Одобрено редакцией
Не Боги горшки обжигали
Дом Малаховых , Коровино, Владимирская область
В глиняной посуде еда вкуснее Глина особого назначения
Дом Малаховых в селе Коровино Меленковского района Владимирской области совсем не похож на музейное здание.
Вместо паркета – горн (печь для обжига) с земляной насыпью, а гиды не на каблуках и с указками, а в толстых резиновых фартуках, перепачканных глиной. Зато экспонаты, произведения рук гончаров Малаховых, стоят того, чтобы ими восхищались, разглядывали, покупали. Здесь это не возбраняется, а приветствуется. Туристическая тропа к дому никогда не зарастает, а интерес к нему только растёт. Во дворе посетителей встречает необычное «горшечное дерево», на ветках которого растут … горшки, знак гончарного ремесла.
Эта музейная мастерская необычна тем, что здесь демонстрируют не только сами экспонаты, но и процесс их изготовления. Вам расскажут и покажут, как появляется на свет глиняная посуда и другие изделия. А ещё дадут попробовать самому что-то сотворить на гончарном круге.
И в плену горшки спасали
Фамильная марка складывалась многими десятилетиями. Гончарная династия семьи по женской линии ведёт свой отсчёт, как минимум, с XIX века. Глава фамильной фирмы, Алексей Михайлович, не из потомственных гончаров. А вот его супруге, Зинаиде Фёдоровне, и по отцовской, и по материнской линиям передалось гончарное наследство. Малаховы знают, что один из их дедов ещё в Первую мировую войну попал к немцам в плен. Каким образом надзиратели узнали о способностях пленника, неизвестно, но русскому гончару дали возможность проявить свои способности. И он стал делать такие глиняные изделия, что даже после окончания войны, его уговаривали остаться в Германии и продолжать начатое дело. Но мастер от иноземных благ отказался и вернулся в родное село во Владимирской глубинке. С тех пор в родном Меленковском уезде и далеко за его пределами, в Нижегородской, Рязанской, Ивановской областях хорошо известны коровинские горшки. А само Коровино считается центром гончарного промысла всей Владимирской области.
Срок созревания 300 лет
Всем посетителям Малаховы рассказывают и показывают, как рождается керамика. Правда, всё показать невозможно. Добычу сырья, например. Казалось бы, глина есть везде. Но для гончарных изделий нужна особенная глина. От её качества и технологии приготовления зависит, какими будут горшок, кринка, жбан или более изящное изделие.
По словам Алексея Михайловича Малахова основателя и хранителя мастерской-музея, подходящая глина залегает на глубине 4–5 метров. Если взять её ближе к поверхности, то изделие или лопнет в сушке или разрушится при обжиге. Хорошая глина должна пролежать под землёй не одну тысячу лет, переживая различные химические процессы. Чтобы найти пласт хорошей глины, делается шурф по типу колодца – метр на метр в ширину и на 5 метров в глубину. Особых признаков, указывающих на залежи глины, нет, поэтому напасть на пласт получается редко.
Но и добытую с таким трудом глину сразу использовать нельзя. Она должна пройти климатический цикл. Необходимо, чтобы она, заложенная в ямы-вешняки, – то сохла, то заливалась водой, то замерзала, то оттаивала. Чем больше таких циклов глина переживёт, тем лучше будет качество сырья. Но российская глина ещё ничего, а вот сырьё для знаменитого китайского фарфора, вызревает аж 300 лет. Зато и качество у фарфора отменное. Наши учёные путём специального облучения глиняной массы сократили этот срок до 9 месяцев. Получилось значительно быстрее, а по качеству – как у китайцев. Алексей Малахов нашёл ещё более простой способ подготовки сырья – выдерживает её на солнце. И тоже получается хорошо. Только после этого глина «специального назначения» попадает в помещение. Её складывают в «глиняные бабы» – большие кучи.
Семейный подряд
Когда одним делом занимается вся семья, то дело спорится быстрее, потому что каждый радеет за него душой. Старшие Малаховы Алексей и Зинаида – основатели и хранители мастерской. Глава семейства по образованию учитель физкультуры, был тренером в спортивной школе. В перестроечные времена, чтобы прокормить семью, стал лепить горшки в свободное от работы время. И понял, что это его дело.
Алексей Малахов признаётся, что прикипел душой к этому ремеслу, любит его, с уважением относится к гончарам, которые владеют секретами своего дела или, как он и его семья, болеют за него душой. Стараются по крупицам собрать и сохранить для потомков все тонкости гончарного дела.
Выросли и включились в ремесло дети. Сыновья – Алексей и Михаил и дочь Мария. Уже разбираются в тонкостях гончарного дела и старшие внуки, всего их шестеро. Сначала детям доверяют самую простую работу – топтать глину босыми ногами. Получившийся большой блин, сворачивают в рулон и снова топчут до тех пор, пока «тесто» перестаёт прилипать к ногам и рукам. И только после этого глина готова к работе.
В мастерской есть гончарный круг с ножным приводом. Наверное, на таких кругах ещё наши предки изготавливали самую первую глиняную посуду. Это не основное оборудование, оно для желающих самим попробовать что-то сотворить. Ох, как не просто вытянуть из глиняной лепёшки что-нибудь путное. Даже с помощью уверенных рук мастера, даже с его подсказками. А у Малаховых эта работа получается быстро, продуктивно, красиво, оригинально. Чайник с изящным носиком, турка, кастрюлька, вазочка… мгновение и на гончарном круге крутится задуманный предмет.
Как сажа бела
Но мало слепить, надо ещё правильным образом высушить то, что сошло с гончарного круга. Сначала продукт выстаивается на стеллажах в естественных условиях одну-две недели (если «подсушить» искусственно, изделие треснет при обжиге). И только потом оно отправляется в горн. То, что происходит с изделиями в печи – не видно, но Алексей Михайлович рассказывает, что посуду надо выложить на небольшой высоте от пола. В полу есть отверстия, насквозь проходящие в топку. Дрова поджигают и постепенно увеличивают их количество. Примерно за 8 часов (быстрее нельзя – изделия полопаются) доводят температуру до 1000 градусов. Вход в печь при этом плотно заложен кирпичами.
И никаких измерительных приборов – только опыт, навык и особое профессиональное чутьё. Так что же происходит там, внутри печи? Дрова горят, выделяя пепел и гарь. Казалось бы, горшки и кринки должны быть покрыты сажей, но вынимают их из горна чистыми. Как тут не вспомнить присказку – как сажа бела? Парадокс объясняется тем, что уже при 600–800 градусов, дрова горят без образования дыма, идёт только тепловая обработка. И вся сажа на горшках выгорает.
Чаще всего на экскурсию в Коровино приезжают школьники, чтобы своими глазами увидеть процесс изготовления керамики. У стендов с глиняными фигурками, масками, светильниками, вазами можно стоять и долго разглядывать. Их не найдёшь в продаже, потому что каждая вещь неповторима, сделана в единственном экземпляре. А ещё есть кружки, кринки, омлетницы, чугунки. По мнению хозяйки мастерской Зинаиды Фёдоровны, блюда, приготовленные в глиняной посуде, получаются особенно вкусными. И с этим не поспоришь, ведь даже в обычный горшок вкладывается столько человеческого труда, знаний, профессионализма, что результат не может быть плохим.
Как добраться
Адрес: Меленковский район, с. Коровино, ул. Зеленая, д. 106
Телефон: +7 (920) 629-25-33,
8-920-625-72-31, 8-920-625-72-19
Комментарии