа не позабудет…» - эти строки из стихотворения Н. Рубцова созвучны тем чувствам, которые я испытываю, когда смотрю на старую пожелтевшую фотографию моего прадеда.
Вот уже пятый год с гордостью встаю в ряды «Бессмертного полка» памяти с твоей фотографией, мой дорогой прадедушка. С фотографиями и табличками своих близких и родных героев в одну колонну выстраивается и вся наша Сатисская школа. И ровно в 10 утра «Бессмертный полк» начинает свой путь по центральным улицам поселка с песнями военных лет. Это шествие Победителей! Это история Великой Отечественной войны в лицах! А навстречу колонне выходят из домов местные жители. Пожилые женщины плачут, вытирают слезы… Я чувствую непомерную гордость за тебя, мой родной человек, и за всех, кто шел рядом. Мы кричали: «Ура! Спасибо за Победу!»
Я горжусь тем, что являюсь наследницей подвига и славы солдата Великой Отечественной войны. Он – живая история, его судьба всегда пример всем нам. Я кланяюсь перед солдатом войны, пусть наше поколение никогда не узнает ужасов страшной войны, смерти своих близких и родных!
Когда с бабушкой бываем в храме, всегда ставим свечу перед образом Георгия Победоносца. Я вижу, как свечи плачут. Плачут о душах погибших и замученных в концлагерях, об умерших от голода и холода, о так и не родившихся детях.
Комментарии