Машина времени под открытым небом - ХранителиРодины.рф

Покататься на больших столбовых качелях, заглянуть в курную избу, где «перепекали» детей, смолоть вручную муку и сесть за ткацкий станок можно в Этнографическом музее под открытым небом в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл.

Спасли от затопления

Редко увидишь музей, чья экспозиция раскинулась на 5 гектарах земли! Крестьянские дома, лачуги, амбары, бани, кузницу и мельницу не спрячешь под крышей. Этнографический музей под открытым небом имени Виталия Иосифовича Романова – коллекция архитектурных строений горных и луговых марийцев и настоящая машина времени. Здесь создаётся полное впечатление, что из века гаджетов и небоскрёбов, ты попал в старинную марийскую деревню.

Удивительно, но идея создания такого самобытного музея принадлежит большому чиновнику. В 70-е годы прошлого века правительство СССР приняло решение возвести на Волге Чебоксарскую ГЭС. Масштабное строительство приводило к тому, что уровень воды в Волге поднимался на отметку 83-85 метров. Из-за этого полностью затапливало деревни, расположенные по берегам великой русской реки. В Республике Марий Эл вода поглощала 37 деревень и 50 тысяч земледельческих угодий. Для народного хозяйства и людей это был большой удар, оправиться от которого сложно до сих пор.

Виталий Иосифович Романов на момент начала строительства Чебоксарской ГЭС, занимал пост главы правительства Республики Марий Эл. Родная деревня Романова тоже попадала под частичное затопление. Несмотря на высокую должность, Виталий Иосифович понимал трагедию людей и необходимость сохранить часть быта предков для будущих поколений. Все колхозы, которые находились на территории горномарийского района Республики, идею главы поддержали и взяли на себя обязательство перевезти с затапливаемых территорий по строению, включая предметы быта и труда. Самые ценные, с исторической и архитектурной точек зрения объекты, решено было разместить в городе Козьмодемьянске – центре горномарийского района Республики.

Место, где расположен музей – самая высокая точка города с прекрасным видом на Волгу. Чтобы подготовить землю, на которую встанут старинные постройки засыпали овраги, давали усадку грунту. Строения в деревнях разбирали по брёвнышку бригады плотников, знакомых с деревянным зодчеством. На новом месте самобытные строения воссоздавали в первозданном виде. За этим строго следила художественная комиссия.

- Члены комиссии отбирали постройки в деревнях – старинные, но при этом в хорошем состоянии. Также экспонаты нового музея должны были быть созданы по технологиям и обычаям марийцев. Ну и, конечно, оценивалась внешняя красота объектов. Они должны быть красивыми. Наш дом зажиточного крестьянина даже по современным меркам шикарен, хотя ему уже сто лет. 

Софья Лобанова, старший научный сотрудник отдела хранения «Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса»

Дома забирали у людей, которые уже получили на новом месте жильё. Те семьи кто, отдавал строения и большое количество предметов быта и труда безвозмездно, получили документ, разрешающий их потомкам посещать будущий музей бесплатно.

Работы по созданию музея в общей сложности длились 4 года. Официально он был открыт в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска.

На лопату и в печь

На опыте изучения построек этнографического музея в Козьмодемьянске написана не одна диссертация по архитектуре и деревянному зодчеству. При этом сегодня в музейных экспонатах некогда жили и работали люди.

Марийцы условно делятся на три группы - горные, луговые и восточные. Горные и луговые марийцы живут на правом и левом берегах Волги, восточные - поселились в Башкарии и на Урале. У всех групп есть свои особпенности языка, национальной одежды и культуры, диковинные для нашего времени.

Например, особый интерес у посетителей всегда вызывает посещение курной избы. Молодёжь недоумённо спрашивают у экскурсоводов: «В ней что, только курили?». Но своё название изба получила от курной печи, расположенной внутри. Это печка без кирпичного дымохода.

Потрясает рассказ о том, что именно в курной печи … «перепекали» детей. Первая ассоциация у большинства – страшные сказки о Бабе Яге, любившей закусить гостями своей избушки. Однако обряд «перепекания» детей имел глубокий смысл и корнями восходит к Древней Руси. Но и в марийских деревнях были бабушки-лекарки, специализирующиеся на прогревании огнём. Такая бабушка приходила к недоношенным или больным малышам, готовила со специальными заговорами тесто и обмазывала им ребёнка, оставляя в «хлебном» конверте отверстия для рта и носа. Далее младенца привязывали к хлебной лопате и отправляли в курную печь, строго соблюдая режим и температуру прогревания. Освободив ребёнка от испечённого теста, ему давали новое имя и день «перепекания» считался новой датой рождения мальчика или девочки. Детей в этих краях «перепекали» вплоть до 70-х годов XX века.

- Мы рассказываем, что в небольшой тёмной курной избе без дымохода жили по 17–20 человек, а зимой к семье присоединялись корова и куры. Дети выходят из избы на воздух и говорят: «Как мы сейчас хорошо живём!».

Софья Лобанова

Восхищает и настоящая ветряная шатровая мельница, огромные деревянные сохи, за которые мальчик уже в 7 лет должен был встать, чтобы помочь отцу работать в поле. Также до первого добытого на охоте зверя марийский мальчик не носил «порты», то есть штаны. Он ходил в длинной рубахе, как девочки. Девочек к ткачеству и прядению приучали с 3 лет. К 14 годам они должны были полностью уметь вести дом, ведь скоро замуж.

Есть в этнографическом музее небольшая, но очень интересная коллекция музыкальных инструментов: старинный барабан, настоящая марийская скрипка, гусли.

Есть гусли, звучанием которых некогда восхитился сам Николай II. Марийцы были «государственными» людьми, их часто забирали на работы по всей стране. Марийская девушка как-то попала на уборку зерна под Санкт-Петербургом. С собой она взяла гусли и во время отдыха играла на них. Николай II, проезжая мимо, услышал звук инструмента и пригласил девушку сыграть для себя. За небольшой концерт для царя марийка получила пятак серебром. Правнуки гуслярши передали её инструмент с легендой в музей.

Последние язычники Европы

Услышать звук старинных гуслей, сплести что-нибудь из бересты, размолоть зерно на ручной мельнице, сесть за ткацкий станок, посетить старинную пасеку, стать участником свадебного обряда марийцев можно на мастер-классах в Этнографическом музее под октрытым небом им. В.И. Романова. На территории музея много зон для фотографирования. Например, прекрасный фруктовый сад на 150 деревьев. Есть ели и кедр, который уже несколько лет даёт шишки с вкусными орешками, колоситься рожь и пшеница. Марийцы всегда были по-особенному связаны с природой, они – последние язычники Европы. Луговые марийцы до сих пор ходят молиться богам природы в специальные молельные рощи.

- Если у растения подрубить корни, будет ли оно жить? Без прошлого нет будущего. Люди со всей России, после экскурсии говорят: «как у бабушки в гостях побывали. Здесь даже запахи витают те же, что чувствовали наши предки. Чем не машина времени под открытым небом?»\.

Софья Лобанова

Софья Лобанова хранит историю быта мари в музее уже шесть лет. Она уверена: работа подтолкнула её изучению собственных корней – этнографии русского народа. Оказывается, тайны рода порой ошеломляют и позволяют лучше узнать себя. Возможно, поэтому этнографический музей под открытым небом, хранящий историю предков, уже много лет пользуется огромной популярностью у гостей со всей России.

Как найти

В Козьмодемьянск из Йошкар-Олы и Чебоксар регулярно ходит рейсовый автобус. Добраться до музея можно и по Волге паромом из села Коротни. В Козьмодемьянске есть гостиницы разных классов и несколько кафе. Припарковать машину можно у центральных ворот этнографического музея.

В небольшом Козьмодемьянске всего пять музеев. Есть музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Именно Козьмодемьянск стал прообразом знаменитых Васюков из бессмертного романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Можно также посетить Дом морёного дуба, музей купеческого быта и местный художественно-исторический музей с ценнейшей коллекцией картин.

Комментарии