История малой Родины-история её жителей
История малой Родины-история её жителей, Киржач, Владимирская область
Работа основана на воспоминаниях старожилов сел и деревень Киржачского района Владимирской области
Многие годы я занимаюсь историей сел, деревень и поселков, которых более ста на Киржачской земле (Владимирская область), записываю воспоминания старожилов и жителей, изучаю архивные материалы, которые позволяют достоверно узнать о многих событиях. В результате многолетней собирательской работы были изданы три книги под названием "Родники Киржачской земли".
Деревня, село, как родник, в котором сохраняется живительная сила,накопленная веками. С трепетом и любовью я вспоминаю незабываемые встречи со старожилами, которые делились своими воспоминаниями, открывая интересные страницы истории родной земли, культуры, быта. Вот они хранители Родины! Как не любить место, где ты родился или волею судьбы оказался в этих местах.
В долгих и неторопливых беседах со старожилами об их жизни было услышано столько историй, разных, правдивых, искренних!
Многие села и деревни на Киржачской земле были основаны в
XV, XVI, XVII веках. Районный центр город Киржач упоминается в документах XIV века, статус города Киржач получил по указу Екатерины II в 1778 году. История города связана с именем преподобного Сергия Радонежского, основавшего в 1358 году Киржачский Свято-Благовещенский монастырь. Монастырь располагается в центре города Киржача на крутом, живописном берегу реки Киржач. Первая обитель преподобного Сергия - Троицкий монастырь. Около четырех лет пребывал Сергий на Киржачской земле, а затем по увещанию святого митрополита Алексия и настоятельным просьбам братии Троицкого монастыря вернулся в монастырь Святой Троицы. Игуменом Свято-Благовещенского монастыря он поставил своего ученика Романа.
Свято-Благовещенский монастырь действовал до 1764 года, до Манифеста Екатерины II, упразднившей многие русские монастыри, в том числе и Киржачский монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. Указом Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского в июле 1995 года была возрождена деятельность Свято-Благовещенского монастыря.
В настоящее время на территории монастыря сохраняются уникальные памятники древнерусского зодчества: Благовещенский собор (к.XV-нач.XVIвв.) и Спасская церковь (1656г.). Первый является характерным образцом культовой архитектуры Московской Руси XVв., второй -храм с родовой усыпальницей бояр Милославских-относится к очень редкому типу храмов - "под колокол". Храм Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней в стиле русского национального романтизма на территории монастыря был построен на средства киржачских купцов Соловьевых в 1869 году. На месте храма преподобного Сергия Радонежского (XVIв.), взорванного в 1930-е годы, установлен Поклонный крест.
25 ноября 1997г. стал самым богатым на духовнозначимые события: обретение святых мощей преподобного Романа Киржачского и посещение города Киржача и монастыря Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Историю малой Родины можно прочитать не только в документах, но и узнать из воспоминаний жителей, старожилов.
Деревни с годами меняют свой облик, стираются из памяти события, традиции, имена, поэтому важно сохранить историю сел и деревень, рассказанную их жителями.
О многом рассказывали старожилы. Одно из незабываемых событий, которое коснулось всех - Великая Отечественная война.
Бурмистрова Анна Васильевна (1925 года рождения) из деревни Бельково вспоминала; "Родилась я в Белькове. Когда началась война, мне было 16 лет. Нас посылали работать на болото возить торф для ткацкой фабрики. Возили торф вагонетками. Трудно было, но не унывали. Хлеба давали по 600 груммов и по яичку. Если кто оставался еще на смену, добавляли 200 граммов хлеба. После войны работала ткачихой на фабрике "Свобода" в поселке Горки".
Спиридонова Валентина Ивановна (1929 года рождения) из деревни Климово рассказывала: "Жили мы в деревне Рязанки. Мне было 12 лет, когда началась война. Училась в школе. В каникулы работали в колхозе: помогали сажать капусту на лугу, собирали колоски. Помню, за деревней была молотилка и мы, девчонки, кидали снопы в молотилку. После школы рвботала на фабрике "Свобода".
Яшина Екатерина Ивановна (1928 года рождения) из деревни Ефаново вспоминала: "Росли мы без отца. Всех беднее были. В 1942 году пошли работать на фабрику. Мы-то были копеечные, маленькие. Там реву навзрыд: "К маманьке хочу". Дети были... Ходили босиком. Кто побагаче, галоши оденут. А мы из ниток навязали тапочек, покрасили чернилами, так и ходили. В 1943 году на работе дали нам помощь, по платью кашемировому с воротничками. Мы такие модные были, невозможно. Мария Григорьевна Соколова похлопотала, она мастером была на фабрике "Красная работница". В войну мы даже домой не ходили, когда работали в парашютной. Оставались,чтобы побыстрее материала наработать. Летом сено ворошим в колхозе, матери помогаем. А к трем на фабрику, до одиннадцати. Опаздывать нельзя. Гудки раньше гудели".
Кушали как? Летом в огороде все было. Кушали ягоды с молоком. Главное - молоко спасало. Наше детство - черемуха. Сколько её было. Вдоль реки одна черемуха. Объедались её".
О себе, о сестрах и о маме-солдатской вдове рассказывала Нина Григорьевна Фролова из деревни Афанасово, в которой потом долгие годы работала заведующей библиотекой: "Родилась я в 1939 году в деревне Никиткино. В 1947-1954гг. в деревне Никиткино было 46 домов, проживало более 200 человек. Семьи в деревне были большие от 5 до 10 человек. Когда началась война, мужчины ушли на фронт. Много мужчин с фронта не вернулись, в том числе и мой отец Федотов Григорий Филиппович. Он погиб в 1942 году. Осталось у мамы четверо детей. Две старшие сестры были нам родные только по отцу, а мы с Тамарой родные сестры. Но мы не чувствовали никогда, что родные мы наполовину. Наша мама Федотова Пелагея Ивановна, относилась ко всем одинаково, никого не выделяла. Жить было тяжело, работали с малых лет. Заготавливали дрова в лесу ручной пилой. Пилили с корня деревья, затем их разрезали на бревна по два метра и складывали в кучи. Приходил лесник и принимал, а после этого вывозили на лошадях из леса домой. Помогали маме во всем: и по дому, и в огороде. За это она в награду варила нам в самоваре по яичку. Колхоз в деревне назывался "Красный боевик". Работали в колхозе все. Каждое утро бригадир ходил по деревне в каждый дом и давал наряд. В деревне были: коровник, свинарник, птичник, конюшня. В конюшне было 10-15 лошадей. Каждый дом по очереди сторожил лошадей, чтобы их не украли. Мы тоже вместе с мамой и сестрой Тамарой сторожили конюшню. Всю жизнь наша мама работала на ферме, пять лет на свинарнике, пять лет на овчарнике и лет десять на телятнике и мы всегда с ней ходили убираться и кормить скот. Около свинарника было два колодца, и мы их полностью вычерпывали, чтобы накормить свиней.Была натуральная оплата труда, денег не было. Каждый выход считался трудоднем. На покос выходили все дружно, как на праздник. Мы, дети, тоже принимали участие во всех полевых работах. Сгребали сено, копнили в копны и на лошадях увозили в сараи. Снопы возили в овин, потом их молотили. Работали на веялке, сортировке. У нас в хозяйстве была корова, которая считалась кормилицей. Хлеб пекли в русской печке. Мама постоянно пекла нам пироги, таболки с творогом из ржаной муки и мы были сыты. В воскресенье у нас, у всех детей был праздник. Наши мамы на лошадях ездили в Киржач на рынок, где продавали молоко, творог, сметану, яйца, а оттуда везли нам гостинцы. А мы выходили их встречать далеко за деревню. Дети тоже зарабатывали себе на одежду, на книги для школы. Ходили в лес за земляникой, малиной, грибами, а потом шли пешком в Киржач и там продавали ягоды, а деньги отдавали домой, чтобы к школе могли купить обновки. Портфелей не было и мама шила нам сумки, с ними мы и ходили в школу в деревню Афанасово".
Когда я беседовала с Верой Петровной ощиной (1930 года рождения) из села Ельцы, она сказала: "Сколько девчонок не вышло замуж, год их перебила война".
Как рассказывали старожилы, в каждой деревне был "пятачок"-место, где собиралась молодежь. Пели под гармонь песни, частушки, плясали.
Задушевная подруга,
Нам не времечко гулять.
Для победы над врагом
Будем лес заготовлять.
На зеленой ёлочке
Свежие иголочки.
Храбро держатся в бою
Наши комсомолочки.
Возьму беленький платочек,
Не буду повязывать.
Пошлю милому на фронт
Раны перевязывать.
Немало я записала песен и частушек на разные темы. Надо сказать, что это незабываемые впечатления, когда женщины, родившиеся в 20-е-30-е годы прошлого столетия, поют песни или частушки и тебя пронизывает до глубины души их высочайшая духовность, искренность.
В каждой деревне своя красота, свое притяжение - люди, природа, быт, традиции, откуда не просто уйти, куда возвращаешься вновь и вновь.
В старинном селе Смольнево с 1998 года староста Нина Дмитриевна Наумова трудится во благоустроение храма Преображения Господня, получив на это в свое время благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Для Нины Дмитриевны восстановление церкви - уникального памятника истории XVIII века, стало главнымделом её жизни. Долгих почти 60 лет церковь не работала, разрушалась, зарастала бурьяном. Живет Нина Дмитриевна в деревне Кипрево, в в 7 километрах от села Смольнево. Почти каждыйдень на протяжении многих лет она преодолевала этот путь пешком, бывало на попутных машинах. Сегодня в восстановленном храме проходят службы. С весны до осени храм окружает огромное количесто цветов, посаженных Ниной Дмитриевной и её помощниками. Доброхотова Софья Ивановна - внучка священника Подлипского Николая Владимировича, служившего в церкви Преображения Господня с 19 февраля 1899 года по 1937 год, когда только стала восстанавливаться церковь, по приглашению Нины Дмитриевны Наумовой зашла в храм и заплакала, настолько её поразили, происшедшие за короткий срок, перемены.
Много воспоминаний старожилов связано с ремеслами и промыслами. В XVIII-XIX веках развитие деревень определялось доходностью ремесла, на котором специализировались киржачские мастеровые крестьяне: столярное и плотничное ремесло, шелкоткачество, выработка медно-латунной посуды, колесное, гончарное, валяльное и другие промыслы и ремесла. В XV-XVIII веках большинство деревень принадлежало Троицкому и Киржачскому монастырям. В связи с этим были развиты ремесла, связанные с потребностями монастырей: раскатка на тончайшие пластины золота и серебра и покрытия ими крестов, куполов, икон, вышивка церковных одежд (Заречье, Филипповское, Ратьково, Селиванова гора, монастырская слобода и другие села и деревни).
По данным Владимирских губернских ведомостей от 2 апреля 1866 года, в 1-й половине XIX века жители нашего края занимаются разными ремеслами: кузнечным, деланием медных ложек, резною и столярными работами, крашением. Также отходят в Москву и другие места для производства мастерства золотых дел, иконописного и живописного, печного и плотничного мастерства. У некоторых жителей установлены станы и жители занимаются тканьем сырцовых ленточек, нанок и бархата.
Основным промыслом в деревнях было шелкоткачество. Видный русский земский статистик, экономист, исследователь промыслов и промышленности Сергей Андреевич Харизоменов писал, что шелковое производство развивалось в селениях, находившихся на Стромынском тракте или приближенных к нему. На Киржачской земле это были такие селения, как Мележа, Дворищи, Филипповское, Аленино, Дубки, Ельцы, Храпки, Илькино, Ратьково, Заречье, Федоровское, Тельвяково и другие.
Например, впервые шелкоткачество в селениях Филипповской волости появилось в 1817 году, об этом сообщается во Владимирских губернских ведомостях. Братья Евдокимовы у деревни Никулкино основали шелкоткацкую фабрику. Впервые там ставят светелки с разделением труда: ткацкие, сновальные и другие. В 1864 году основаны ткацкие фабрики в селе Филипповское К.А.Федотовым, а в деревне Аленино А.В.Федотовым. "Филипповский ткач очень ценился",-рассказывал краевед Константин Сергеевич Крючков из деревни Аленино. в середине XIX века в селе Филипповское стали ткать бархат и плюш.
Издавна славилась Киржачская земля плотниками. столярами, печниками, кузнецами, сапожниками, шорниками, лудильщиками. Практически во всех селах и деревнях были мастера своего дела. Судьба многих из них в разное время была связана с фабрикой имени Урицкого (затем Киржачский шелковый комбинат). Многие жители сел и деревень трудились на фабрике имени Урицкого, и выбирали город Киржач постоянным местом жительства. В истории Киржачского шелкового комбината сохранились имена сельских жителей, работавших на фабрике.
Среди жителей сел и деревень было много мастеров различных ремесел и промыслов. Были семейные династии плотников и столяров, печников, гончаров и сапожников. Это Конахины, Дмитриевы и Турасовы из деревни Илейкино, Алексеевы из деревни Илькино, Алешины из деревни Ефремово, Бобковы, Боковы, Майоровы, Колыбановы, Пименовы из деревни Дворищи, Богуновы, Ваняшины и Синюгины из деревни Ефаново, Гавриловы из деревни Бобково, Лядухины, Печенкины, Грибоы и Лисины из села Филипповское, Логиновы из деревни Трохино, Фомины из деревни Костешево, Петуховы из деревни Полутино, Хромовы из деревни Турки, Туркины из деревни Никиткино, Синюженковы из деревни Акулово и другие.
О промыслах во Владимирских губернских ведомостях от 11 апреля 1859 года сообщается, что "Владимирские плотники известны по всей России. Плотники-аргуны по Аргунову покровского уезда и плотники-киржаки по г.Киржачу".
В XIX веке практически со всех деревень мужчины по окончании уборки урожая уходили на заработки, занимаясь плотничным и столярным делом: строили избы. дворянские дачи и флигеля, узорчатые беседки. Многие крестьяне занимались изготовлением срубов, рам, столов, стульев, иконостасов на резных узорах.
Уходили плотники из деревень на работу с ранней весны, с Пасхи, а к Петрову дню возвращались домой, и занимались своим хозяйством. Потом уходили плотничать с августа до начала декабря. Дома бывали все святки и до масленицы. С масленицы до страстной недели опять работали.
Во Владимирских губернских ведомостях от 24 октября 1842 года сообщается, что "все почти жители добывают себе пропитание плотничеством, гоньбою лошадей и содержанием постоялых дворов; есть много кузнецов, каменщиков, печников, работающих в Москве".
Примечательно. что в учебнике того времени были задачки, в которых упоминаются плотники. В сборнике арифметических задач и примеров для начальных народных училищ за 1916 год есть, например, такие задачи:
-Плотник работал в городе один год. 5 месяцев он жил у одного хозяина, а прочее время у другого. Сколько месяцев жил он у другого хозяина?
-Подрядчик платит своим рабочим 9 рублей в день, по рублю каждому. Сколько у него рабочих?
Прежде чем привести воспоминания старожилов, читаем в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля, например, о плотнике: плотник-рабочий для лесных поделок и строений. "В лес не съездишь, так и дома замерзнешь", "Не взявшись за топор, избы не срубишь", "Топор - плотнику кормилец", "Плотник без топора, что изба без угла",-гласит народная мудрость.
Сколько домов в селах и деревнях было построено плотниками для собственного жилья!
Знаменитый плотник, участник Великой Отечественной войны Иосиф Кузьмич Кирсанов родом из деревни Демидово. В Москву ходил с другими плотниками пешком, и там делали по 10 дверей в неделю на одного. Работали на хозяина в мастерской.
Многим срубил он дома в нашем районе. Строил техникум в городе Кольчугино. Работал в леспромхозе, в лесничестве в Киржаче. Глаз у него был точный, пристрелянный, мог увидеть любые отклонения. Было у него особое чутье на дерево. Поточит топор, насадит и определит, хорошего ли он качества. Хороший топор не боится елового сучка, не отскакивает от дерева ("надо, чтоб в дерево влип2) и точится легко. Точил всем пилы. "Люблю направить пилу", - говорил Иосиф Кузьмич. Инструмент точить сядет, часа два точит, терпение у него было. За ним очередь была, такой мастер был. Очень любил порядок, чтобы все на месте было - у себя под расписку брал. Если что-то не получалось в работе, то ночью не спит, ворочается, кряхтит. Прокручивает в голове все варианты. Характер был у него крепкий. Бывало, Иосиф Кузьмич вспыхнет как порох, а жена его Анна Георгиевна: "Да,да,да..." Плотники между собой хвалились топорами. Проверяли на еловом сучке. Если топор не загнулся, то его оставляли. Вот грабли, например, из чего: ручка из елки, дуга из можжевельника, зубья из молодой березы. Все инструменты Иосиф Кузьмич делал сам.
Антонина Ивановна Наумова из деревни Илькино рассказывала: "В Горках был лучший плотник Подушкин Виктор. В 1970- е годы было ему лет 50. Перед свадьбой ему заказывали сундук делать. Без сундука считалось и не невеста. Шифоньеры, кровати делал. Бани, кто заказывал, строил. Бочки делал. Раньше грибы, капусту, огурцы солили в бочках. Не портились в бочке. Без бочки и не хозяин".
А о мастеровом сапожнике вспоминала старожил деревни Ефремово Александра Ивановна Алешина: "на красной стороне деревни Ефремово первым от Киржача стоял дом сапожника Петракова Алексея. Он занимался ремонтом обуви, подшивал валенки. Жители деревни охотно пользовались его услугами. Известно, что у валенок быстрее снашивается подошва, задники. Люди постарше - бережливее, из 2-х пар изношенных валенок делали у сапожника одну пару. Сапожник на подошвы ремонтируемых валенок пришивал суровыми, провощенными нитками по две стельки, вырезанные из голенищ старой обуви. На заднике валенок сапожник ставил фигурные заплатки из кожи. В подшитых валенках из-за утолщения ногам намного теплее. Суровые нитки - это нитки льняные, а провощенная нитка та, которая рукой с усилием протягивается через край воска. Такая нитка, скользя, легче протягивается через прошиваемые части валенка. Воск защищает нитку от влаги. Подшитые валенки носятся долго".
Вспоминали старожилы и о древнем гончарном ремесле. Крестьяне из деревень Акулово, Корытово, Желдыбино добывали глину и занимались изготовлением горшков и кринок для бытовых нужд и для продажи. В деревне Акулово этот промысел возник во второй половине XVIII века. В 80-х годах XIX века в деревне Акулово было 99 взрослых и 14 малолетних гончаров. Горшки делали из жирной и жесткой глины. Глину для изготовления горшков добывали близ деревни Халино, которая находится в восьми верстах от деревни Акулово. Это место жители называли "Глины", показывая свое уважительное отношение к материалу, из которого получаются простые и пластичные изделия. У Ильи Эренбурга есть поэтические строки, посвященные гончарному искусству:
Я долго жил, я ничего не понял,
И в изумлении гляжу один,
Как, повинуясь старческой ладони,
Из темноты рождается кувшин.
До сих пор хранятся изделия местных гончаров у старейших жителей сел и деревень Киржачского района. Старожил деревни Акулово Кортикова Анна Ивановна (1921 года рождения) рассказывала о том, что гончарным ремеслом занимались в её деревне и в первой половине XX века; "В военные годы (1942-1944гг.) делали горшки в деревне Акулово. Мой отец Синюженков Иван Сергеевич собрал ребят, и они копали глину. Ребята были почти все одного возраста, по 13 лет. Были и старшие, это Виктор Филатов и Володя Назаров. Горшки выжигали в отдельном доме, в большой русской печке. Дом под мастерскую отвел председатель колхоза Чумикин Осип и называлась она приколхозная мастерская. Горшки были разного фасона. Еще делали кринки под молоко, цветочные горшки. После того, как горшки были готовы, их возили на лошадях в близлежащие деревни продавать, например в Мызжелово, Кошелево. После войны мастерскую нарушили, а дома этого уже давно нет, снесли".
Не менее древним промыслом в наших краях следует признать и валяние сапог из овечьей шерсти. Славились в этом промысле мастера из деревень Фуниково-Горской волости. Как завершалась стрижка овец, валяльщики отправлялись на заработки по деревням с сентября по декабрь, имея при себе инструменты: колодки, клинья, задушки, передушки, решетку, полотно, струны, железную скалку. Ходили по 2-3 человека. Иногда возили на лошади шерстобойную машину для очистки и перебивки шерсти. "Валял валенки Кузьмин Павел Дмитриевич", - рассказывала Н.П.Шахова из деревни Фуникова Гора.
Наумова Антонина Ивановна из деревни Илькино вспоминала: "Лошаков Петр из деревни Савино валял валенки. В 1962 году мы с сестрой Риммой, жили мы тогда в поселке Горки, ходили к нему валенки заказывать. И жена его Елена валяла. У них семья большая была. Держали овец. Жили за счет этих валенок".
В воспоминаниях Анны Ивановны Кортиковой из деревни Акулово видно, какими ремеслами занимались жители: "В нашей деревне выжигали уголь и возили на лошадях в кулях продавать в Орехово, Киржач. За деревней выкапывали котлованы и жгли в них березу, чтобы получился уголь. Занимались этим Котков Василий, Носков Иван, Буйдин Василий, Назаров Дмитрий. Мои родные Синюженковы были печниками: дед Сергей Демидович, его сын Иван Сергеевич (1891г.р.)-это мой отец, брат деда Гаврила Демидович и его сын Василий Гаврилович. Печником был Мурилкин Петр Васильевич. Хорошим печником был Захаров Сергей Викторович. Печники были также в деревнях Санино, Кашино, Старово. Пчеловодами в деревне Акулово были Лобанов Егор, Маринкина Прасковья Ивановна, Буйдина Евдокия Ивановна, Буйдин Василий Иванович. За деревней была кузница, её владельцем был Русаков В.".
Интересный факт, по документам в 1900 году в деревне Акулово печным промыслом занимались 29 человек.
Древним считается печной промысел. По материалам для оценки земель Владимирской губернии 1908 года сообщается, что 186 печников было в деревнях Акулово, Тельвяково, Арефино, Грибаново, Ефаново, Корытово, Храпки, Наседкино и др. Славились печники из деревень Тельвяково, Ефаново Корытово, Акулово, Финеево, Лукьянцево. Печник, как правило, передавл свое умение по наследству. Дети осваивали премудрости ремесла. Если строился дом без пристройки (прируба), то делали одну русскую печь, а в доме с прирубом делали две печи: в доме - голландскую, а в прирубе - русскую. Такой тип печей был принят в селах и деревнях. Много печек сложил Майоров Владимир из деревни Федоровское. Печных дел мастер считается Клинков Борис Борисович из деревни Федоровское. Знатным печником был уроженец деревни Ефаново Ваняшин Константин Александрович. 1912 года рождения. В трудовой книжке Ваняшина К. А. в графе профессия значилось: печник 6-го разряда. Это самый высший разряд.
Тимофеева Людмила Александровна рассказывала о своих родных: "Груздев Михаил (мой прадед) родом из села Филипповское. Занимался он ремонтом обуви, но главным делом было - шитье мужских хромовых сапог. Дедушка Груздев Георгий Михайлович (1913 г.р.) дом сам построил, смастерил всю мебель. Увлекался плетением корзин. Весной и летом заготавливал ивовые прутья, очищал от коры на специальном станке собственного производства, связывал в пучки, раскладывал для просушивания под навесом. Особым спросом пользовались у жителей села корзины для белья. Корзины у дедушки получались большие, красивые с двумя ручками или с одной. В этих корзинах женщины носили полоскать бельё летом на реку, а зимой возили на прорубь. Наверное, в каждой семье села Филипповское были дедушкины бельевые корзины. Плел он также корзины для сбора грибов, ягод, корзины для рукоделия, корзины ажурного плетения, вазы, хлебницы".
Дом Лаптева Ивана Леонидовича в деревне Федоровское не похож на другие дома. Его дом украшен резьбой, деревянными скульптурами. Вот что он рассказал о своем любимом занятии: "В октябре заготавливаю прутья для корзин. Растет ива по краю реки. Когда спадет лист, то надо срезать иву. Какой обруч, такая и корзина. Обруч лучше из ирги делать. Заготавливать её можно в любое время. Она крепкая, из неё что хочешь, сделаешь. В июне режу липу. Из вяза ещё плетут лапти, ноя плету из липы. Плетут лапти с пятки. Три пары лаптей могу сделать за день. В посуде из липы мед не выходит, из другого дерева выходит. В лаптях никогда мозоль не натрешь".
Большим событием для жителей были ярмарки, которые проводились в Киржаче. Так, во второй половине XIX века их было пять: Крещенская, Троицкая, Сергиевская ярмарки были учреждены в 1850 году; Благовещенская ярмарка (проходила с понедельника пятой недели Великого поста по субботу той же недели) была учреждена в 1887 году; Спасская ярмарка была учреждена в 1870 году. Ярмарки привлекали внимание не только местных мастеров и жителей, но и приезжих, в том числе из Москвы.
Заслуживают внимания воспоминания Зои Михайловны Смирновой, отец у неё был купцом, добрая память о котором сохранилась, как и о многих киржачских купцах, например, Арсентьевых, Соловьевых, неустанно занимавшихся благотворительностью, в том числе для Киржачского Свято-Благовещенского монастыря.
Итак. обратимся к воспоминаниям Зои Михайловны Смирновой; "Дедушка мой Смирнов Федор Никитович родился в 1847 году в деревне Власьево в семье крестьянина. Бабушка Ксения Михайловна родилась в 1839 году в деревне Жердево в крестьянской семье. У бабушки было два брата старше её. Папа у них умер рано, а вскоре ослепла их мама. Батья летом работали в поле, а зимой уходили на заработки. Все домашние дела выполняла бабушка, а в хозяйстве у них было две коровы. В деревне был один колодец и тот на другом конце деревни. Воды требовалось много, и бабушка носила воду на себе коромыслом. В то время в деревне не было ламп. Вечерами пряли при лучине. Бабушку выдали замуж в деревню Власьево. В доме Смирновых, кроме крестьянства, занимались мелкой торговлей. Жили они зажиточно, дом был каменный (кирпичный). Первыми в деревне они купили самовар. На него приходили смотреть соседи. Первое время его ставили по праздникам. Семья росла. Кроме 2-х детей от первой жены у дедушки родились еще семеро от бабушки. Последним был Михаил - мой папа. Стало трудно справляться с хозяйством, работать в поле и вести торговлю. Бабушка сказала, что надо чем-то одним заниматься. Тогда они решили переехать в Киржач. Купили большой дом на Покровской улице (ныне улица Ленинградская). Дети выросли, но жили одной семьей. Торговля шла хорошо. Потом случился пожар, и все сгорело. Дедушка с семьей переехал в 2-х этажный дом на улице Большая Московская, который купил у Карабановых. У Карабановых в этом доме был трактир. Дедушка первый этаж переделал под лавку, а на втором этаже были жилые комнаты. Потом в лавке торговал дядя Яша, а папа начал торговать самостоятельно и лавку арендовал у Медниковых. Бабушка Ксения Михайловна, папина мама, до 100 лет шила без очков. Умерла в 102 года в 1941 году. Папа наш окончил 2-х годичное городское училище, учился средне, но писал грамотно и красиво. В 1908 году папа женился на Стрельцовой Сане, нашей маме. Её мама Ксения Ефимовна восьми лет осиротела, и взяли её на воспитание фабриканты Симагины. В Киржаче у Симагиных была суконная фабрика, которую они купили у Арсентьевых. Дедушка (мамин папа) Стрельцов Емельян Андреевич родился в деревне Флорищи. Бабушка Ксения Ефимовна рассказывала, что однажды она гадала под Новый год, и ночью ей приснился сон. Идет она по Селивановскому мосту (мост через реку Киржач), а навстречу ей едет всадник на коне в кавалерийской форме. А вскоре к Симагиным пришел наниматься на работу кучером молодой человек, и бабушка узнала в нем того всадника, что видела во сне (дедушка служил в армии кавалеристом). Хозяйке новый кучер понравился, и она сосватала его с Ксенией, нашей бабушкой. Симагины справили им свадьбу, дали бабушке приданое, дом им выстроили. Бабушка стала служить кухаркой у Симагиных, а дедушка кучером. Детей у них было 10 или 11. Потом дом у них сгорел. Дедушка с братом выстроили новый дом на улице Сергиевская (ныне ул.Морозовская). Наличники окнам вырезаны были дедушкой. он был мастеровой, с веселым и добрым характером. Его любимая песня была "По Дону гуляет казак молодой". Наша мама (Смирнова Александра Емельяновна (Стрельцова в девичестве) окончила Александровское училище (ныне школа №2 в Киржаче), училась она прилежно. Была рукодельницей: вязала, вышивала, шила. С 12 лет уже шила по заказам. В молодости она сшила рубаху нашему папе. Познакомила маму с папой моя крестная Смирнова Елена Федоровна. После свадьбы мама переехала жить в дом Смирновых. Но прожили они здесь недолго, около года, и переехали жить в свой дом на Покровской улице (ныне ул.Ленинградская). В 1914 году началась война с Германией, дедушка наш Стрельцов Емельян Андреевич (мамин папа) ушел на фронт. В боях за Отечество дедушка отличился, был награжден Георгиевским крестом и двумя медалями. Умер от ран в 1917 году. Бабушка Ксения Ефимовна перешла жить к нашей маме. До 1928 года наши родители жили богато. Дом был большой, светлый. Внизу в подвальном помещении была кухня. Печи все были изразцовые, в некоторых комнатах пол был паркетный. В доме была красивая обстановка. Был у нас граммофон. Были игрушки: кукла выше меня (мне было 5 лет), такой же большой плюшевый медведь с маленьким мишкой, пирамида высотой в один метр. Папа и сам мастерил нам игрушки: два коня деревянных, домик с крылечком, трубой и дверью, которая открывалась. Папа вечерами у затопленной печки рассказывал нам сказки: "Мальчик с пальчик", "Пряничная избушка", "Как Васю гуси утащили". Папа и сам сочиныл нам сказки "О Гале и бабе Яге", "Об охотнике". В доме была большая терраска с выходом в сад. Много было цветов, ими занималась мама. Много было сирени, аллея из кустов акаций. На этой аллее папа кормил голубей. Был и фруктовый сад: яблони, вишни, крыжовник, малина. Держали пчел. Корова у нас была Красотка, большая, красной масти, доили по 32-34 литра молока в день. Ходили мы всей семьей в церковь. К Пасхе нам мама шила новые платья, а бабушка дарила нам атласные ленты. В Рождество ставили в столовой елку, игрушки были красивые. Особенно запомнились бумажные фонарики, хлопушки, разные фигурные пряники, обсыпанные сахаром, орехи и много бус. Под елкой стояли старик и старуха в шубах и лаптях, лица у них были из воска. В гости к нам приходили родные. Дети водили хороводы вокруг елки. Пели песни "В лесу родилась елочка", " Где же ты был, ты, наш черный баран".
Где же ты был, ты, наш черный баран?
Где же ты был, ты, наш черный баран?
-На мельнице, на мельнице,
Мой милостивый пан,
На мельнице, на мельнице,
Мой милостивый пан,
Что ты там делал, мой черный баран?
Что ты там дела, мой черный баран?
-Муку молол, муку молол,
Мой милостивый пан.
Муку молол, муку молол,
Мой милостивый пан.
Чем же молол ты, наш черный баран?
Чем же молол ты, наш черный баран?
-Все рожками да ножками,
Мой милостивый пан.
Все рожками да ножками,
Мой милостивый пан.
Наша мама хорошо пела романсы. Так хорошо мы жили. В 1929 году нас раскулачили. Отобрали дом, лавку, все имущество вплоть до наших игрушек и кухонной утвари. Мы переехали жить в дом бабушки на Морозовскую улицу. В 1930 году репрессировали папу Михаила Федоровича и сослали в Архангельскую губернию, где он тяжело заболел и в апреле 1931 года умер. В этом же году у на отобрали корову Красотку. Осталась мама с нами, с детьми и со своей мамой, нашей бабушкой. Ане тогда было 14 лет, а младшему Лёне 3 года. Бабушке было 83 года. С трудом мама устроилась рабочей на лесозавод, получала там приличный для того времени паёк. Мы ходили к ней на работу, носили ей обед. Несколько раз ходили туда смотреть немое кино. Лёня ходил в детский сад, который находился на территории завода. За хорошую работу маму однажды премировали книгой "Лесозавод", была она премирована и путевкой в Дом отдыха. Привезла нам оттуда конфет, печенья, пряников (накопила для нас) и лесных орехов. Бабушка, несмотря на преклонный возраст, и стирала и готовила обед, вязала нам чулки, работал в огороде. Она пекла очень вкусный хлеб, заварной, с тмином. Знала лекарственные травы, собирала их и нас лечила. Вечерами рассказывала нам на печке сказки. Мы помогали, чем могли. Ходили в лес за шишками для самовара, за ягодами и грибами. Аня убиралась в доме. Перед отправкой папы в ссылку, он сказал маме, чтоб она уила детей, но мама с бабушкой после папы жили недолго. В 1934 году они умерли. Остались мы одни. Ане было 17 лет, младшему Лёне 6 лет. Жить нам было, конечно, трудно, но мы жили дружно, все учились, получили образование. Вера, Тоня и Лёня - высшее, А я и Аня - среднее техническое".
Нет сомнений, что из рассказов жителей сел и деревень мы узнаем много интересного, полезного и поучительного. История малой Родины - история её жителей.
Наша земля щедра на талантливых людей. Еще отдельно хочу назвать прославленных наших жителей сел и деревень, о них тоже есть воспоминания, рассказы.
Это Герои Советского Союза, участники Великой Отечественной войны В.В.Бобков (д.Финеево), А.И.Рощин (с.Ельцы), Н,А.Рыженков (д.Кашино).
Династия художников Пичугиных родом из деревни Федоровское. Старший из династии Пичугин Захар Ефимович
( 1862г.р.) учился в Московском училище живописи,ваяния и зодчества, которое окончил в 1883 году. Вместе с художниками Левитаном и Коровиным писал декорации для частной оперы С.И.Мамонтова, писал декорации в Эрмитаже, иллюстрировал произведения Пушкина Толстого, Лермонтова, Гоголя, Аксакова. З.Е.Пичугин работал в издательстве И.Д.Сытина. Были художниками его младшие братья Алексей и Михаил, двоюродные братья Сергей Иванович и Иван Иванович Пичугины.
Изобретатель цветной фотографии, художник, талантливый скрипач Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году, был крещен согласно свидетельству в архангельском храме, что недалеко от усадьбы Прокудиных-Горских в деревне Фуникова Гора.
Хочу обратить внимание на слова Сергея Михайловича Прокудина-Горского, который утверждал: "Добиться можно всего трудом. Однако уметь думать обязательно". Сергей Михайлович добился в своей жизни многого, снискал уважение и славу у будущих поколений. Сохранил историю Отечества в цветных фотографиях.
Надеюсь, что эта небольшая работа вдохновит читатеей и им захочется послушать и записать чью-то историю.
Родник народной мудрости неисякаем и так хочется сохранить все до капельки для настоящих и будущих поколений. Я убеждена в том, как важно сохранить имена наших земляков, живших и живущих в селах и деревнях, чьих-то родных, близких, знакомых.
Есть главное, что объединяет нас всех, неустанно, по крупицам собирающих информацию по истории малой Родины, - это безграничная любовь к родной земле.
Подзаголовок H2
Синюгина Л.И. и Ветлова Л.М. (деревня Ефаново) Подзаголовок H2
Комментарии
Наталья
Замечательная статья о нашем городе. Воспоминания старожил всегда дают возможность окунуться в прошлое, узнать что-то новое об истории родного города. Спасибо Людмиле Георгиевне за её кропотливую работу. Она по крупицам собирает информацию и всегда преподносит так, что мы, жители нашего маленького городка, снова и снова находим повод гордиться славной историей нашего родного города и его жителями.