Едем бить баклуши - ХранителиРодины.рф

Наши бабушки и дедушки давно городские. Но если однажды захотите сделать деревянную ложку, поводить хоровод с песнями, погладить белье вальком и рубелем – приезжайте в гости «Дом Семёна ложкаря» в городе Семёнове Нижегородской области.

Ложка из пальмы

Ложкарный – один из старейших промыслов города Семёнова Нижегородской области, которым некогда занималось до 90% местных жителей. В конце XIX века здесь изготовляли до двухсот миллионов деревянных ложек в год! За это город Семёнов негласно называли ложкарной столицей России, здесь ложки резали из разнообразных пород дерева. Есть документальные упоминания, что в расход шли даже пальмы. Экзотическую древесину по Каспию доставляли на Нижегородскую ярмарку, а далее – к семёновским ложкарям. Изготавливали более 40 видов деревянных ложек на все случаи жизни: от рыбацких до горчичных, от детских до ложек для причастия в церкви. Деревянной ложкой было удобно есть горячую пищу из общего котла, не обжигаясь.

Процесс изготовления деревянной ложки делился на несколько стадий. Всем хорошо известно выражение «бить баклуши», которое сейчас мы понимаем, как ничего не делать. Однако в старину оно обозначало одну из стадий изготовления ложки. У деревянного чурбанка топориком отбивали несколько краёв, чтобы получилась форма ложки – черенок и черпачок. Это делали дети, начиная с 5–6 лет, и старики. В отношении них «бить баклуши» означало – зарабатывать себе на хлеб. Значение «лентяйничать» этот фразеологический оборот принимал в отношении 10–12-летних подростков, если те к своим годам не научились выполнять другие стадии изготовления ложки: тесление, выборка лопасти, заточка черенка и пятки. Один мастер при условии, что у него готовы баклуши, мог сделать за день до 120 ложек.

Знали в те времена и что такое маркетинг. Чтобы повысить спрос на товар, ложкари стали расписывать деревянный столовый прибор при помощи гусиного или куриного пера различными бытовыми сюжетами. Такие ложки назывались «крапление». Были тогда и свои моющие средства. Деревянные ложки мыли водой с добавление золы, либо оттирали речным песком. Семёновский товар пользовался спросом даже после появления оловянной, а затем металлической посуды, которую простой люд долго не мог себе позволить из-за довольно высокой стоимости.

Храним всё дома

Кустарный ложкарный промысел в наши дни в Семёнове практически сошёл на нет. Чтобы сохранить память о нём и старинном народном быте, в 2013 году в городе открыли музей «Дом Семёна ложкаря» – огромный деревянный дом-пятистенок с двором. Авторы архитектурного проекта изучали архивные документы, объезжали деревни района, чтобы понять, как должен выглядеть дом зажиточного семёновского крестьянина. Рубленый дом украшен глухой резьбой. Здесь есть две светёлки под крышей, изба и клеть (полужилое, полухозяйственное помещение). На дворе – сеновал и хлев.

Но построить дом мало, надо наполнить его стены жизнью. И вот за это взялись семёновские музейщики. Была проделана большая научная работа, создана концепция нового музея. Потом начали собирать коллекцию. Часть предметов хранились в фондах Семёновского историко-художественного музея. Но если уж речь идёт о музее народного быта, то и помочь в его создании должны были простые люди. И они очень помогли!

- Помню, вместе с коллегой ездили на КамАЗе забирать из деревни Аристово традиционную для этих мест лодку-ботник, изготовленную в конце XIX века. Лодку забрали, и мы с коллегой договорились пройти по деревне, вдруг у людей ещё что-то хранится. Не одну же лодку на такой машине везти. Сколько нам вещей отдали тогда! Мы думали, что долго будем наполнять экспозицию нового музея, а тут за один раз столько интересных экспонатов привезли.

Анастасия Яшина, заместитель директора по научной работе Семёновского историко-художественного музея

Оказывается, в деревнях Семёновского района люди до сих пор хранят старинные бутыли разных размеров, резные ткацкие станки, ручные мельницы, разнообразные орудия труда, рыбацкие снасти, гармони, старинные ульи. Безвозмездно в музей даже передали резную горку (предмет мебели) середины XIX века, украшенную диковинной для этих мест резьбой, которая изображает русалку-берегиню с двумя хвостами. Конечно, есть в «Доме Семёна ложкаря» огромная коллекция ложек все видов и размеров – от старинных, до произведений современных ложкарей.

Один день из жизни крестьянина

Особенность музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» – интерактивность. Здесь многое можно потрогать руками. Например, сесть за резной ткацкий стан попробовать поткать половик. Сотрудники музея говорят, что это вызывает такой восторг у школьников, что пока каждый не попробуют внести свой вклад в создание половика, от станка группа не отойдёт. Очень захватывает ребят и процесс помола муки в ручной мельнице. Оказывается, это не так-то просто! Большинство удивляет ступка – старинный детский манеж. Он выполнен из корня дерева. В цельном стволе вырезано отверстие, куда ставили ребёнка. Ступку начала XIX века также хранили жители одной из местных деревень, а потом передали в дар музею. Вместе с женой Семёна-ложкаря Семёновной деревянными вальком – рубелем можно попробовать выгладить белье. Также в музее предлагают прожить «Один день из жизни крестьянина» и примерить на себя роль хозяина дома, его жены, детей, наёмных работников. В музее есть мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол-оберегов, плетёных поясов, картин на батике, выпечке блинов. В «Доме Семёна ложкаря», конечно, можно самому изготовить деревянную ложку. Этому научит настоящий ложкарь.

- У современной молодёжи часто нет возможности попасть в настоящий деревенский дом. Бабушки и дедушки давно тоже живут в городе, – рассуждает . – После мастер-класса по изготовлению ложки ребята порой и стружку с собой забирают. Недоумеваем: зачем? А они отвечают, что стружка так вкусно пахнет настоящим деревом!

Анастасия Яшина

До Семёнова из Нижнего Новгорода можно доехать на электричке, либо на машине по трассе «Москва–Киров». В городе есть пять музеев – краеведческий, музей, посвящённый хохломской росписи, музей народных ремёсел и музей семёновской матрёшки и традиционной игрушки. Можно посетить старообрядческую церковь и православный Храм во имя Всех Святых. Впечатлит и прогулка по старинному Семёнову, который за архитектурный план города называют «маленьким Парижем». В городе работают две гостиницы, один хостел, много кафе. Машину можно оставить на парковке около музея народного быта «Дом Семёна ложкаря».

Комментарии