Малая родина художника Лихачёва
Художник, философ, гуманист , Кирово-Чепецкий городской округ, Кировская область
Очень часто место рождения человека, его малая родина предопределяют тот путь, по которому человеку суждено идти по жизни. Отличительной чертой живописи вятского художника Владимира Лихачёва является очевидная связь содержания очень многих его работ с образами и сюжетами, навеянных мифологией и фольклором древней Вятской земли, той её крохотной частички, которая именовалась Усть-Чепцой.
Имя вятского художника Владимира Борисовича Лихачёва знают далеко за пределами родного края. Своим творчеством он славил Вятскую землю и свою малую родину - город Кирово-Чепецк, а его произведения известны не только в России, но и за рубежом. Владимир Лихачёв был отмечен не только незаурядным талантом живописца, но и пытливым интересом к истории нашего Отечества, своей малой родины, к фольклору, этнографии, археологии. Немало времени и сил художник посвящал мировоззренческим и философским проблемам. Всё это находило прямое отражение в его живописных полотнах, наполненных образами, несущими невероятно многозначное смысловое содержание. Художник глубоко ощущал связь с родной землёй, малой родиной и северной природой, ставшими излюбленной темой всего творчества вятского живописца.
Родом из Усть-Чепцы
Перенесёмся в начало 50-х годов прошлого века. На высоком берегу Вятки раскинулось старинное село Чепца - предшественник Кирово-Чепецка. Оно ещё не стало городом, но уже жило ожиданием приближающихся перемен. Небольшие улочки с разбросанными на них строениями, будучи обречёнными на исчезновение, ждали своей печальной участи. И всё же некоторым из них удалось сохраниться до сегодняшнего дня. Одна из них - улица Революции. Хотя старых строений на ней почти не осталось. Нет и дома под номером 14, в котором 21 декабря 1952 года в семье Бориса Васильевича и Людмилы Афанасьевны Лихачёвых родился сын Владимир. Здесь на "односторонке", так именовалась в просторечии часть улицы, где жили Лихачёвы, прошли детские годы будущего художника. Он рос обыкновенным ребёнком. Наравне со всеми предавался детским забавам - гонял с пацанами футбольный мяч, играл в лапту и чику, летом пропадал на реке... Со сверстниками исходил все окрестности старинного села. Наверное, в этих походах и стали зарождаться в душе Володи первые ростки большой любви к малой родине, к её дивному прошлому. А увлекательных страниц в истории родного края можно обнаружить немало.
Село Чепца, в котором родился будущий художник, принадлежало к числу старинных селений Вятского края. Размещалось оно на высоком берегу Чепцы при впадении её в Вятку. Отсюда и название села - Усть-Чепецкое или по простому - Усть-Чепца.
Первое упоминание о поселении русских людей при слиянии двух рек датируется 1615 годом. В фискальной Дозорной книге вятских городов и уездов князя Звенигородского описан погост в устье реки Чепцы. На 1 июля 1615 года он имел три церкви - тёплую Рождественско-Богородицкую с Петропавловским приделом, холодную Никольскую и Георгиевскую "под колокольней", из которых главной считалась Никольская. Отсюда ещё одно название погоста - Никольский.
Шли годы. Менялся облик древнего селения. Уже в 18 веке оно значится как село Усть-Чепецкое, в обиходе - Усть-Чепца. В 1876 году здесь было 80 дворов и проживало в них 660 жителей. Описывая быт усть-чепецких крестьян, местный священник А.Заворохин писал: "Живут между собой согласно, старший в семействе заведует экономикой, ему прочие члены семейства сдают заработанные деньги, при разделе друг друга не обидят; земледелием и ремёслами занимаются рачительно; к церкви очень усердны, школ не чуждаются, отдают детей в школу охотно...".
С незапамятных времён славилось село Усть-Чепца своими умельцами. Жили в нём искусные плотники и умелые скорняки, слесарных дел мастера и знатные столяры... Большим знатоком слесарного дела слыл крестьянин Василий Алексеевич Ермаков. На промышленной выставке в Казани за "хорошую работу слесарных изделий" сельский умелец был удостоен похвального листа. Тогда же отличился ещё один чепчанин - владелец спичечной фабрики Андрей Яковлевич Бровцын. "За обширное производство обыкновенных и шведских спичек, правильную и совершенную техническую постановку дела и доброкачественность товара" он получил большую серебряную медаль. А спустя шесть лет, в 1896 году, уже на другой выставке - Всероссийской в Нижнем Новгороде - удостоился права демонстрировать свои изделия чепецкий скорняк Николай Алексеевич Наумов.
На всю округу славились своим мастерством здешние столяры. Среди них - столяр -мебельщик Иван Трифонович Толмачев. Он делал не только чудесную мебель, но и занимался изготовлением картофельных тёрок - инструмента для чепчан очень нужного. Ведь производство картофельного крахмала приносило жителям села неплохие доходы. Не случайно Усть-Чепца стала своеобразным центром крахмального производства. Для местных жителей оно было самостоятельным делом, занимавшим не последнее место в бюджете каждой семьи. Занимались этим, главным образом, женщины. Готовый крахмал сбывался на местные писчебумажные фабрики и дрожжевой завод в Вятке. Но в 80-е годы чепецкое крахмалопроизводство заметно пострадало от конкуренции с казанской фабрикой, также производившей крахмал. Однако, мастерицы из села научились делать из крахмала патоку и тем самым продлили жизнь старинного промысла. Крахмал и патоку здесь продолжали изготовлять и после революции, существовала даже артель "Чепца-картофель".
А ещё в старой Усть-Чепце жили первоклассные ткачихи. Ткали они наконечники для полотенец. Да делали это настолько искусно, что изделия мастериц с большим желанием покупались не только в Вятской губернии, но и на ярмарках Москвы, Киева, Костромы, Ярославля. Хороший был заработок у ткачих. но опять-таки: в конце 19 века рынок заполонили фабричные изделия и промысел угас.
Занимались промыслами и предки Лихачёвых. Мужчины плотничали, женщины ткали и выращивали огурцы, сбывая их в город Слободской.
Казалось, ничего не предвещало в жизни села грандиозных перемен. но Октябрьская революция и начавшееся вскоре после неё возведение в окрестностях Усть-Чепцы промышленных предприятий и рабочего посёлка, ставшего впоследствии городом и предопределила судьбу старинного селения.
За три года до рождения Владимира Лихачёва село Чепца вместе с тремя соседними деревеньками вошло в черту только что рождённого города Кирово-Чепецка.
Истоки творчества
Семья Лихачёвых, даже по сельским меркам, считалась большой. К рождению Владимира, у Бориса Васильевича и Людмилы Афанасьевны было уже трое детей. С детьми нянчилась бабушка по материнской линии Анастасия Васильевна, урожденная Бронникова. Она слыла прекрасной певуньей, знала множество сказок и былинок. Дети любили собираться около бабушки и затаив дыхание слушать её чудные предания. Самым внимательным слушателем был Володя. Пройдёт много лет и услышанные в детстве причудливые истории лягут в основу мифологических сюжетов художника Лихачёва.
В раннем детстве особой тяги к рисованию Володя не проявлял. Разве что любил сидеть по вечерам рядом с братом, колдующим над очередным выпуском школьной стенгазеты. Так, по словам брата "и пристрастился рисовать". Из воспоминаний старшей сестры Татьяны: "Нас в семье Лихачёвых пятеро детей. Все очень хорошо рисовали. Помню, отец усадит всех за круглый стол и объявит конкурс на лучший рисунок. Чаще всего побеждал Володя. Отец подметил это и всячески развивал его талант...".
Сильное впечатление на Володю в детстве произвело общение с местным жителем Иваном Брызгаловым. Фронтовик, вернувшийся с войны инвалидом, он зарабатывал себе на жизнь рисованием репродукций с известных картин. Наделённый от природы художественным талантом, делал это на редкость искусно. По памяти воспроизводил с доскональной точностью произведения знаменитых живописцев. Лучше всего получалась картина Васнецова "Три богатыря". Володя мог часами наблюдать за магическими действиями самодеятельного художника. Тот заметил интерес мальчика к рисованию и всячески поощрял это увлечение. Давал ему кисть и краски, за каждый удачный рисунок хвалил мальчишку. Чем больше Володя с ним общался, тем сильнее в нём зрело убеждение, что он может стать художником. Эту веру укрепил, происшедший с Володей случай. Бегая с мальчишками по старому приходскому кладбищу, он нашёл баночку с охрой. Это событие Володя расценил как знаковое.
Четырнадцатилетним подростком Владимир Лихачёв переступил порог детской художественной школы. Его учителем стал Тимофей Леонидович Брылин. Окончив школу, Лихачёв поступил учиться в Кировское областное художественное училище. После его окончания вернулся в родной город.
В культурной жизни Кирово-Чепецка художнику и педагогу В.Б.Лихачёву принадлежала исключительная роль. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на живопись очень многих коллег-художников. Как педагог он оставил в сердцах своих многочисленных учеников светлую память и самые тёплые чувства. Вокруг художника, в его мастерской сложилась уникальная атмосфера, где в доверительной обстановке люди, приобщившиеся к творчеству, обсуждали проблемы, делились планами, опытом, "лечили душу" общением с себе подобными. В этой особенной среде рождалось множество творческих импульсов, идей, воплотившихся позднее в полотнах, поэтических сборниках, выставках...
Память о художнике Владимире Лихачёве объединяет многих почитателей его таланта, его друзей, его коллег и учеников. Вставки его живописи всегда являются одним из главных событий в культурной жизни Кирово-Чепецка, дают пищу для ума и сердца нашим горожанам, имеющим шанс увидеть историю свой малой родины сквозь волшебную призму поразительных образов, созданных воображением талантливейшего Мастера. Ушёл из жизни художник, но остались его картины, осталась о нём память.
Комментарии