Князь Николай Дмитриевич Долгоруков на новозыбковской земле - ХранителиРодины.рф

Когда я была маленькой, то очень любила слушать бабушкины рассказы об ее детстве. Она была девочкой из обычной в те годы многодетной семьи, дочкой сапожника и домохозяйки, окончила церковно-приходскую школу с отличием, а потом училась у портнихи. С 11 лет бабушка шила сама. Чаще дома, но бывало, что месяцами обшивала какой-либо богатый дом – с утра до вечера шила все, что заказывали – постельное белье, шторы, одежду детям и прислуге… В обед ее кормили вместе с хозяевами, к праздникам дарили небольшие подарки. Правда, не все. Случались заказчики, которые относились к портнихе, да еще такой юной, несколько свысока. Бабушке приходилось работать в домах заказчиков разных сословий, но я больше всего любила слушать ее рассказы о том, как она шила в княжеском доме Марии Павловны Долгоруковой. Бабушка на всю жизнь запомнила, как именитые дворяне разговаривали, общались между собой, как красиво (и очень мало) кушали. Она работала там перед праздником Рождества Христова, и рассказывала, что ей в Сочельник подарили баночку очень вкусного варенья с грецкими орехами и мандарин в золотой обертке. Бабушка говорила о величественной красоте хозяйки, о том, что она построила в городе женскую гимназию, нынешнюю школу №1,

рассказывала про княжеский дом на Долгоруковской улице (бабушка все улицы в городе называла только прежними наименованиями, да еще и объясняла, почему они так назывались).

Детская память цепкая, бабушкины комментарии я помню до сих пор. Мне как-то не приходило в голову спросить о муже княгини Долгоруковой, и потому я была буквально потрясена, когда осенью 1999 года в местной газете «Маяк» увидела большую статью новозыбковского краеведа А.И. Поддубного «Николай Дмитриевич Долгоруков». С фотографии на меня смотрел приятный, спокойный, абсолютно не советский человек. Стала читать – да, это он был мужем Марии Павловны, вместе с которой, в память о своей маленькой дочери, умершей во младенчестве, супруги построили женскую гимназию. Николай Дмитриевич умер в 41 год от тифа накануне своего дня Ангела, 8 (21) мая 1899 года. Бабушка, которая родилась в 1995 году, конечно, не могла даже просто помнить князя, а вот облик его благородной супруги хранился в ее памяти всю жизнь.

Я же стала активно заниматься поисками материалов о князе Николае Дмитриевиче. Дорогим подарком для меня явилась книга «Николай Дмитриевич Долгоруков. Материалы к биографии», написанная в 1903 году Михаилом Козинцевым, врачом новозыбковской женской гимназии, хорошо знавшим князя. Эту книгу обнаружил в Ленинской библиотеке все тот же Анатолий Ильич Поддубный, к сожалению, уже отошедший в мир иной. Он поделился своей находкой с городской библиотекой, в которой я работаю много лет, и я неожиданно стала обладателем сокровища, позволившего мне представить облик князя и иметь канву, руководствуясь которой, я в течение ряда лет собирала материал о его предках и потомках. Первое большое потрясение я пережила, когда выяснила, что прапрадедушкой Николая Дмитриевича был покоритель Крыма, генерал-аншеф Василий Михайлович Долгоруков-Крымский, в родовом имении которого (Полуэктово-Волынщина Рузского района Московской области) похоронен князь Николай Дмитриевич. Следующим открытием стали обнаруженные мною в девятом томе Российской энциклопедии сведения о сыне Николая Дмитриевича, Владимире, русском писателе ХХ века.

Я читала о братьях Николая Дмитриевича Петре и Павле, известных деятелях партии кадетов и их непростых, трагических судьбах, о рано умершей дочери Наталье, об убиенном махновцами зяте, оставившем своим четырем осиротевшим детям письмо-завещание, написанное буквально под дулом пистолета. Дети сохранили отцовское наследие, несмотря на тяготы жизни в изгнании. Письмо было опубликовано в недавно изданной книге Александра Дудникова: «Князь Долгоруков Н.Д. Жизнь – служение Отечеству» на первых страницах, подписанных потомками князя Н.Д. Долгорукова. Хочется привести его полностью:

«Милые мои, родные дети! Возможно, мы больше не увидимся с вами на этом свете. Простите меня, мои родненькие, я хотел скорее доставить вам радость свидания, а оказалось, принес вечную разлуку. Но, видно, так Богу угодно. Не горюйте обо мне, а терпеливо перенесите свое горе, и своей жизнью умножьте больше добра на земле и правды. Не мстите никому за мою смерть, ни делом, ни даже помыслом. Так попустил Господь. Молите только, чтобы Он простил мне все мои прегрешения. Я не боюсь смерти и иду к Господу дать ответ в своей жизни с теплой надеждой, что Он примет мою жизнь. Я прошу бабушку взять вас под свое попечение. Будьте ей хорошими, добрыми внуками, утешьте ее в ее горе. Благославляю вас. Да хранит вас Господь и да направит вашу жизнь на все доброе. Ваш отец».

Хочется рассказать еще об одном письме, опубликованном в книге Александра Дудникова – это рукописное обращение к четырнадцатилетнему князю Николаю Дмитриевичу его матери Ольги Владимировны, урожденной графини Орловой-Давыдовой, написанное в день рождения сына, 4 (17) февраля 1872 года. Девять листов текста, в котором мать, поздравляя сына со вступлением в юношеские годы дает ему напутствие на всю оставшуюся жизнь. Привожу лишь несколько строчек из этого уникального документа: «Родителей твоих уважай всегда, во всяком возрасте, не смотря на все наши грехи и слабости. Никогда не забывай, что от нас ты принял жизнь и первое воспитание…. С начальством не заискивай, но и не будь заносчив. Огради свое достоинство строгим исполнением долга. Тогда несправедливость, которой тебе не минуть в жизни, пройдет мимо тебя и не смутит души твоей. С товарищами будь добр, ласков, общителен, не завистлив, но и осторожен. Храни от них не собственность твою, а душу и сердце твое». Написанное любящей матерью, письмо это было бережно хранимо князем и его потомками. Но главное – Николай Дмитриевич всю свою недолгую жизнь старался исполнить матушкины заветы, потому и была эта жизнь настолько чистой, светлой, наполненной благими делами, что даже сама смерть князя вызвала к жизни целый ряд добрых дел и начинаний, которыми жители Черниговской губернии почтили память почившего предводителя дворянства: Черниговское губернское земское собрание постановило учредить стипендию его имени в новозыбковском реальном училище.

Новозыбковское уездное земство ассигновало капитал в 20 тысяч рублей, проценты с которого должны были идти на образование и воспитание детей земских учителей и служащих.

Суражское уездное земство решило построить школу в самом бедном селе уезда; Борзенское уездное земство – учредить женскую школу в селе Конашевке; Городянское уездное земство – учредить народное училище; Сосницкое уездное земство – учредить в уезде народную школу; народные учителя – учредить стипендию для 2 мальчиков Велико- Топальской волости; Новозыбковское благотворительное общество – построить и устроить бесплатную библиотеку; в местечке Семеновке, Новозыбковского уезда крестьяне построили в память князя барак для заразных больных при земской больнице; крестьяне села Великой Топали постановили построить теплую церковь во имя св. Николая- Чудотворца; крестьяне деревни Бутовск – построить церковь. (Сведения взяты из книги М.Козинцева, перечень не полный).

Что же сделал на новозыбковской земле потомок Рюрика и святого князя Михаила Черниговского, князь Николай Дмитриевич Долгоруков?

Больше всего он ратовал за народное образование и просвещение, а потому за годы его пребывания на должности уездного Предводителя Дворянства число детей, обучающихся в церковно-приходских школах уезда увеличилось почти в четыре раза, князь построил и реконструировал ряд школ в селах и деревнях, был почетным попечителем в построенной им женской гимназии и мужском реальном училище, ратовал за открытие сельскохозяйственного училища, для которого построил лабораторный корпус и общежитие, охотно помогал молодым людям, желающим пополнить свое образование в столичных ВУЗах и материально, и через оказываемую талантливой молодежи протекцию. В своем имении Великая Топаль князь открыл амбулаторию, построил школу и ремесленный цех. А еще он был добрым и отзывчивым человеком, к которому со своими нуждами обращались люди самых разных сословий. Он был и первым в Новозыбкове краеведом (как тогда называли – родиноведом), собирал старинные книги, рукописи, иконы. После революции во дворе Долгоруковского особняка из всего этого несколько дней палили костры, но кое-что каким-то образом оказалось в подвале. Именно там осенью 1934 года сотрудник новозыбковской библиотеки Александр Гостев обнаружил рукописную книгу Андрея Нартова «Достоверные повествования и речи Петра Великого», которую передал писателю А.Н.Толстому, пообещавшему книгу опубликовать. Сделать это Алексей Николаевич по каким-то причинам не смог, но, возможно, новозыбковская находка из долгоруковского особняка сыграла свою роль в создании романа «Петр I».

8 января 1898 году по ходатайству новозыбковской Городской Думы Государь Император Николай II «соизволил на присвоение звания Почетного гражданина г.Новозыбкова» Черниговскому Губернскому Предводителю Дворянства Статскому Советнику Николаю Дмитриевичу Долгорукову», в годы революции такие звания были упразднены, но 21 мая 2019 года, в 120-ю годовщину со дня смерти князя, Советом Народных депутатов города Новозыбкова ему было вновь присвоено «Почетный гражданин города Новозыбкова» за «выдающиеся заслуги перед городом, выражающиеся в многолетней благотворительной деятельности, получившей широкое общественное признание».

Улица Коммунистическая теперь имеет подзаголовок –Долгоруковская,

центральная городская библиотека носит имя князя Николая Дмитриевича,

на построенной княжеской четой Долгоруковых женской гимназии размещена памятная доска об этом событии, правда с досадной ошибкой, которую никак не хотят исправить: дата освящения гимназии указана на десять лет раньше действительной. А в музее любимого детища Николая Дмитриевича – сельскохозяйственного училища есть большой стенд с обозначением роли князя в его истории.

Похоже – справедливость торжествует, только, в отличии от моей бабушки, сегодня далеко не каждый новозыбковец знает, какой след на нашей земле оставил один из последних представителей славного княжеского рода Долгоруковых – Николай Дмитриевич.

Комментарии

  • Наталья Михайловна, огромное вам спасибо ,что так бержно храните воспоминания о роде Долгоруковых и их достойных делах .Низкий вам поклон за это.

  • Замечательная история. Погружение в традиции русского народа, на примере бытовых историй более ярко прослеживается уровень духовного развития, которого достигали наши недалекие предки. Сколько же поколений нам необходимо образовывать, чтобы выйти хотя бы на тот же уровень. Благодарю за память и за идею опубликовать данную историю.