Шкатулка из папье-маше, покорившая мир - ХранителиРодины.рф

Кого, по-вашему, могут называть «троечниками», кроме нерадивых учеников? Как Арнольд Шварценеггер, принц Уильям, Папа Римский, Юрий Гагарин и другие известные личности могут быть связаны? Причем тут вообще козырёк? И последний вопрос на засыпку, какие изделия из папье-маше вы знаете? Вариантов, вероятно, много. У каждого – свои. Но все вопросы, заданные выше, связаны со старинным художественным промыслом, вернее, – с федоскинской лаковой миниатюрой. Итак, начнем по порядку.

Немного истории

Старинное село Федоскино находится недалеко от Москвы. Рядом с ним, вернее, на другом берегу некогда судоходной реки Учи, которая сейчас больше похожа на ручеек, есть деревня Данилково.

Вот оттуда и берет свое начало знаменитая русская лаковая миниатюра. В 1795 году купец Петр Коробов открывает тут фабрику по производству лаковых козырьков для военных, которыми обязательно украшали головные уборы. Чуть позже, побывав на одной из немецких фабрик Штобвассера в Брауншвейге, он изучил способы производства, и пригласил на работу к себе в Федоскино нескольких немецких мастеров и наладил свое производство из папье-маше. Сначала делали табакерки. Затем к ним прибавились шкатулки, бисерницы, которые декорировали и покрывали оригинальной масляной росписью. Обучили этому местных крестьян.

Когда купец умер, фабрика перешла во владение к его зятю Петру Васильевичу Лукутину. Он был человеком просвещенным и потому начал обучать мастеров в Строгановке. Еще в 1828 году Лукутин получил высочайшее право ставить на изделиях клеймо с изображением российского герба и инициалы владельца фабрики. К 1880 году клеймо на лукутинских шкатулках имело уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвертый.

Лукутины были просвещенной семьей, много жертвовали на благотворительность и меценатство, за это и получили дворянский титул. А на принадлежащей им Федоскинской фабрике уже в XIX веке мастерам-художникам предоставляли: бесплатные квартиры, дрова, керосин. Лукутины бесплатно учили своих мастеров и поддерживали их семьи.

По данным статистики, в 1876–1888 годах на фабрике работали 460 человек в 40 мастерских, расположенных в нескольких селах. Говорят, их было десять!

Как изготавливают шкатулку

До сегодняшнего дня популярность федоскинской шкатулки во всем мире не снизилась, как, к сожалению, и ее цена. Высокая цена для многих непонятна, ведь делаются шкатулки из папье-маше, да и размеры их невелики.

Но знаете ли вы о том, что технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки занимает от полугода до года! На первом этапе нарезанный лентами картон обмазывают клейстером и придают ему необходимую форму, затем сушат, пропитывают растительным маслом и вновь многократно сушат, пока шкатулка не станет твердой, как дерево. Дальше к делу приступает столяр, который придает ей форму, грунтует, шпаклюет, втирает специальную краску, покрывает лаком и полирует, постоянно просушивая.

Месяцы спустя наконец-то готовая заготовка поступает к художнику. Кстати, в отличие от жостовских мастеров, федоскинцы сначала копируют рисунок на бумагу и, только потом, переносят ее на шкатулку. А затем – замалёвок, пропись или перемалёвка, лессировка, бликовка. Хотите узнать, что это такое? Побывайте в областном музее народных художественных промыслов в Федоскино, вам обязательно расскажут об этом подробнее. Так же, как и о различных техниках украшения.

А знаете, чем расписывают шкатулки федоскинские художники? Тонкими колонковыми и беличьими кисточками. И иногда такие кисточки состоят всего из 2–3 волосков. А чтобы ровно и правильно наложить рисунок, мастера используют даже лупу.

Кстати, хрупкая с виду шкатулочка из папье-маше выдерживает кипяток. В старину мастера даже давали на свои изделия столетнюю гарантию.

Среди излюбленных мотивов федоскинской росписи были популярные сюжеты, обычно на них изображали сцены из крестьянской и русской жизни, чаепития, а также тройки лошадей. Ну что, теперь догадались, кого называли «троечниками»? Да, именно так называли художников, которые специализировались на изображении этих самых троек.

История фабрики

Фабрика за свою историю переживала множество перемен, в том числе побывала и трудовой артелью. Особенно тяжело было после революции 1917 года. Несколько раз были попытки ее закрыть. Но она выжила, появились даже революционные сюжеты. Но старые традиции все равно сохранялись.

О том, как страна ценила высокое качество изделий из папье-маше, говорит следующий факт: несмотря на то, что в первые дни войны многие мастера ушли воевать, весной 1942 года по личному указу Сталина оставшихся в живых художников отозвали с фронта. Дело в том, что федоскинская продукция хорошо продавалась за рубежом и приносила стране необходимую валюту.

Кстати, в музее есть шкатулка «Салют Победы» работы И. С. Семенова. Так вот, на ней изображен первый салют во время Великой Отечественной войны, который был дан в честь освобождения Орла и Белгорода. Задание – оформить так шкатулку – поступило от правительства страны. Но оказалось, что художник никогда в своей жизни не видел салюта. Собрав деньги, артель отправила его в Москву, причем пешком. Говорят, он вернулся на фабрику полураздетый, но зато написал-таки салют!

Уже в послевоенные годы федоскинцы начали изображать на своих шкатулках вождей, космонавтов и многих других известных личностей. Вот вам и ответ на вопрос, который был задан в самом начале.

Экспозиции Московского областного музея народных художественных промыслов, который открылся в 2014 году в отреставрированном доме Лукутиных, рассказывают об удивительной истории лаковых изделий, истории самой фабрики, начиная с зарождения до сегодняшнего дня. В отреставрированном доме-музее хранится одна из самых больших коллекций в России федоскинской лаковой миниатюры. Несколько залов посвящены различным вехам развития лакового промысла. Есть даже «Красная комната». Почему она так называется? Наверное, потому, что вы, войдя в нее, словно оказываетесь внутри шкатулки. Дело в том, что, как правило, федоскинская шкатулка черная сверху и красная – изнутри.

Главным хранителем музея сегодня является Першин Сергей Владимирович. Совместно с сотрудниками музея его главный хранитель ведет отбор экспонатов для пополнения фондов музея. Сергей Владимирович наладил сотрудничество с Союзом художников России, ведет переписку с частными коллекционерами и собирателями. Благодаря его усилиям, проводится много совместных выставок и многие могут увидеть художественные сокровища лаковой миниатюры, скрытые в частных коллекциях.

Экспонаты музея

Экспозиция музея насчитывает более 1500 экспонатов, рассказывающих об истории лакового производства и роде Лукутиных.

Посетители, побывавшие тут, отмечают красоту и удивительное ощущение гармонии. Здесь проводится множество праздников, фестивалей и мастер-классов. Стал уже традиционным ежегодный «Лукутинский пленер» – это не только праздник на открытом воздухе, но еще и художественный конкурс.

Кстати, есть возможность познакомиться непосредственно с производством. Для этого организованы экскурсии на саму фабрику, которая расположена через дорогу от музея.

При музее открыт магазин, где можно приобрести произведения народных художественных промыслов Подмосковья: федоскинские шкатулки, жостовские подносы, елочные игрушки и украшения из Клина, павлопосадские платки и шали, сергиевопосадские матрешки, богородские игрушки, фарфор из Гжели, Вербилок, Дулёво.

Музей расположен в прекрасном месте – вокруг замечательная природа, чистый воздух, можно просто прочувствовать атмосферу, в которой веками творят талантливые художники.

Как добраться до музея

Московский областной музей народных художественных промыслов, Московская область, г.о. Мытищи, село Федоскино, ул. Лукутинская, д. 1.

Тел.:8-964-645-28-01.

Email: mk_muzei.promislov@mosreg.ru.

Проезд на автобусе: от станции метро «Алтуфьево» автобус № 271, от станции «Лобня» Савеловской железной дороги автобус № 42, от станции «Катуар» Савеловской железной дороги автобус № 70. Ехать до остановки «Федоскино».

Комментарии