От бурлаков к экранопланам - ХранителиРодины.рф

Узнать, кто «тянул лямку» за деньги, где росла голубая «волжская капуста» и когда человек впервые воспарил над водой, можно в Музее скоростей в городе Чкаловске Нижегородской области.

Вниз по матушке-реке

Небольшой город Чкаловск в Нижегородской области – город крылатой мечты. Это родина советского лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. Недалеко от города на испытательной базе великий русский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев создавал знаменитые суда на подводных крыльях. А полёт крыльев, в воздухе или над водой, всегда сопровождает скорость. В Музее скоростей посетителям готовы рассказать удивительную историю русской скорости – от бурлачества к экранопланам.

До революции 1917 года город Чкаловск именовался селом Василёво. До начала XX века здесь был центр бурлачества на великой русской реке. Со всей России в Василёво ехала «вся голь перекатная», чтобы «тянуть лямку» вниз по Волге. Бурлаки сбивались в артели от 5 до 40 человек, одевали лямку на грудь и тянули речное судно, идя вдоль берега. Самая яркая иллюстрация этого тяжёлого труда – известная всем с детства картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Кстати, существовали не только мужские, но и женские бурлацкие артели. Они состояли из солдатских вдов, беглых каторжных и многодетных матерей. Своих детей бурлачки часто подкармливали голубой «волжской капустой». В то время Волга была испещрена небольшими островками, на которых рос «деликатес». «Волжскую капусту» квасили, делали с ней пироги, тушили. На суше растение не росло, а сейчас и вовсе исчезло с малочисленных островков реки.

В Василёво располагались хлебные амбары и два десятка гончарных мастерских, где изготавливали уникальную синюю лощёную глиняную посуду. Знаменит этот край и чкаловским гипюром. Изготавливали вручную этот тончайший материал долгими зимними вечерами не только женщины, но и местные мальчишки с мужиками. Весь этот товар и грузили на волжские суда. Здесь же для единственного рейса вниз по Волге собирали беляны. По сути, это огромные плоскодонные баржи, собранные из брёвен, которые по прибытии на место назначения, разбирали и продавали. Страница истории русской скорости, связанная с бурлачеством, завершилась в 1903 году, когда по матушке-Волге начали ходить первые теплоходы и в Василёво открыли казённые судоремонтные мастерские, а после революции судостроительный завод.

Инженерный гений

В Чкаловске, конечно же, есть Мемориальный музей В. П. Чкалова, чьи героические беспосадочные перелёты внесли свой неоценимый вклад в историю русских скоростей. Однако «Музей скоростей» посвящен главному конструктору судов на подводных крыльях Ростиславу Евгеньевичу Алексееву. В 60-х годах прошлого века в 15 километрах от Чкаловска Алексеев создаёт секретную базу по испытанию экранолётов и экранопланов – высокоскоростных транспортных средств, буквально парящих над водой за счёт действия аэродинамического экрана. Пятисоттонные машины способны развивать скорость до 500 километров в час! Ростислав Евгеньевич Алексеев также создатель легендарных «Ракет» и «Метеоров» – судов на подводных крыльях, некогда на огромных скоростях доставлявших пассажиров по волжским городам. Долгое время этот вид речного транспорта не ходил по великой реке. Сейчас на некогда секретной базе близ Чкаловска испытывают новое поколение таких судов – «Валдай».

У истоков Музея скоростей стояла директор и первый хранитель чкаловского краеведческого музея Наталья Степановна Жукова. В середине 90-х годов прошлого века она обратилась в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде, чтобы те помогли создать в музее мемориальный зал, посвящённый великому конструктору. Далее музейщики при поддержке городской администрации решили с использованием фондов краеведческого музея создать Музей скоростей. Многие экспонаты для него передала дочь Алексеева Татьяна Ростиславовна.

- Музея с открытым посещением, посвящённого уникальной личности Ростислава Евгеньевича Алексеева, в России больше нет. Но, чтобы представить весь масштаб его инженерного гения, мы начинаем рассказ об истории скоростей с времён бурлачества на Волге.

Лидия Лукина, генеральный директор центра туризма «Русские крылья»

Макет мечты

В Музее скоростей можно увидеть изделия из синей лощёной глины, чкаловский гипюр – именно эти товары тоннами вниз по Волге некогда тянули бурлаки из Василёво. Есть здесь макеты судов, выпускавшихся на судостроительном заводе, отменивших бурлацкий промысел. В одном из залов стоит аквариум, где показано, какая часть Василёво ушла под воду после строительства Горьковского водохранилища. Конечно, самые интересные экспонаты связаны с Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Например, огромные модели экранопланов, которые прошли настоящие испытания в аэродинамической трубе и стали прототипов тех самых судов, парящих над волнами. В музее сохранены макеты «Ракет» и «Метеоров», некогда рассекающих подводными крыльями волжские воды. В Музее скоростей есть и свой мультимедийный зал, где можно посмотреть два научно-исторических фильма (один в формате 3D), посвящённых истории Василёва, личности Чкалова и Алексеева. Продемонстрируют здесь и ролики о новых разработках ЦКБ на подводных судах им. Р. Е. Алексеева.

57241

Музей скоростей занимает второй этаж Дома культуры им. В. П. Чкалова. Это величественное здание в стиле сталинского ампира возвышается на высоком берегу Волги с 1940 года. Средство на строительство ДК в память о Чкалове шли со многих предприятий СССР, а не выделялись государством. Дом культуры имеет сверху вид самолёта. В здании сохранились уникальные барельефы, лепнина, люстры, итальянская и немецкая плитка. Со шпилевой части можно увидеть Чкаловск с высоты птичьего полёта.

- Многие думают, что работа в музее – сплошные праздники. Но это большая работа, связанная с сохранением экспонатов, с созданием выставок, разработкой новых экскурсий. Здесь остаются люди, преданные музейному делу.

Лидия Лукина, генеральный директор Центра туризма «Русские крылья»

Приехав в Чкаловск, также обязательно надо посетить Мемориальный музей им. В. П. Чкалова. При музее есть ангар, где размещены самолёты, на которых летал Валерий Чкалов, легендарный самолет «ПО-2», на котором совершали полёты «ночные ведьмы» в годы ВОв. Есть в ангаре и «МиГ-15» – так и оставшийся мечтой Чкалова о больших скоростях. Как новый стоит шикарный автомобиль Packard – государственный подарок Чкалову за беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (США). В Чкаловске также работают Центр ремёсел и выставочный зал при фабрике гипюра.

Как найти

Добраться до Чкаловска можно на прямом рейсовом автобусе из Нижнего Новгорода, или на электричке до Заволжья, а далее на автобусе. Возможно, скоро до города крылатой мечты запустят судно на подводных крыльях «Валдай». В городе есть несколько кафе и гостиниц. Парковка находится около ДК им. В. П. Чкалова.

Комментарии