Бессребреник земли Угличской
О жизни и творчестве угличанина, краеведа, педагога, художника, моего прадеда Ивана Николаевича Потехина, Углич, Ярославская область
Как "голос блокадного Ленинграда был связан с Угличем"? Какие памятники архитектуры могли навсегда исчезнуть с карты Углича? Какие городские легенды сохранил для земляков Иван Николаевич Потехин? Академик живописи И.Э. Грабарь и мой прадедушка, что их связывает?
«О, какое большое время уложилось в жизнь каждого из нас, какое большое! Его хватило бы на несколько поколений, а приняло его одно… Сколько событий, сколько горя и радости, неразрывных с горестями и радостями всего народа…»
Берггольц О.Ф. «Дневные звёзды»
Как великая наша Россия славна и горда своими малыми и большими городами, так каждый отдельно взятый город её или населённый пункт славен людьми, живущими в нём. Эти люди – соль земли русской, они любят, берегут, украшают свою Малую Родину, воспевают её в своих произведениях. Для таких людей верна поговорка «где родился, там и пригодился». Наш рассказ будет про такого человека скромного, интеллигентного, беззаветно любившего свой город и горожан, прожившего всю свою жизнь в Угличе и для Углича – про художника, учителя, краеведа, моего прадеда Ивана Николаевича Потехина. Я попытаюсь раскрыть все грани его самобытного таланта, попытаюсь рассказать о нём и о времени, в котором он жил. Эпиграфом к этой работе я взяла строки из книги «Дневные звёзды» советской поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц. Строки из главы, которая называется «Рисунок пером», в этой главе Ольга Фёдоровна рассказывает о встрече в 1953 году в Угличе со своим старым учителем рисования И.Н. Потехиным.
Мои предки – коренные угличане из рода Потехиных
Мир людской – словно цветущий луг… Цветёт он характерами, талантами, подвигами человеческими. Кто же были предки Ивана Николаевича? В какой семейной атмосфере сформировался его характер?
Самым далёким предком из тех, кого мы пока узнали, оказался купец Александр Александров сын Потехин 1748 года рождения. У него было четыре сына: Григорий, Лев, Иван и Александр. Мой прямой предок – Лев Александров Потехин 1788 года рождения. У Льва было тоже четыре сына: Григорий, Иван Большой, Иван Меньшой и Василий. Мой прямой предок – унтер-офицер Иван (Большой) Львов Потехин 1807 года рождения. У этого Ивана Львова было трое детей: дочь Александра, сыновья Илья и Николай 1858 года рождения. Николай Иванов Потехин является отцом моего прадеда Ивана Николаевича. Все Потехины жили на Малой (Левобережной) стороне Углича и были прихожанами Леонтьевской церкви.
Большое счастье, что Иван Николаевич оставил нам дневниковые записи своей биографии. Он сам лучше всего расскажет о своей семье: «Родился я в Угличе 17 (29) декабря 1892 года на Малой стороне в семье сапожника Потехина Николая Ивановича. Мать моя, Анна Фёдоровна, из рода Беляевых, тоже угличан с левого берега Волги. Всего детей в семье было семнадцать человек, в живых осталось только восемь человек, из них мужчин один я, остальные сёстры…
Отец мой, Николай Иванович Потехин, был сапожником. С малых лет он обучался этому ремеслу у своего родственника, тоже сапожника. Отец был неграмотным, но довольно бойко считал на счётах, обладал хорошей памятью. Большой любитель пения, он пел в церковном хоре. Помню в детстве, когда я научился читать и писать, читал вслух по просьбе отца книги…
Окончив трёхклассную школу, я поступил в Угличское городское четырёхклассное училище. Оно находилось тогда на Большой стороне Углича в доме Зиминых на Воскресенской площади. Из библиотеки училища я стал брать для чтения книги… Отец очень уважал умных, образованных людей, и когда я выразил желание после окончания городского училища поехать учиться в художественное училище, он всячески поощрил и поддержал эту мою мечту… В 1910 году я окончил городское четырёхклассное училище. По совету учителей я поехал в Петербург с одной надеждой – поступить в художественное училище при Академии художеств…»
После того, как Иван в 1918 году заканчивает учёбу в училище и получает диплом преподавателя графических искусств, решает ехать домой в Углич. Он должен быть педагогом, должен помогать детям познавать мир, учить их прекрасному, доброму, вечному.
По приезде домой Иван Николаевич сразу устраивается на работу учителем рисования и черчения в СШ № 1 и № 2. Он самозабвенно занимается с детьми, живёт своей работой. Проработав в родном городе несколько месяцев, Иван Николаевич осенью 1918 года был мобилизован в ряды Красной Армии от Союза работников просвещения. Служил рядовым пулемётной команды. Спустя много лет Иван Николаевич с теплотой вспоминал о своих однополчанах, простых русских мужиках, рабочих и крестьян, пожилых и совсем ещё молодых пареньках, стойко переносивших тяготы военного лихолетья. Молодой педагог учил солдат рисованию. В своих воспоминаниях он писал, что в перерывах между боями эти бородатые русские мужики садились за мольберт и грубыми мозолистыми руками старались рисовать с натуры.
«Рисунок пером»
Наконец в 1919 году Иван Потехин возвращается в родной Углич. Дома его ждут отец, мама, сёстры. Он продолжает прерванную на время работу в Педагогическом училище. Как раз в этот период жизни Ивана Николаевича судьба сводит его с маленькой девочкой по имени Оля. Она не местная, приехала с младшей сестрой и матерью из революционного Петрограда. Иван Николаевич преподаёт в классе, где учится девятилетняя Оля во второй школе в 1919-1920 году. Много позже, через тридцать лет, известная советская поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц возвратится в любимый ею «город детства» Углич, найдёт дом в Пионерском переулке, где живёт её добрый учитель, проведёт несколько часов за чашкой чая в уютной, тёплой обстановке, беседуя с Иваном Николаевичем, вспоминая те, далёкие, жестокие, но столь милые впечатлительному детскому сердцу года. Посмотрит работы своего учителя, пройдётся с ним по городу и уедет из Углича. Она больше не сможет побывать в городе, который часто снился ей… Она напишет замечательную книгу «Дневные звёзды», где расскажет об этой поездке, о встрече с Иваном Николаевичем Потехиным: «Я сначала отыскала одного старого своего учителя рисования. Он не помнил меня, конечно. Но я вспомнила и даже узнала его, когда пришла в его кирпичный домик на самом берегу Волги.
Иван Николаевич Потехин, художник, старожил-угличанин, мой старый учитель рисования, одну за другой показывал мне акварели, этюды маслом, рисунки карандашом и пером, изображающие старый, сказочный Углич, и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунок пером, а на нём – детство, зима, счастье, на нём то, что снилось долгие годы, заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву… А оно, оказывается, живо. И вот глядит на меня всей своей не уходящей прелестью. Оно живо, оно сохранено старым художником – этот корпус с нашим окошком, выходящим к липам и зимнему дворику. Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то сердцу? Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждала я от жизни…». Ольга Фёдоровна подарила Ивану Николаевичу свою книгу «Первороссийск» с автографом. Эта книга находится в семейном архиве дочери художника Татьяны Ивановны Потехиной.
Краевед, педагог, художник, геолог, керамист, археолог, писатель – и это всё о нём, об Иване Николаевиче Потехине
По возвращении в Углич в 1919 году Иван Николаевич активно включается в работу местного краеведческого кружка. Тридцатые годы ХХ века – это время грандиозных строек и небывалых преобразований в СССР. Правительством было решено перегородить Волгу около Углича и Рыбинска плотинами, строить ГЭС, создавать рукотворные моря. По специальному заданию Волгостроя члены краеведческого кружка провели в период с 1929 года по 1933 год большую работу по выявлению и уточнению природных ископаемых на территории Угличского района. Было проведено 16 экспедиций, обследован 51 населённый пункт, обнаружены значительные залежи ископаемых: гравия, строительного камня, кварцевого песка, глины, охры, извести, торфа, бурого железняка, соляные источники.
На протяжении всей своей жизни Иван Николаевич серьёзно занимался археологией и геологией. До самой своей смерти он постоянно ходил в экспедиции со своими учениками, его приглашали присутствовать во время раскопок профессиональные археологи из Москвы и Ленинграда такие, как Д.А. Крайнов, М.В. Фихнер.
Иван Николаевич не только присутствовал при проведении археологических экспедиций, но и сам занимался поиском полезных ископаемых в нашем районе, поэтому его можно уверенно назвать краеведом-геологом. Приведу строки из статьи И.Н. Потехина в газете «Коллективный труд» от 20 апреля 1952 года: «В нашем районе имеются промышленные ископаемые, имеющие промышленное значение… По берегам рек, ручьёв обнаружены окаменелости, аммониты, белемниты, кости животных – мамонтов, гигантских оленей, буйволов, отпечатки рыб и животных, живших много тысяч лет тому назад. Выходы глины, кварцевого песка были обнаружены нами, краеведами, ещё в 1923-1924 годах по реке Волге у Грехова ручья, по реке Корожечне у Орлекского ручья, по реке Улейме и других местах. В 1951 году мне удалось найти выход чёрной и белой глины в новом месте, недалеко от Углича в осыпи берега реки Волги. Их этой глины я сделал несколько скульптурных изделий. При обжиге в гончарной печи глина оказалась устойчивой, красивой, по цвету белой и светло-оранжевой. Как оказалось позднее, глины принадлежат к каолинам, годным для фарфорового и керамического производства. Осенью 1951 года я с учениками – членами кружка, привёз эту глину для лепки. Из неё был вылеплен ряд художественных изделий и скульптур… Необходимо поставить вопрос об организации керамического производства художественных изделий, посуды, изразцов для облицовки печей, черепицы и так далее».
К сожалению, предложение Ивана Николаевича Потехина об использовании этой глины для производства гончарной посуды, изразцов не нашло поддержки у тогдашних руководителей Промкомбината. Позиция моего прадедушки была такая: всё, что найдено в земле, всё должно приносить пользу народу, должно украшать и облегчать жизнь людям. Он тяжело переживал равнодушие и непонимание властей по вопросу о применении в производстве глины, которую он нашёл. Иван Николаевич с большим энтузиазмом занимался в кружках лепки с детьми. С надеждой глядя на подрастающее поколение, он верил, что его ученики обязательно найдут применение его каолиновым глинам в будущем и его открытие пригодится угличанам.
Иван Николаевич после службы в рядах Красной Армии никогда надолго не покидал свой Углич. На его глазах быстро происходили изменения в жизни родного города. Из маленького, сонного городка на Волге, «сотканного из ветхих сказаний и легенд» Углич становился промышленным, в 1936 году была построена железная дорога до города Калязина, связавшая Углич с Москвой, велось строительство механических мастерских, ставших потом Ремонтно-механическим заводом, воздвигалась по тем временам мощная в 110 тысяч киловатт ГЭС. Углич начинал жить новой социалистической жизнью. Наряду с жизнью созидательной, происходили процессы разрушительные. До Великой Отечественной войны в городе было разрушено половина церквей. Окрылённый коммунистическими идеями советский народ смотрел только вперёд, в светлое будущее. Создавалось впечатление, что всем хотелось напрочь зачеркнуть всё, что было в прошлом. Иван Николаевич как будто боялся, что в азарте революционных идей люди навсегда вычеркнут из памяти прошлое своей великой страны. Он самозабвенно занимается изучением истории родного края. Он «заражает» своим энтузиазмом детей и взрослых. Он, работая в архиве со старинными документами, доводит до широких масс такие интереснейшие исторические факты из жизни Углича, о которых до него никто не знал. До сих пор экскурсоводы рассказывают туристам про чудо-город, срубленный в окрестностях Углича и сплавленный по Волге к Казани. Это была чудо-крепость Свияжск, при помощи её Иван Грозный успешно захватил Казань. Рассказывают гостям города и про Петухов камень, о котором ходят легенды. Краеведы Углича уверены, что А.С. Пушкин для своей «Сказки о Золотом петушке» заимствовал местную легенду. Иван Николаевич писал в прессе и о таинственных провалах на территории Кремля.
В 50-е годы в Угличе наконец-то был взят под охрану государства стремительно разрушающийся бывший Воскресенский монастырь, памятник архитектуры середины XVII века, творение талантливого митрополита ростовского Ионы Сысоевича. Каких трудов это стоило моему прадеду… Иван Николаевич, как председатель «Общества охраны памятников истории и культуры» города со своими товарищами стучится во все двери, не давая спокойно существовать чиновникам от культуры. Краеведы пишут письма в Государственный комитет Совета Министров РСФСР в отдел по делам строительства и архитектуры, пишут в «Литературную газету», доходят до академика И.Э. Грабаря и, в итоге, побеждают. Воскресенский монастырь начинают реставрировать. В наши дни шедевр русского зодчества XVII века – гордость Углича, место паломничества туристов.
В 1960 году Иван Николаевич активно помогал И.Б. Пуришеву в составлении первого путеводителя по Угличу. В книге есть статья про И.Н. Потехина. В последующих путеводителях, вышедших после смерти Ивана Николаевича, места для человека, отдавшего своё горячее сердце родному городу, уже не нашлось, как, впрочем, были забыты и другие интересные личности – уроженцы земли угличской.
По образованию Иван Николаевич был художником. Около 200 работ маслом написано им за всю жизнь. А акварели, графика, рисунки пером и обыкновенными цветными карандашами? Их множество… К сожалению не все работы сохранились. Много картин на историческую тему писалось по заказам музеев Ярославля и Углича. В 1947 году и в 1958 году на территории исторического музея были проведены персональные выставки Ивана Николаевича.
Как болело сердце у угличского краеведа за памятники истории и культуры, которые один за другим разрушали на его глазах в 20-30-е годы. Он стремится запечатлеть на полотне Углич-уходящий. Церкви Параскевы Пятницы, Леонтия Ростовского чудотворца, Введенская, Покровский монастырь, храм в селе Красное остались теперь в памяти старожилов г. Углича и на картинах Ивана Николаевича Потехина. «Нет, не за прошлое держался старый художник, запечатлевая и этот угол монастырского двора, и стоящий теперь на дне Угличского водохранилища Паисьевский монастырь пятнадцатого века, фиксируя облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза. О потомках, о будущем думал он…» (О.Ф. Берггольц «Дневные звёзды»).
Готовился Иван Николаевич и к своей персональной выставке в Москве в Историческом музее осенью 1961 года. Ему помогали в организации работники этого музея Карпов Георгий Васильевич и Казеев Борис Михайлович. Выставке не суждено было состояться. В сентябре 1961 года Иван Николаевич скоропостижно скончался.
Сколько бы мы не продолжали рассказ про Ивана Николаевича, надо сказать, что в первую очередь он был педагог. Педагог по образованию, педагог по складу души. С самого начала трудовой деятельности его судьба связана с Угличским педагогическим училищем. В училище он пришёл работать в 1918 году и проработал до самой смерти в 1961 году. Работал учителем рисования, черчения, во внеурочное время вёл изостудию, драмкружок.
В годы Великой Отечественной войны по возрасту, а Ивану Николаевичу в 1941 году было 49 лет, он не принимал участия в боевых действиях. Всю войну Иван Николаевич работал в педучилище. С особой заботой и вниманием в эти суровые и страшные годы он занимается с детьми. Его студенты ставят для маленьких угличан кукольные спектакли, организовывают различные праздники, оформляют новогодние ёлки с движущимися и говорящими фигурами деда Мороза, Черномора, разных зверушек. В зимнее время года лепят из снега огромные сказочные фигуры. Со всего города прибегают ребята посмотреть на диковинного Мороза и Снегурочку. И не было конца детскому счастью.
Он отдал своё большое горячее сердце родному городу и его жителям
Иван Николаевич постоянно находился в окружении людей, будь то его ученики, его товарищи, его родные, просто неравнодушные люди. Двери его дома в Пионерском переулке были открыты для всех. Его посещали известные в области краеведы: А.А. Золотарёв, В. Прямков, А.Д. Крайнов. К нему приезжали писатели: Ю. Помозов, О.Ф. Берггольц. Ему писали И.Э. Грабарь и другие. Простые угличане приходили к нему за советом, за помощью. Иван Николаевич был очень прост в общении. Мягкий, негромкий голос, умные и добрые глаза, обаяние интеллигентного человека притягивало людей к нему. При жизни его в Угличе знали очень многие, а слышали о нём почти все.
Личность Ивана Николаевича была настолько многогранной, что нельзя сказать, что для него было первостепенным: будь то преподавание, изучение истории, занятие археологией или рисование… Для него всё было важно и первостепенно.
И ещё одно – необычайной скромности был этот человек. Об этой черте характера всегда повторяли те, кто знал Ивана Николаевича.
Никакого богатства за свою жизнь не нажил он. Главным богатством его были ученики и художественные работы, оставленные для потомков.
Комментарии