На родину «Восхода» - ХранителиРодины.рф

Наверное, у вас, ваших родителей, дядей или соседей был этот надёжный, лёгкий, высокопроходимый, скоростной, довольно компактный и при этом недорогой мотоцикл «Восход», о котором ходили легенды. «Едешь на нём и ощущаешь единение с природой», – вспоминает ковровец Николай Тубаев. Разные марки этой всенародно любимой в СССР модели «Восход», его предшественников – мотоциклов «Ковровец», а также мотоциклы известных мотоспортменов с удовольствием вам покажут на родине завода-производителя.

Дорожные, туристические, спортивные

Почему мотоциклы были популярны у советских людей? Во-первых, это более лёгкое, компактное, во-вторых, более доступное, чем автомобили, транспортное средство. К тому же тогда была сформирована определенная культура обращения с мотоциклами, связанная с ними романтика. Мотоцикл могли позволить себе люди со средним достатком. Хотя они выпускались в СССР ещё со времен войны и в Москве, и в Ижевске, и в Беларуси, но именно ковровские мотоциклы завоевали большую популярность у советских людей за их простоту, надежность, доступность и очень высокую ремонтопригодность. О том, что «Восход» можно было легко починить даже в гараже, любят вспоминать взрослые посетители Музея ковровского мотоцикла и спорта.

Эту удивительную экспозицию Ковровский историко-мемориальный музей по заданию Администрации города открыл в здании Ледового дворца «Ковровец», что рядом с мотодромом, 3 августа 2018 года. Событие приурочили к Чемпионату Европы по мотоболу, редкому для наших горожан мероприятию. Экспозицию открыли для того, чтобы многочисленные российские и иностранные спортсмены и болельщики могли ознакомиться с особенностями ковровского мотоциклостроения. А успехов в мотоциклетном деле у города действительно немало. В лучшие 1970-е годы с конвейера ковровского завода сходило в день по тысяче мотоциклов. Всего за советское время завод им. Дегтярева, который после войны на базе трофейных образцов занялся также мирной продукцией, выпустил около восьми миллионов дорожных и спортивных мотоциклов.

Музей занимает одно большое вытянутое помещение, где экспонаты представлены в хронологическом порядке. В экспозиции 28 мотоциклов серии «Ковровец» и его последователей «Восходов»: 16 из фондов Ковровского историко-мемориального музея, которые в свое время передал завод-производитель прямо с конвейера, и 12 мотоциклов ковровского коллекционера и реставратора Николая Тубаева – он временно их выставил в музее.

В экспозиции есть и самый первый ковровский мотоцикл – К-125, который являлся фактически несколько улучшенной копией немецких мотоциклов марки ДКВ 1930-40-х годов. Этот одноместный мотоцикл с двухконтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 4,25 лошадиных сил и скоростью 70 км/ч сошёл с конвейера оружейного завода им. Дегтярёва в 1946 году. Уже в 50-е годы на предприятии было создано конструкторское бюро мотоциклостроения, налажено производство собственных моделей мотоциклов. До 1965 года вышло несколько моделей одноместных мотоциклов серии «К-125» и «К-175», которые достигали скорости 85 км/ч и мощности 9,5 л. с. Затем вплоть до 1993 года завод им. Дегтярёва выпускал модели «Восход». Среди моделей были не только дорожные мотоциклы, которые шли к основному потребителю, но и туристические, оснащенные дополнительными креплениями для перевозки багажа, чтобы люди могли отправляться в дальний поход на мотоцикле, а также и спортивные, которые выпускались по заказу ЦК ДОССАФ для дальнейшего распределения по спортивным клубам страны.

- В среднем каждые пять лет с конвейера выходила новая модель – мотоцикл выпускался, за это время вносились какие-то улучшения, и затем на конвейер поступала новая модель. Усовершенствования от одной модели к другой не были радикальными: улучшалось электрооборудование, отдельные элементы конструкции двигателя и коробки передач, комфортабельность, плавность хода, повышалась скорость. Например, если первая модель «Восход» развивала скорость до 95 км/ч, то последний «Восход-3М-01» – до 105 км/ч».

Михаил Котомин, хранитель музея

Особая романтика

Например, модель дорожного мотоцикла «Восход 2М», которую особенно полюбила советская молодежь, имела улучшенные амортизаторы, двигатель, способный ездить на низкооктановом топливе, и максимальную скорость до 105 км/час. Для того времени это была действительно ракета! В очередной модели, «Восходе-3», бензобак стал вмещать 14 литров топлива – на два литра больше. Также улучшилось сидение мотоциклиста, модернизированы тормоза. А в «Восходе-3М» конструкторы хорошо поработали над системой зажигания, поставили противоугонный замок, применили новую оптику типа «европейский луч» с ассиметричным светораспределением, откидную педаль кикстартера, а также индикатор износа тормозных накладок. Последняя модель дорожного «Восхода 3М-01» была оснащена новым двигателем с лепестковым клапаном, что позволило снизить расход топлива и вредность выбросов, мощность выросла до 16 л. с.

Все посетители с любопытством рассматривают редкий мотоцикл К-175 1956 года выпуска, который мотоциклетный народ прозвал «Ковровской Явой» за удивительное сходство с этой чехословацкой машиной. Интересен для них и мотоцикл «Восход 250 СКУ-5» (спортивный кроссовый уникальный), на котором ковровский чемпион по мотокроссу Виктор Волков выступал в зимних мотокроссах. Эту уникальную высоконадежную спортивную модель с многоканальной продувкой двигателя завод им. Дегтярёва выпустил в 1980-е годы. Цепляет взгляд мотоцикл «Сова-200», принадлежавший мастеру спорта СССР, коренному ковровцу Владимиру Марову, на котором Владимир Борисович ездил на рыбалку. Привлекает внимание также 50-кубовый детский мотобольный мотоцикл ЗиД-50 СМБ. Все эти четыре экспоната из коллекции Николая Тубаева.

Вообще Николай Авенирович коллекционирует мотоциклы больше 20 лет, с 1998 года, с тех пор как приобрел мотоцикл К-125. Реставрация этой машины заняла 11 лет. Сейчас в его богатую коллекцию входят 67 мотоциклов, которые хранятся в его гаражах. Отдельных выставочных помещений у коллекционера нет.

- С 11 лет сам начал ездить на мотоцикле, работал на сборочном конвейере завода им. В. А. Дегтярёва, где собирал мотоциклы. После службы в армии трудился испытателем двигателей в специальном конструкторском бюро. В гараже у меня всегда было два-три мотоцикла.  На мотоцикле катаюсь и зимой и летом. Едешь, и всем своим телом ощущаешь единение с природой. При движении в тебя вселяется дух свободы. Чувствуешь порывы ветра, запах полевых трав, пошёл дождь – не беда. Майский жук врезался – ощутил его удар своим телом, или муха в глаз залетела... Сейчас, конечно, выезжаю на мотоцикле в очках и специальной одежде, и обязательно в дальнюю дорогу беру дождевик. А автомобиль – что, будто консервная банка, и дух свободы в неё не проникает.

Николай Авенирович

Надо сказать, что производство мотоциклов стало причиной бурного развития городского мотоспорта. В 1957 года в Коврове впервые провели Всесоюзный зимний мотокросс на призы завода-производителя им. В. А. Дегтярева, собравший спортсменов со всей страны. С 1973 года здесь проводят матчи по мотоболу – особому футболу на мотоциклах. В наше время в Коврове проходят чемпионаты и первенство Европы и России по мотокроссу.

Впрочем, в городе развиты и другие виды спорта, о чём свидетельствует очередная экспозиция. На стендах под стеклом представлены различные кубки, фотографии с соревнований и награждений, шлем спортмена-велоспедиста, различная спортивная форма.

После просмотра разнообразных мотоциклов так и хочется приобрести себе такую двухколёсную машину и прокатиться с ветерком! Хранитель Михаил Котомин признается, что с детства интересовался историей мотоциклетного спорта родного города. И теперь он с воодушевлением рассказывает посетителям об этой удивительной исторической странице Коврова, которая объединяет всю страну.

Как найти

Адрес музея: г. Ковров, ул. Еловая, д. 1.

Как добраться: Рейсовый автобус ходит из г. Владимир.

Время работы: пн – выходной, вт, ср, пт с 10:00 до 17:00, чт с 12:00 до 19:00, сб, вс с 11:00 до 17:00.

Тел: +7 (49232) 2-27-51, +7 (49232) 2-19-25

Комментарии