Добровская Керамика - ХранителиРодины.рф

Добровская глиняная игрушка, как никакая другая, близка к древнейшему, можно сказать первобытному искусству. О её истории говорить трудно, документальных свидетельств практически нет, да и живых свидетелей мало. Самые ранние игрушки на территории Липецкой области датируются 17 веком. Добровская игрушка сохранила традиционные простые сюжеты, формы, скупой архаичный декор.

ИСТОРИЯ СЕЛА ДОБРОЕ

История Добровского края своими корнями уходит вглубь веков. Заселён был этот край ещё в 10 – 12 веках выходцами из основного ядра Руси, больше всего из Черниговского, соседнего, княжества. Переселение было связано с экономическими причинами: ростом производительных сил тогдашнего феодального общества и возможностями освоить ближайшие, «пустопорожние», земли северо-восточной окраины.

Потоки таких переселенцев резко возрастали в период междоусобных войн удельных князей, от чего больше всего страдали городские низы и земледельцы.

Оседая по берегам Дона, Воронежа и их притоков, переселенцы давали безымянным рекам, озёрам, урочищам и своим новым поселениям знакомые по родным местам названия. Это было связано с бытовавшим тогда суеверием о существовании духов.

Поэтому, собираясь в дорогу, кочевники заклинали добрых духов следовать за ними, называя новое поселение прежним именем, они верили, что это имя привлечёт и их духов, и тени их умерших предков…

Возможно, поселение Доброе было названо не только потому, что место это на берегу Воронежа действительно доброе, раздольное, богатое плодородными землями и природными дарами. Во Владимирском княжестве было тоже Доброе. Много таких же названий что у нас, на Украине и в Белоруссии.

Краевед П.Н. Черменский писал, что « в районах сёл Доброе, Гудово, Каликино, Ж. Песков и других были обнаружены древние жилища славян,

населявших этот край ещё в 13 -14 веках».

Таким образом, 11 -13 века – начало заселения территории теперешнего района.

«Нормальное развитие феодальной Руси в 12 веке было нарушено страшным нашествием татаро -монгольских орд Хана Батыя.

Этому нападению в 1237 году первым из всех Русских земель подверглось Рязанское княжество, в состав которого входила тогда и территория района Доброго. Многие города и сёла были уничтожены…».

С начала 16 века Добровский край уже активно заселяется. На месте прежнего поселения (их называли городищами – остатками городов) возник

город Добрый (или Добренск – Добренское Городище). Упоминается оно в документах с 1597 года. Город входил тогда в состав Ряжского уезда. Добренск был обнесён деревянной стеной и окопан рвом. В городских стенах было 6 башен.

В 1610 году город известен как крепость. В этом же году был организован женский « Тихвинский» монастырь.

В 1637 году закончилось укрепление Доброго Городища, который стал входить в состав укреплённой Белгородской черты. К этому времени в городе два монастыря, служившие в целях обороны. В 1685 году образовался мужской Воскресенский монастырь.

Реформой 1764 года Добренские монастыри были ликвидированы.

В 1765 году Добрый стал уездным городом. В уезд входили 18 поселений.

Теперешний район примерно в тех же границах. Эти границы отмечены на карте. Эти границы отмечены на карте, составленной в 1683 году монахом

Гаврилой Пановым.

С 1674 года в Добром на реке Воронеж развивается судостроение, послужившее основой для открытия по указу Петра 1 Уваровской пристани, где ковался первый Российский флот (1700 год).

В 1675 году в результате сильного пожара городские стены Доброго почти полностью сгорели. К 1677 году город был выстроен вновь.

В двенадцатитомном труде известного исследователя, географа П.М. Семёнова – Тяньшанского «Россия» город Добрый, а потом волостное село Доброе упоминается как большой торговый центр с четырьмя годовыми ярмарками, имеющими всероссийское значение – весенней – Никольской,

летней – Тихвинской, осенней – Аспосской (Спасской) и зимней – Никольской. Длились они от семи до десяти дней. Эти ярмарки занимали большую территорию Доброго. Собирали они купцов, промышленников Раненбурга, Козлова, Тамбова, Липецка, Воронежа, Тулы, Москвы, Орла.

Кроме того, каждую субботу проходили многолюдные базары.

Эти базары продолжались вплоть до 1928 -1930 годов и далее. Большая часть товаров поставлялась из самого Доброго. В 1914 году здесь было множество лавок, которые торговали не только скупаемыми товарами, но и производимыми на месте, множество мастерских: 2 слесарные, 19 портняжных, 5 гончарных, (их изделия славились во всём Лебедянском уезде, куда входило Доброе, и далеко за его пределами) и многие другие.

Славилось село издавна своими умельцами. В Добром ещё в давние времена люди занимались керамикой. По всей округе в большом ходу были

глиняные горшки, по здешнему – махотки. Они отличались большой прочностью.

В селе Доброе изготавливаемая посуда пользовалась спросом не только в округе, но и за её пределами Посуда разная: от мелких рюмок до больших кувшинов для хранения зерна.

ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ПРОМЫСЛА СЕЛА ДОБРОЕ

Развитие многих народных промыслов берёт своё начало с седой старины. Не является исключением и наша Липецкая область.

Гончарный промысел в селе (тогда ещё городе) Добром существовал ещё в 17 – 18 веках. По результатам раскопок экспедиции под руководством А. Ю. Клокова фрагменты керамических сосудов этого периода были найдены в 2-х местах на территории села. Форма найденных сосудов близка к современным, но сосуды не были покрыты глазурью. Отмечается и декор - прочерчены горизонтальные и волнистые линии. В Добровском музее хранится также птичка – свистулька, найденная учащимися во время работы в огороде, лишённая какого – либо декора, простейшей формы, без ножек. Но эта находка не датирована, во всяком случае, добровские игрушки делали не менее 3-х поколений гончаров. К сожалению, об истории промысла нам удалось узнать только от мастера И.К. Пустовалова и из скудных архивных данных.

Пустовалов Иван Константинович (1926 г. р.) принадлежит семье потомственных ремесленников – гончаров, которые изготавливали гончарную посуду и занимались игрушкой.

Ещё с дореволюционного периода гончары были одной из наиболее зажиточных категорий населения села Доброго, этот разрыв ещё более увеличился в период коллективизации, так как колхозники работали за трудодни, а гончары – за наличные деньги. И дед его и отец – Константин Григорьевич (1895-1966 г.г.) и дядя – Василий Григорьевич были гончарами.

Возле их дома была мастерская с горном. С самого детства, с 10 лет дети игрушечников начинали приобщаться к ремеслу.

Иван Константинович и его брат, как и другие дети ремесленников, учились у своего отца. Уже в 10 лет Иван Константинович сделал сам мелкую посуду.

В селе Добром существовало несколько семей, традиционно занимающихся этим промыслом: Днеприковы, Долгих, Тюрины, Пустоваловы, Подлесных.

В 30-е годы в селе Добром работало 25-30 мастеров. Они работали дома. А в марте 1938 года организовали артель « Ударник», куда вошли около 17 мастеров. Организатором и первым председателем её был Днеприков Гаврил Иванович.

В первый год своего существования артель не имела своего помещения, и мастера продолжали работать дома. Через год была построена общая мастерская, в которой было 13 гончарных кругов.

Иван Константинович помогал отцу, который был обжигальщиком. Отец научил сына обжигать, глазуровать, а также складывать горн. Артельщики возили посуду на продажу в Липецк, Грязи, Елец, Чаплыгин, Воронеж, и другие места, где она пользовалась большим спросом. Также игрушки и посуду продавали на ярмарках, которые проходили по большим церковным праздникам.

Во время Великой Отечественной войны большинство мастеров были мобилизованы. Но артель не оставила свою работу.

« Промысловая кооперация, объединяя в своём составе большое количество предприятий, играет огромную роль в снабжении фронта многими видами продукции, и в условиях военного времени является главной базой производства товаров широкого потребления, обеспечивающей потребности населения в этих товарах».

С 7 декабря 1941 года председателем артели стал Пустовалов Константин Григорьевич. Перед артелью возникает множество хозяйственных проблем (о заготовке сырья, выпуске продукции, нехватке мастеров и др.) «В данное время артель не приступила к работе. В результате

чего план… не выполнен. Организация труда в артели не поставлена на данную высоту, в результате чего при артели нет ни глины, ни дров и корма для лошади». В связи с этим артель решила взять на обучение учеников в количестве 6 человек. Среди учеников был И.К. Пустовалов.

А уже в январе 1943 года на общем собрании членов артели решили вопрос о переводе учеников в мастера. Переведены были Пустовалов И.К. и Тюрин А.В., и с 7 февраля 1943 года они приступили к работе в качестве мастеров артели.

9 ноября 1943 года И.К. Пустовалов ушёл в Армию.

За два года … из артели ушли на защиту Родины…8 членов.

В 1945 году артель остаётся при одном производственном рабочем, который не в состоянии был выполнять производственную программу артели. Годовая программа выполнена лишь на 14%. Рабочая сила производства 11 человек, фактически имеется 6 человек. Годовой план установил выпуск гончарной посуды 50 литров на сумму 25, 75 рублей».

На 1 мая 1946 года численность членов артели составила 10 человек.

И.К. Пустовалов вернулся из Армии в 1947 году, но он не сразу вернулся к семейному промыслу. Он был вынужден его оставить из-за высоких (3 тыс. в год) налогов. По совету отца, для сохранения огорода, до 1950 года он работал в колхозе, затем, до 1954 года в Райпо.

В 1954 году Иван Константинович вернулся в « Ударник». В этом же году был выстроен деревянный цех. Артель просуществовала до 1978 года.

Добровская игрушка, как никакая другая, близка к древнейшему, можно сказать, первобытному искусству. О её истории говорить очень трудно, документальных свидетельств практически нет, да и живых свидетелей мало.

Добровская игрушка сохранила традиционные простые сюжеты, формы, скупой архаичный декор.

В начале 60 -х годов в село Доброе приехал известный коллекционер, врач, писатель, искусствовед, член Союза художников Г.М. Блинов. Он попросил И.К. Пустовалова сделать для него игрушки. Иван Константинович рассказывал: - «Я сделал их все разные, но не красил, а только отглазуровал». И это стало началом его всесоюзной славы, как мастера игрушечника. Ему посыпались много писем из городов России. Иван Константинович посылал всем игрушки. Фотографии его работ публиковались в разных книгах и журналах. Работы мастера стали брать на

выставки, приобретаться в частные коллекции. Впоследствии художественный фонд стал закупать игрушки Ивана Константиновича.

В 1978 году выделили под гончарку помещение старой церкви. Оно было не приспособлено для керамических работ, Иван Константинович вдвоём с братом собственноручно всё перестраивали.

Добровский керамический завод начал работать с января 1980 года Иван Константинович работал на гончарном круге, а остальные на шликере. На фабрике вместе с «дедовскими» чанами была поставлена современная техника: шаровые мельницы, пропеллеровые мешалки.

Ручная формовка уступила литью. Хотя гончарный круг и не останавливался. Иван Константинович проработал в цехе до 1985 года, потом ушёл на пенсию по инвалидности.

ДОБРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Добровская глиняная игрушка, как никакая другая, близка к древнейшему, можно сказать первобытному искусству. О её истории говорить трудно, документальных свидетельств практически нет, да и живых свидетелей мало. Самые ранние игрушки на территории Липецкой области датируются 17 веком.

Добровская игрушка сохранила традиционные простые сюжеты, формы,

скупой архаичный декор. Иван Константинович лепит коня, коня со всадником, корову, оленя, барана, козла, собаку, птичек, барышень.

У Ивана Константиновича было много учеников, как школьников, так и студентов. (Среди которых Князева Ирина Станиславовна, тогда ещё студентка ЛГПУ). Ирина Станиславовна впервые познакомилась с этим глиняным чудом на студенческой практике в добровском керамическом цехе, где в течении

нескольких недель Иван Константинович передавал свои знания об азах игрушечного дела студентам художественно – графического факультета ЛГПИ. Неоднократно встречалась с мастером для бесед и индивидуальных занятий.

Она то сегодня и продолжает дело мастера. Ирина Станиславовна Князева преподаёт изобразительное искусство в школе. А ещё занимается возрождением знаменитой добровской глиняной игрушки и обучает этому ремеслу юное поколение.

Среди учеников Ирины Станиславовны уже есть те, кто подаёт большие надежды в гончарном искусстве.

При школе действует кружок, где дети лепят из глины свистульки и различные традиционные для Добровского края, фигурки. Работы наших умельцев не раз выставлялись на различных ярмарках, фестивалях, конкурсах. Но главная задача мастера Князевой – передать свои знания и умения так, чтобы традиционная добровская игрушка жила, развивалась, прославляя, как и в былые времена, наш район.

Комментарии