От починка Перехватов до села Благовещенское - ХранителиРодины.рф

Село Благовещенское бывшего Варнавинского уезда Костромской губернии ведёт свою историю из глубокой старины. Все письменные и документальные источники подводят к 1617году, но по моим опросам со слов сторожил села, история основания чуть раньше в 1616 году. Конечно принято верить документам, поэтому в 2017 году мы отмечали 400 лет с основания нашего села.



Село наше расположено на правом, высоком, берегу реки Ветлуги. Вот как пишет про Ветлугу Н.Шишляев в своем очерке «Река моей юности» - «Ветлуга… Привлекательная своею поистине сказочной красотой, заставляющей восторгаться и молча смотреть на ее дали. Щедрая, готовая поделиться своими богатствами, но и коварная во время сильного ветра. Всегда величественна и красива эта река!»Вот что писали Нижегородские губернские ведомости, 1891, 17 июля (№29) «Ветлуга. Река Ветлуга по своей величине 6-й из притоков Волги, она протекает на расстоянии до 800 верст и впадает в Волгу верс на 10 выше г. Козьмадемьянска…. Ширина Ветлуги от 60 до 120 сажен в межень, во время розлива – до 12 верст, глубина от одного до 6-8 сажен. Среди лета, образуются значительные мели, которые препятствуют судоходству, значительнейшие из них: Карандаша близ Варнавина, перекат около села Благовещенского…»



До советской власти параходов на реке было мало. Водили они только баржи да перевозили пассажиров, и то лишь по весеннему половодью. Летом река мелела, параходы уходили на Волгу. На Ветлуге оставались работать небольшие колесные. Ветлуга – река лесная.

Весной, в половодье, по ней сплавлялось более миллиона кубометров лесоматериалов в грузовых плотах и белянах – самосплавом.

Летом в мелководье по Ветлуге плыли самосплавом однорядные плоты. Часто можно было наблюдать, как их подталкивали шестами или тянули за канат плотовые рабочие. Так в былые времена люди использовали водный путь реки Ветлуги для перевозки грузов. Другого транспорта, за исключением конного, тогда в нашем районе не было. Тяжелый и изнурительный труд был в то время у плотовода и бурлака.



В начале ХVII века интенсивно заселяются русскими крестьянами государственные земли Поветлужья. Проста и убога была жизнь первых русских поселенцев на Ветлуге. В нужде, Бедности и тяжёлой работе проходила она. Трудную борьбу с могучими лесами приходилось вести земледельцам, чтобы с помощью топора и огня отвоевать клочки земли под, пашню и покосы. Глухие дебри сужали горизонт жителей однодворных починков, которые терялись в безбрежных лесах. Не все поселенцы обретали себе пашенную землю. Многие из них всю жизнь не имели её и существовали промысловой охотой и рыболовством на положении бобылей.

«Дозорная книга по городу Унже» содержит запись: «Починок Перехватов, а в нём крестьян: во дворе Сенька Мартьянов с сыном Федькою; во дворе Кирилко Софонов з детьми с Сенькою да с Тарункую, во дворе Ивашко Шпын:». Первоначально Арзубовские починки, до царей Романовых, принадлежали марийскому царю Арзубе,перешедшему на службу к русскому царю после покорения Казани 1552 г. Среди них Починок Перехватов, получивший, вероятно, своё название от того, что здесь была застава, как на реке, так и на «Большой Ветлужской дороге», соединявшей бассейн Ветлуги с Волгой. Функции заставы село Благовещенское выполняло и в более позднее время: по данным военно-статистического обозрения за 1848 г.



Под селом Благовещенским на р.Ветлуге была лесная застава. Здесь была проверка, контроль и учет всего сплавляемого по Ветлуге леса на Волгу. С 1618 года большая часть земель Среднего Поветлужья была пожалована боярину Фёдору Ивановичу Мстиславскому. При содействии его жены Ирины Михайловны крестьяне близлежащих починков к 1628 году построили в Починке Перехватове деревянную клетскую церковь на погосте в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Так возникло село Благовещенское, получившее название по престолу этой церкви. Первым священником Благовещеннской церкви был поп Евфимий. В 1705 году церковь сгорела, но уже в 1707 году была отстроена заново с присовокуплением придела в честь пророка Илии. В 19 веке в селе Благовещенском церковное строительство велось дважды. В 1858 году был построен однопрестольный храм в честь святителя Николая Чудотворца, который был расширен в 1898 году, строительство велось на средства прихожан. Причт церкви на 1910 год состоял из 2 священников, диакона, 2 псаломщиков. Числилось 1670 прихожан мужского пола и 1720 женского. Оба храма были обнесены деревянною оградою. При церкви действовала церковно приходская школа. Со слов коренных жителей обе церкви были деревянные, как они их называли, зимняя и летняя церковь. Купол зимней церкви был разрисован фресками.



Село Благовещенское прославилось в очерке В. Короленко «Река играет», главным героем, которого стал паромщик Василий Тюлин. И насамом деле это реальный герой, о котором мне довелось слышать, от сторожил села. Но также мне хочется упомянуть и о других знаменитых людях живших в нашем селе. Например, В.И. Снежневский, в доме его отца часто и подолгу гостили тот самый писатель В.Г.Короленко и публицист и историк Н.Н.Оглоблин.



Еще одна уникальная личность села Благовещенское это доктор Исаичев. Со слов коренных жителей это был уникальный доктор, к нему приезжали на консультации и лечиться даже из Нижнего Новгорода. Он лечил, как рассказывали мне бабушки нашего села, и глазные болезни и операции делал и даже принимал роды.



Великая Отечественная Война нанесла огромный ущерб , в разоренных войной колхозах несмотря на большие трудности постепенно налаживалась жизнь.



С 1976 года на территории Благовещенского сельсовета размещаются два крупных колхоза «40 лет Октября» и имени Ленина. Колхозы много строят, особенно «40 лет Октября», который возводит дороги, и жилые дома, и общественные здания.



На территории села Благовещенского было построено два здания школы, библиотека, клуб, своя пекарня, пристань, почтовое отделение, магазин, три здания больницы.

Комментарии