Полновесная правда писателя Воробьёва - ХранителиРодины.рф

Сам Константин Дмитриевич любил бывать в родном селе, приезжал в короткие отпуска, жил, ходил на рыбалку, помногу беседовал с земляками, запоминая их фразы и специфические «курские» словечки, которые он потом вставлял в свои рассказы, доставляя, по уверениям филологов, немало головной боли переводчикам. А книги Воробьёва сейчас изданы на всех европейских и азиатских языках.

Хранитель Дома-музея Константина Воробьёва Галина Верёвкина разрешает трогать и даже брать в руки всё, что имеется в экспозиции. Она убеждена, что без этого посетители, особенно дети не смогут понять то, как и чем жили русские крестьяне в 20-е годы XX века.

В начале экскурсии обычно задаётся вопрос: что в музее есть необычного, что тут такого, чего быть не должно. В конце экскурсии дети отвечают – книги, ну, не могли они быть в крестьянской избе первой четверти XX века. Но они там были, и именно благодаря книгам проявился на свет писательский талант Константина Дмитриевича Воробьёва.

В этом доме хорошо читать вслух рассказы, в которых он, дом, описан очень подробно. Посетители прямо с книжкой ходят по дому и находят те вещи, про которые написано, – такой вот интерактив.

Сирота во всём

В 2004 году, в год 95-летия писателя, в его родном селе открылся дом-музей. Это действительно его родной дом, чудом сохранившийся, где в 1919 родился и прожил свои первые 16 лет будущий литератор. Отсюда он уехал в Москву на заработки и потом ушёл на фронт осенью 1941 года.

В жизни писателя так случилось, что многие годы он был вынужден скитаться по дальним сторонам, зачастую не имея своего угла, наверное, поэтому своим домом он считал именно это место. Он сам называл себя сиротой во всём. Незаконнорожденный ребёнок, непризнанный писатель с невероятно сложным путём в литературу и так и не принятый в Союз писателей, курянин, большую часть жизни проживший в Прибалтике, очень далеко от родных мест.

Признание пришло к нему в перестроечные 80-е годы, а в 2001 Воробьёву посмертно присвоили литературную премию Александра Солженицына с формулировкой: «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов». Александр Исаевич, кстати, считал Воробьёва одним из наиболее значительных художников слова второй половины XX века.

Сам Константин Дмитриевич любил бывать в родном селе, приезжал в короткие отпуска, жил, ходил на рыбалку, помногу беседовал с земляками, запоминая их фразы и специфические «курские» словечки, которые он потом вставлял в свои рассказы, доставляя, по уверениям филологов, немало головной боли переводчикам. А книги Воробьёва сейчас изданы на всех европейских и азиатских языках.

Где живут аисты

Дом Воробьёва стоит на возвышенности, откуда открывается прекрасный вид на родные курские просторы. Село Нижний Реутец, стоящее вдоль берегов реки Реут, появлялось на страницах повести «Почём в Ракитном радости», после чего за рассказы о деревне писателя прозвали «сентиментальным натуралистом». В дни празднования 100-летия Константина Воробьёва около дома заложили яблоневый сад.

Внешний вид дома и его обстановка восстановлены благодаря воспоминаниям односельчан. Для полного сходства остаётся только перекрыть крышу соломой. Семья жила небогато, обстановка в доме простая: иконы в красном углу, русская печь, сундук, на котором спал маленький мальчик Костя, швейная машинка, которая кормила семью – хозяин на ней обшивал соседей. Удивительно, но сохранился стол, за которым Константин делал свои первые «пробы пера» – заметки в местную газету, стихи и первые два рассказа: «Тётка Егориха» и «У кого поселяются аисты».

Дом всегда принадлежал родственникам писателя, последние десятилетия он использовался для хозяйственных нужд, поэтому его восстановление не потребовало много сил и средств. Да и соседи помогли – принесли в музей всё, что осталось у них с той эпохи. Например – домотканая дорожка, кухонная, а точнее печная утварь, предназначение которой сейчас приходится объяснять даже деревенским детям. Не так давно около дома заложили яблоневый сад.

Некоторые вещи и две иконы, принадлежавшие семье Воробьёвых, были переданы дочерью писателя Натальей. Она приезжает сюда каждый год на день рождения отца – 24 сентября. Хотя на самом деле Константин Дмитриевич родился 16 ноября, но именно 24 сентября отмечал своё рождение. В этот день он совершил удачный побег из лагеря в Шауляе и прибился к партизанам. Кстати, его первая повесть «Это мы, Господи!» об ужасах плена была написана как раз в партизанском отряде.

Рассказывать о творчестве Константина Воробьёва сложно. Его рассказы о детстве и родной деревне просты и красивы. А повести о войне потрясают ужасом личных воспоминаний. Его война не героическая, она – самое кошмарное, что может пережить человек. Поэтому Воробьёва не то, чтобы не печатали, а скорее замалчивали.

Галина Анатольевна Верёвкина вспоминает, что когда она в 1979 году поступала в курский пединститут, то на вступительных экзаменах отвечала именно про Воробьёва, и члены комиссии недоумённо морщились. Не нравился им такой выбор, да и многие не знали такого писателя. А сейчас, благодаря стараниям хранителя музея, все медвенские школьники знакомы с жизнью и творчеством своего земляка не хуже студентов-филологов.

Уроки литературы проходят не в школьном классе, а в музее, так понятнее. Смотритель работает в музее с первого дня, и это часть её жизни. И она не согласна с Константином Воробьёвым в том, что он всегда был сиротой. Это не так. В родном селе его и знают, и помнят, и чтут.

Как найти

Курская область, Медвенский район, с. Нижний Реутец, д. 18

Добираться до музея лучше на личном транспорте, расстояние от областного центра, Курска – 52 км, от районного центра п. Медвенка – 9 км.

График работы: понедельник–пятница с 14–00 до 18–00, суббота, воскресенье – выходные дни. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Заведующая музеем Верёвкина Галина Анатольевна

Еmail: verevkinaga@yandex.ru Тел.: +7-908-128-56-57

Комментарии